КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Читателю
Письмо и путь к свободе 373 Письмо и этнический облик 370 Утрата письменности и миф о собаке 368 Съеденная письменность 363 Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры) 357 ЛЕКЦИЯ 20. Письмо в этнической традиции 357 Скифское послание 352 Знаки избыточности 349 Странный пищевой запрет 346 Сидение на шкуре быка — образ забвения 344 Обряды забвения 340 ЛЕКЦИЯ 19. Письмо забвение и память культуры 340 Детский смех Юмор индейцев 329 ЛЕКЦИЯ 18. Смех и истоки культуры 329 Стыд — залог будущего примирения 325 Аффекты и проблема зла 322 Заклинание охотника 318 ЛЕКЦИЯ 17. Архаическая личность аффекты и витальность 318 Культурогенная редуплекация 314 Женская генеративность 311 От девичества к материнству 308 О девичьей красоте 303 Бездомность и свобода девушек 300 Преодоление токсикоза культуры 297 ЛЕКЦИЯ 16. Женский путь из природы в культуру 297 Архетип юстевания 294 Структура гостевания 290 Миф о гостях бога 287 ЛЕКЦИЯ 15. Гость, приносящий благо 287 Яд культуры 284 Демиурги — маргинальные существа 281 Синтагматический распад 278 ЛЕКЦИЯ 14. Демиурги культуры 278 От постулата коллективного здоровья к новой парадигме 273 Заклинание здоровья 269 Архетип здоровья и личность 263 Гомеостаз организма и роль культуры 261 Подвижный критерий здоровья 256 Типология культур по отношению к здоровью 252 Интенция здоровья 249 ЛЕКЦИЯ 13. Этнология здоровья 249 Контрагенты жеста 247 Жесты и символика ног 243 Кинесический опыт человека 242 Шаг Майтрейи и теория жеста 236 Возможности человеческих рук и ног 235 Поза, жест и кинема 233 ЛЕКЦИЯ 12. Кинесика и жесты 233 Одежда и структуризация времени 230 Приманивание счастья одеждой 221 Свадебный дар головной убор и обувь 216 Стыд и сексуальность 213 ЛЕКЦИЯ 11. Тело в облачении одежд 209 Архетип вещи 204 Округлое тело 201 Космология и витальность 199 Хранилище вещей 195 Овещение человека 192 Вещь как жест 190 1 «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело 209 7 «Быть», а не «иметь» 316 2 Смех богов или обезьян? 331 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1-20 377 ЛИТЕРАТУРА К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ И ЛЕКЦИЯМ 1—20 384
В Древней Спарте не все было сведено к военному делу, и замкнутость не была абсолютной. Ее граждане проводили свободное время в слушании рассказов об обычаях и генеалогиях иноземцев. Сейчас нечто подобное называется исторической этнологией. Она учит антропологической герменевтике: за частным видеть всеобщее, а через всеобщее — частное. Историческая этнология относится к истории как к материалу и призвана из всего сложившегося и однородного вычленить Иное. Это Иное предстает в виде странных обычаев, непонятных предметов, других традиций, совсем другого человека. Часто этот человек не оставил нам письменных посланий, но только «артефакты» культуры. Как их прочитать, как пробиться к мыслям и чувствам тогочеловека? Если это удается сделать исторической этнологии, то она приближается к уровню этнографии — практической науки общения с живым человеком иной культуры. Не будем сейчас говорить о «сборе фактов» или «анализе фактов». Ведь самая главная цель этнологии — понять другого. Этнологический факт и есть такое понимание Иного, другой культуры, которое по глубине приближено к пониманию самого себя. История выявляет всеобщее и характеризует его универсалия- ми государства, общества, прогресса. Этнология, основанная на этнографических фактах, обращена к частному: к индивиду, общине, народу, традиции, вещи и жанру фольклорной культуры. Когда этнология рассматривает историю как свой материал, то высвечивается неповторимое чудо — событие культурогенеза. Это и есть предмет исторической этнологии. В лекциях использованы многочисленные этнографические факты. Они были найдены в литературе, но большею частью со- браны автором на Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, на огромном пространстве расселения русского этноса, кое-где за рубежом. Радость общения с людьми через обдумывание «факта» открывает путь к общению с людьми других эпох. Диалог культур — это профессиональное дело этнолога. Как освоить опыт исторической этнологии? Просто надо воспользоваться принципом гипертекста, по которому мы живем: можно сначала поесть, а потом погулять, или наоборот Войти в историческую этнологию можно с любого направления, с любой темы Историческая этнология — это колоссальный гипертекст человечества. Чем дальше отходить от сиюминутности, тем виднее становится эта черта. Но чтобы включиться в этот гипертекст, нужны некоторые научные понятия (традиция, архетип, инициации, тендерные роли и т. п.). По тонкому наблюдению профессора Наталии Садомской (РГГУ), в отечественной науке большинство понятий были загнаны в искусственно сконструированную историю первобытной формации. Сейчас нам приходится извлекать их из первобытности, чтобы описать общечеловеческие ситуации, например, вечно длящийся культурогенез. Надеюсь, что хоть какие-то страницы заинтересуют не только профессионала — этнолога (социального, культурного, культурального... и т. д. антрополога), но и просто читателя. Спасибо студентам Москвы, Кемерова, Улан-Удэ, Архангельска, которые прослушали фрагменты из этой книги в виде лекций. Опыт этого общения учтен в тексте. И особая благодарность сотрудникам Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), которые, храня поистине античное уважение к исторической этнологии, помогли в издании этой книги. Ян Чеснов, Дедовск Московской области
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |