Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций по микроэкономике




ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

 

Жирным шрифтом выделено самое важное. Это надо заучить на память. Если вы не будете этого знать, то не сможете сдать экзамен.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания - цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

 

В микроэкономике используются модели двух типов - оптимизационные и равновесные.

При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п. Это явилось основанием для того, чтобы назвать такую методологию экономического анализа маржинализмом, а тех, кто пользуется ею, маржиналистами (от англ. margin - предел).

Второй тип моделей - модели рыночного равновесия - используется при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса. Модели рыночного равновесия - частный случай более широкого и общего класса моделей экономического взаимодействия рыночных агентов. Они позволяют исследовать не только равновесные, но и неравновесные состояния экономики. Однако анализ неравновесных состояний обычно не включается в стандартные курсы микроэкономики, потому что они более сложные.

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные "фотоснимки" динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остается как бы "за кадром".

Реальная экономическая жизнь состоит именно в динамике, в движении от одного состояния к другому, и поэтому имеет мало общего с равновесными моделями. Однако равновесные модели имеют большое значение как «указатели дороги» для повседневной экономической динамики.

 

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА.

Рыночная экономика формировалась очень долго. Было много других экономических систем, но столетия естественного отбора привели к тому, что во всех развитых странах сегодня господствует рыночная экономика, потому что она самая лучшая, самая эффективная.

В рыночной экономике ресурсы получает тот, кто больше за них платит. Больше заплатит за какой-нибудь конкретный ресурс тот, кому он нужнее, или тот, кто способен извлечь из данного ресурса максимум выгоды. Таким образом, ресурсы попадают тем, кто может ими распорядиться наилучшим образом, что приводит к тому, что общество процветает и богатеет. Другие способы распределения, основанные на обычаях или на насилии, приводят к тому, что ресурсы распределяются неэффективно, и общество становится бедным.

Рынок - это общественный механизм распределения благ посредством добровольного, взаимовыгодного обмена. Принципиально важен факт добровольности – сделки, заключаемые под принуждением (чаще всего со стороны государства) – нерыночные и неэффективные. В рыночной системе сделки не только добровольные, но и взаимовыгодные. Предприниматели получают предпринимательскую прибыль, потребители – ренту потребителя. Если какая-нибудь сторона не будет получать выгоду, она просто откажется от сделки.

Рыночная система базируется на принципах приоритета частного интереса и конкуренции. Принцип частного интереса заключается в том, что человек старается ради себя и своей семьи, а не ради кого-то другого или государства. Принцип частного интереса даёт очень сильную мотивацию. При переходе от феодализма к капитализму темпы экономического роста резко увеличились, потому что люди стали работать на себя, а не своих сюзеренов. Принцип конкуренции означает возможность выбора. Человек экономический всегда выбирает самый лучший, самый выгодный вариант.

 

Субъектами рынка, или экономическими агентами, являются:

1) индивидуумы, иначе домохозяйства или потребители, покупающие конечные потребительские блага и услуги;

2) предприятия, осуществляющие преобразование первичных ресурсов в конечные или промежуточные блага и услуги;

3) собственники первичных производственных ресурсов.

Роли экономических агентов могут, конечно, совмещаться. Так, индивидуумы обычно являются не только покупателями конечных благ, но и собственниками своей рабочей силы, а нередко и других первичных ресурсов, например земли. С другой стороны, домохозяйства являются и предприятиями по производству многих конечных благ и услуг (приготовление пищи, строительство дома, ремонт квартиры, работа в саду). В качестве экономических агентов могут выступать также разнообразные общественные организации и объединения граждан, а также государство.

Обращающиеся на рынке блага (осязаемые и неосязаемые) называют, независимо от их происхождения, товарами. Последние различаются своими физическими свойствами и положением в пространстве-времени. Так, помидоры в Астрахани и в Архангельске - это разные, хотя, быть может, и физически однородные товары, равно как и помидоры ранней весной и поздней осенью. Эти различия объясняются отсутствием совершенной (вне времени и пространства) замещаемости товаров в производстве и потреблении.

Идеально рыночный механизм исключает какое-либо внешнее по отношению к самому рынку, государственное установление цен и объемов продаж, предполагает свободную игру рыночных сил. Государству отводится при этом роль "ночного сторожа", наблюдающего за соблюдением правил поведения на рынке, который рассматривается как самодостаточный инструмент для решения любых экономических проблем.

 

Плюсы рыночнойэкономики Недостатки рыночной экономики  
1. Реальная экономическая свобода 2. В результате конкуренции происходит эффектное распределение ресурсов. 1. Существование безработицы 2. Банкротство отдельных предприятий 3. Сам по себе рынок не может обеспечить достаточный платежеспособный спрос, т.е. предотвратить кризис перепроизводства 4. Рынок не в состоянии реализовать крупные научно-технические продукты 5. Парадокс: к онкуренция, являющаяся неизменным атрибутом рынка, под его воздействием может угасать 6. Рынок не может решить социальные проблемы. 7. С помощью рынка невозможно производство общественного блага и регулирование внешних эффектов.

 

Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий:

- Экономическая свобода и самостоятельное хозяйствование субъектов

- Многообразие форм собственности

- Ликвидация монополизма

- Обеспечение превосходства потребителя

- Устойчивые финансовые и денежные системы

- Открытость экономики: не резидентам данной страны даются те же права, что и резидентам

- Обеспечение социальной защиты населения и достаточно развитой инфраструктуры: транспорт, энергосистемы и др.

 

Структура рынка:

 

1.Потребительский рынок: рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок коммунальных бытовых и транспортных услуг, рынок жилья …

2.Рынок средств производства: рынок производственных зданий и сооружений, рынок орудий труда, рынок сырья, материалов и энергии, рынок полезных ископаемых;

3. Рынок информации и научно-технических разработок: рынок инноваций и изобретений, сфера информационных услуг, рынок продуктов творческого труда.

 

 

Рыночный спрос. Факторы спроса. Кривая спроса.

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.