КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика преподавания изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ. 1. Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников, а так же создает весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей. Первостепенная задача учителя - сделать уроки изобразительного искусства коррекционно направленными. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата - научить детей изображать те или иные объекты, а в том чтобы максимально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздейcтвия на личность умственно отсталого ребенка в целом. 2. Эстетическое воспитание это формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам. 3. Задачи эстетического воспитания 1) Формировать эстетическое восприятие; 2) Расширять сферу чувственного познания, 3) Углублять эмоциональные переживания школьников; 4) Развивать интеллектуальную регуляцию чувств; 5) Вырабатывать адекватную реакцию при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. 4. Рисование не является средством разностороннего исправления дефектов. Оно рассматривается как средство благотворного влияния на общее состояние детей с аномалиями развития. Изобразительная деятельность является важным фактором познания окружающей действительности. Она требует от рисующего проявления сложного комплекса различных умении. Чтобы нарисовать какой-либо предмет, его надо хорошо рассмотреть, определить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято - нужны еще специальные умения, чтобы это восприятие было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. На уроках изобразительного искусства у учащихся совершенствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира; развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют более активному формированию наглядного мышления. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета, величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнee, чем большее количество анализаторов участвует в этом процессе. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений. Проводимые на уроках специальные упражнения должны быть направлены на выработку координированной деятельности этих анализаторов. Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельности, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные, упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки
к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются бла гоприятные условия и для развития навыков письма. Занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму. Под влиянием целенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравнения, легче устанавливают сходство и различие предметов. Познание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам. 5. Занятия по изобразительному искусству играют значительную роль и в развитии эстетического восприятия. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной работы, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклассное время расширяется сфера их чувственного познания. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в особенности ощущении цвета, цветосочетаний, ритма. Особое значение для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация нa уроках изобразительного искусства доступных для их понимания художественных произведений (репродукций картин, скvльптур, декоративно-прикладных изделии и т. п.), через эмоциональное восприятие которых учащиеся вспомогательной, школы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетической оценке явлений окружающей действительности.
В процессе обучения изобразительной деятельности учащиеся приобретают некоторые знания основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность. Рисование достаточно широко используется на других учебных предметах. Детские рисунки облегчают учителю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность. Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащихся более целенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразовательное значение учебных предметов значительно повышается. Наконец, необходимо отметить, что уроки рисования помогают изучить некоторые индивидуальные особенности умственно отсталых школьников, Наиболее отчетливо это прослеживается в том случае, если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю более правильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу ИЗО. Получить оптимальные результаты в процессе изобразительной деятельности, значительно усилить эффективность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобразительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использования всех возможностей, заключенных в этом учебном предмете. Содержание коррекционно – развивающей программы: Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |