Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспроизводство элиты




Циркуляция и воспроизводство элит. Убыстрение циркуляции российских элит является очевидным фак­том. Оно началось еще при правлении М.Горбачева за счет выдвижения наверх многочисленных представителей так называемых предноменкла-турных групп из разных общественных секторов (в основном речь идет о бывших руководителях среднего звена - начальниках отделов, подразделе­ний, служб). Это подтверждают данные сравнительного исследования, про­веденного ВЦИОМ в 1993-1994 гг., по «старой» элите образца 1988 г.

Так по этим данным, около 2/3 новой элиты в 1993 г. не входило в номенкла­турные ряды в 1988 г. Известно также, что средний срок, необходимый для того, чтобы сделать карьеру и добраться до номенклатурной должности, был весьма ве­лик и постепенно возрастал на протяжении 30 лет, предшествовавших перестройке - от 8 лет в 1953 г. до 23 лет в 1985-88 гг. В последнее десятилетие длительность среднего карьерного роста резко сократилась. Появились многочислен­ные примеры стремительных карьер, фактически невозможных в условиях брежневского режима.

Важно отметить, что обновление состава элитных групп происходит неравномерно. Хозяйственной элиты это касается в меньшей степени, чем политической, элитные группы на периферии оказались стабильнее, чем в центре.

Три четверти старых номенклатурщиков сохранили свои места и пя­тилетие спустя. В итоге интен­сивная мобильность во многом была ограничена перемещениями внутри элитных слоев и между этими слоями. Более того, ближе к середине 90-х гг. разворачивался процесс, который можно назвать час­тичной реставрацией политической элиты.

Можно выделить две волны обновления высших слоев. Первая из них была связана с вторжением реформаторов. Вторая же ознаменовала приход контрреформаторов, действия которых следует рассматривать как нор­мальное завершение реформенного цикла. В классических образах это вы­глядит так: «молодых львов» вытесняют «старые лисы».

Модели циркуляции и воспроизводства элитных групп следует допол­нить третьим элементом - расширением элитного состава. Увеличение элитных рядов в первой половине 1990-х гг. произошло более чем в 2 раза. Произошло значительное увеличение числа позиций, которые считаются «элитными». Это вызвано ростом числа новых хозяйствен­ных структур, руководителей которых можно отнести к новой хозяй­ственной элите. Но не в меньшей степени это относится и обусловлено рос­том политических и административных структур. Известно, что в течении первой половины 90-х гг. аппарат органов государственной власти вырос почти в 1,5 раза, на фоне общего сокращения числа занятых.

Реконверсия элиты. Изменение норм и правил властных взаимодействий во многом произрастает из процесса реконверсии элиты (т.е. перевода капитала из одной формы в другую). Это своего рода «переодевание» элиты. Решающим элементом подобного «пере­одевания» политико-административной элиты стало «обуржуазивание» элитных групп. Оно проявилось прежде всего в двух явлениях. Во-первых, часть политической элиты транс­формировала свое политическое влияние в экономический капитал. Представители политической номенклатуры сами вошли в новую бизнес-элиту или протежировали в хозяйственной сфере собственных детей. Во-вторых, «обуржуазивание» коснулось самой политической элиты - через расшире­ние коррупции. Коррупция существо­вала всегда, но именно в современной России она стала как никогда масштабной и открытой.

В результате политика стала ассоциироваться с самым прибыльным бизнесом. С одной стороны, крупные предпринима­тели ищут протекции государства и стараются получить от государства собственность и привилегии. С другой стороны, политики уже не удовлетворяются привычными атрибутами власти и известности. Их статусные позиции должны подкрепляться поступлениями на частные банковские счета. В результате крупные бизнесмены становятся полити­чески влиятельными персонами, а политики и генералы превращаются в весьма обеспеченных людей.

Фрагментация и консолидация элит. Следующий процесс, который заслуживает особого внимания, связан с взаи­моотношениями различных элитных групп. Здесь обычно сталкиваются две проти­воположные гипотезы — о фрагментации и консолидации элит. Гипотеза о фрагмен­тации утверждает, что происходит процесс плюрализации элит и возникновения многочисленных групп давления и интересов.

Противостояние законодательной власти, президентских структур и правительства, федеральных и региональных органов государственного управления, партийных группировок левого и правого толка, политиче­ской, военной и хозяйственной элит, отраслевых лобби, представляющий различные хозяйственные комплексы — все это вносит вклад в ситуацию властного плюрализма. Подобная ситуация может рассматриваться как проявление демократизации общества, но чаще в ней усматривают свидетельства вакуума власти и недостатка эффективного управления.

Противоположные оценки высказываются в рамках гипотезы о консо­лидации элит. Здесь утверждается, что разделительные линии между раз­личными элитными группами все более размываются, а власть концентри­руется в руках ограниченного числа субъектов. Законодательные власти не имеют особой силы; федеральные органы сохранили достаточно админист­ративного и финансового влияния над регионами, чтобы определять поли­тику на региональном уровне; военная элита по-прежнему лояльна и под­чинена политическим силам; «левые» и «правые» партийные группировки дрейфуют к политическому «центру». Не следует также преувеличивать конфронтацию политической и хозяйственной элит. Формируются слож­ные системы с размытыми границами между государственными и негосу­дарственными секторами экономики. На этой базе возникают так называе­мые «политико-финансовые группы» в их пределах осуществляется поли­тическая «торговля» ресурсами. Таким образом, несмотря на видимые про­тивостояния, происходит неумолимая консолидация элитных групп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.