Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика преподавания изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

1. Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нрав­ственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школь­ников, а так же создает весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей. Первостепенная задача учителя - сделать уроки изобразительного искусства коррекционно направленными. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешне­го результата - научить детей изображать те или иные объек­ты, а в том чтобы максимально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздейcтвия на личность умственно отсталого ребенка в целом.

2. Эстетическое воспитание это формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.

3. Задачи эстетического воспитания

1) Формировать эстетическое восприятие;

2) Расширять сферу чувственного познания,

3) Углублять эмоциональные переживания школьников;

4) Развивать интеллектуальную регуляцию чувств;

5) Вырабатывать адекватную реакцию при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.

4. Рисование не является средством разностороннего исправления дефектов. Оно рассматривается как средство благотворного влияния на общее состояние детей с аномалиями развития. Изобразительная деятельность является важным фактором познания окружающей действительности. Она требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умении. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его надо хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято - нужны еще специальные умения, чтобы это восприятие было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. На уроках изобразительного искусства у учащихся совер­шенствуются представления о предметах и явлениях окружаю­щего мира; развиваются наблюдательность, зрительная память, воображение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавли­вать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета, величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнee, чем большее количество анализаторов участ­вует в этом процессе. Зрительные, осязательные, кинестетиче­ские ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений. Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.

Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные, упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки

к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются бла ­ гоприятные условия и для развития навыков письма. Занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

5. Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетиче­ские переживания способствуют обострению ощущений, в особенности ощущении цвета, цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация нa уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скvльптур, декоративно-прикладных изделии и т. п.), через эмоциональное восприятие которых учащиеся вспомогательной, шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность. Рисование достаточно широко используется на других учебных предметах. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобра­зовательное значение учебных предметов значительно повышается. Наконец, необходимо отметить, что уроки рисования помогают изучить некоторые индивидуальные особенности умственно отсталых школьников, Наиболее отчетливо это прослежи­вается в том случае, если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю более правильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу ИЗО. Получить оптимальные результаты в процессе изобразительной деятельности, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использования всех возможностей, заключенных в этом учебном предмете.

Содержание коррекционно – развивающей программы: Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правильность чтения – это чтение без искажения звукового состава слов соблюдением правильного ударения в словах | Декоративное рисование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.