Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство

Музыка

Основная статья: Музыка эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

 

 

Лютня — один из самых популярных музыкальных инструментов эпохи Возрождения

Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели).

В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Джованни Пьерлуиджи Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле.

В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

Примечания

  1. Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1

Литература

  • Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Абрамсон Марк Лазаревич От Данте к Альберти / Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Зинаида Удальцова. Академия наук СССР.. — М.: Наука, 1979. — 176, [8] с. — (Из истории мировой культуры). — 75 000 экз. (обл.)
  • Искусство раннего Возрождения. — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
  • История искусства: Ренессанс. — М.: АСТ, 2003. — 503 с.
  • Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
  • Андреев М. Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения// Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. — М.: Наука, 2005. С. 84-97.
  • Баренбойм П., Шиян С. Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи. М.: Слово, 2006. ISBN 5-85050-825-2
  • Государство как произведение искусства: 150-летие концепции: Сб. статей/ Инcтитут философии РАН, Московско-Петербургский философский клуб; Ответственный редактор Абдусалам Гусейнов. — М.: Летний сад, 2011. — 288 с. (PDF-версия)


 

Урок № 5 Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

 

Известные философы эпохи Нового времени:Данте Алигьери,Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон,Р.Декарт,И.Ньютон,Б.Спиноза,Г.В.Лейбниц,Т.Гоббс,Дж.Локк,Дж.Беркли

Особенности философии Нового Времени

Р.Декарт создает дуалистический вариант в своей метафизике(от греч.после физики,наука о сверхчувственных принципах,началах бытия)Сотворенный мир делит на 2 вида субстанции:духовную (мышление-это чувства,воображение) и материальную(от нее производны модусы протяжения-геометрические и физические свойства мира,все знания развиваются по естественным законам,могут быть приобретены в результате опытного знания)

1.Каждый человек должен идти по пути гармонии,критическое отношение к официальной религии и ее представителям

2. Учеными развивается новая астрономическая картина мира,бесконечность космоса,материалистическая линия в понимании мира без Бога(Дж Бруно был сожжен на костре)

3. По Ф.Бэкону предметом философии является Бог,природа и человек.Богословие остается за пределами науки. Всех философов ученый делит на 3 группы:

* Одних можно сравнить с пауками,которые ткут паутину своей системы лишь из индивидуального сознания,не подтверждая опытом

*Вторые могут быть уподоблены муравьям,они собирают в свой философский муравейник все,что встречается им на пути;это грубые эмпирики(направление в философии,признающее чувств.опыт источником знания,содержание знания есть описание опыта)

* Истинный философ подобен пчеле,которая облетает цветы,собирает различные соки и перерабатывает их в мед;иными словами подлинный философ должен перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным обобщениям.

Исследованию природы и развитию философии мешают заблуждения,предрассудки,познавательные «идолы»(«призрак», «видение»). Имеются идолы 4 родов:

1. «Идолы рода» коренятся в самой природе человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу,которое примешивая к природе вещей свою природу,отражает вещи в искривленном и обезображенном виде»

2. «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом узостью («пешерностью»)этого опыта;в этом опыте –и ошибки,почерпнутые из книг,основанных на заблуждениях других людей.

3. «Идолы площади»возникают в результате принятия слов «толпой»,при «взаимной связанности»

людей,когда слова либо имеют разный смысл,либо обозначают несуществующие вещи;включаясь в язык исследователя,они мешают достижению истины.

4. «Идолы театра» -это те или иные философские творения,гипотезы ученых,многие начала и аксиомы наук;они созданы для театрального представления,для «комедии»(игра в вымышленные искусственные миры)

Построение понятий «через истинную индукцию(от лат. слова наведение вид рациональной –эвристической оценки,позволяющий предвидеть или предсказать явления природы.В практической науке –это обобщение из опыта),-есть несомненное подлинное средство для того,чтобы подавить и изгнать идолы»

И.Ньютон –становление науки Нового времени,становление классической философии.Высока роль разума в достижении истины.Рационализм философии Просвещения наиболее ярко выражен Р.Декартом (1596-1650).Критерием истины у него выступает познающий разум. «Мыслю,следовательно,существую».Декарт строит теорию истины,которая базируется на субьектно-обьективной трактовке процесса познания,в котором объекту противостоит не просто человек,личность,но и субъект –субъективная реальность.Философия должна выступать как наиболее достоверная наука в «качестве универсальной математики»

Б.Спиноза(1632-1677) –выделяет 3 рода знания:

1.Знания,основанные на воображении(чувственный уровень познания);

2.Рассудочное знание(математика,лишено всякого субъективизма,процесс дедуктивного(от частного к общему) построения науки)

3.Интуиция-противопоставляется чувственному знанию,интеллектуальная,рассудочная деятельность,дает возможность уму «схватывать» общие понятия,содержание которых выражает подлинные свойства вещей,их сущность.Свой метод или способ построения знания,основанный на абсолютизации элементарного математического знания,Спиноза называл «геометрическим». В этот период вводится понятие «субстанция» -основа конкретного мира,проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.В основе мира лежит одна субстанция,поэтому его учение называется монистическим.Бог у Спинозы сливается с природой,что в истории философии называется пантеизмом.

Г.В.Лейбниц(1646-1716) развивает учение о множественности субстанций,лежащих в основе мира.Трактует особую духовную субстанцию –монаду.Поэтому его метафизика иногда называется монадологией.Монады просты,духовные точки,которые присущи конкретным индивидуальным вещам.Некоторые монады обладают памятью,их можно назвать душами.Душа-это начало,объединяющее человека с животным миром,некая первичная активная сила.

Т.Гоббс(1588-1679),Дж.Локк(1632-1704),Дж.Беркли(1685-1753),Д.Юм(1711-1776)-представители эмпиризма.

Т.Гобб выступая с позиций материализма,пытается «развести» философию и теологию.Теология-богооткровенное знание,которое не поддается рациональному анализу. В качестве объекта философии у Гоббса выступает человек.как существо природное,физическое,моральное,духовное.

Дж.Локк смешивает предмет и задачи философии в область гносеологии (учения о познании),занимая промежуточное положение между материализмом и идеализмом.

Дж.Беркли,Д.Юм-выступают с позиций субъективного идеализма утверждают,что материя не может существовать вне нашего сознания.Существует лишь духовное бытие,в котором есть идеи,они существуют в человеке пассивно,в виде страстей и ощущенийи не являются копией предметов внешнего мира.В духовном бытие имеются «души»,которые выступают в качестве активного начала,в качестве причины.

Философы французского Просвещения-Б.Паскаль(1623-1662),Ф.М.Вольтер(1694-1778),Ш.Монтекье(1689-1755),ж.Ж.Руссо(1712-1778),ж.Ламерти(1709-1751),П.Гольбах(1723-1789),К.Гельвеций(1715-1771),Д.Дидро(1713-1784)-отводят роль знаний в социальном развитии.Мир-это единое целое,связанное разумными законами механики. «Просветительский атеизм» базировался на тезисе о «Случайном и неслучайном»возникновении религии. «Случайность»возникновения связана с тем,что она есть продукт страха человека перед непонятным и неизведанным. «Неслучайное» возникновение религии обусловлено тем,что она определена социальными и культурными обстоятельствами,т.е.могла возникнуть лишь в прошлые невежественные времена. Критика философов направлена против религиозного мировоззрения,религиозных социальных институтов и против священников.

Урок № 6 Русская философия

Русская философия Средневековья(X-XVIIвв) выдвинула одним из первых философов митрополита Иллариона,который стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси после принятия христианства.Широкую известность в средние века получает доктрина монаха Филорея: «Москва -3 –й Рим»,а также переписка Ивана Грозного и Курбского,отражающая столкновение 2-х концепций развития русской государственности:абсолютной монархии и монархии ограниченной и просвещенной.Максим Грек(около 1470-1556гг) философ-гуманисти просветитель,26 лет находился в заточении,так как признавал дуализм тела и души,ратовал за свободу выбора человеком между добром и злом.Выдвинул идею Просвещенного абсолютизма. Под влиянием византийской культуры в религиозно-философских трактатах значительное место заняла морально-назидательная тематика(житейские добродетели,мудрость,правда,стяжательство и нестяжательствои др)Преобразования Петра 1 придали развитию российского общества особый динамизм.В этот период философия освобождается от богословия(Бог творит мир,но не вмешивается в ход его развития),теорию «2-х истин»,данные естественных наук.Большой вклад внесли М.В. Ломаносов и Радищев.Ломоносов доказал,что материя имеет атомно-молекулярное строение,что корпускулы(молекулы)находятся в беспрерывном,вращательном,колебательном и поступательном движении.Радищев развивая свои материалистические идеи,сравнивал природу с лестницей веществ,вершиной которой является мыслящий человек,мозг и нервная система которого составляет основу сознания.Общее для обоих мыслителей было то,что они носили просветительский характер.Взгляды Радищева отличались большим радикализмом(влияние природного,политико-юридического,человеческого факторов) на исторический процесс.Он критиковал крепостное правои абсолютизм,выход из которых видел в народной революции.

Русская философия 19-20вв.получила известность следующих направлений:славянофильство и западничество.Между ними развернулись дебаты по поводу определения пути будущего развития России.

Славянофилы(Хомяков,Аксаков,Самарин) ратовали за самобытный путь развития России без оглядки на Запад,который заражен индивидуализмом,рационализмом,раздвоенностью,идеализировали допетровскую Русь, критикуя Политику европеизации Петра Первого.Принципом общественного развития славянофилы считали православие,народность,самодержавие.Во 2-й пол.19 в.славянофилы превратились в националистов крайнего толка(Данилевский).Западники (Чаадаев,Грановский,Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы.Духовный идеал –католическая церковь(Чаадаев)Все западники не дооценивали историческое и национальное своеобразие России.

Материализм (Чернышевский91828-1889),Добролюбов,Писарев(1840-1868) и другие) Чернышевский придерживался антропологического материализма (вся природа развивается от низшего –к высшему,человек –часть природы,биологическое существо)Познание истины осуществляется в чувственных и логических формах,которые отличаются друг от друга лишь количественно.Практика –деятельность людей по преобразованию природы.Ядром этнической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма»,отдающая предпочтение разуму перед волей,просвещению перед нравственным совершенствованием.Эгоизм рассматривался как природное свойство,а добро сводилось к такому поведению,которое полезно максимальному числу людей. Концепция образования Чернышевкого основывалась на идее о том,что духовный мир человека и его поведение не предопределено генетически,а зависит только от обстоятельств и воспитания. Поборником Материализма был Писарев,развивший теорию реализма,суть которого состояла в том,что при изучении природы необходимо принимать только существующие явления,а при анализе общества потребности человеческого организма.Частью реализма является стремление к пользе,благодаря чему достигается рост умственного капитала,который позволяет обеспечить рост благосостояния людей.Достижение умственного минимума важнейшее условие революции,движущий силой которой –интеллигенция

Философия марксизма(Плеханов,Ленин-1870-1924) Особенность –практическая направленность,связанная с задачей изменения общественно-политического строя.Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины резко критикует русских махистов за их представления о мире как субъективной реальности.Разделяет взгляды Маркса,считая развитие производительных сил всеобщей причиной общественного развития,считал,что социалистическая революция начнется в высокоразвитых капиталистических странах. Ленин анализирует проблемы,связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории,классов и классовой борьбы,социальной революции,сущности государства.Выдвигает тезис о неисчерпаемости материи,исследуя проблему теории познания(взаимодействие относительной и абсолютной истины,критерии истинного знания)

Религиозная философия(Соловьев(1853-1900),Федоров,Булгаков,Бердяев(1874-1948),Флоренский)

Ведущими идеями Соловьева являются соборность,всеединство и абсолютная ценность человека.Всеединство рассматривается в 3 видах знания:

*гносеологическом-единство 3-х видов знания:эмпирического (науки),рационального(философии),мистического(религиозногосозерцания),которое достигается не в результате познавательной деятельности,а интуицией,верой.

* социально-практическом –единство государства,общества,церквина основе слияния католицизма,пртестантизма и православия;

* аксиологическом-единство 3 абсолютных ценностей: добра,истины,красоты,при условии примата добра.

В своих работах Бердяеев доказывал,что свобода человека есть мощь духа творить не из природного бытия.а из себя;необходимость же есть дурная,слабоя свобода.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космос,с возможностью их пребражения,с утверждением христианской любви и божественной премудрости,который свободен от распадаи уничтожения(Соловьев,Федоров)

Эсхатологическая философия-связана с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели Западноевропейской культуры,глубоких потрясений в России,катастрофических последствий развития науки и техники(Соловьв,Леонтьев) Федоров доказывал,что нельзя понимать конец мира как фатум,это противоречило бы христианской идее свободы.Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения,то оно может избежать конца мира,страшного суда и ада перейти в вечную жизнь.

Философия образования(Соловьев,Леонтьев,Розанов,Ильин)-перспективы образования в контексте философии:

*Образование должно быть традиционным(Соловьев),вера в бога,почитание национальных традиций,,ориентация на абсолютную ценность человека и его победу над смертью посредством любви,как космической силы,передача нравственных обязательств от одного поколения к другому.Стыд-чувство сильного смущения,жалость,представляющая милосердие,доброе отношение к другому человеку,благоговение-чувство неоплаченногдолга перед предками,обществом,народом,семьей,воспитание национально своеобразных людей(особенно его образованной части,состоящей из людей англо-французского воспитания)в духе славянофильства.Всякое заимствование в европейской культуре долны напоминать «работу» пчелы,собирающий нектар многих цветков,чтобы создать мед.В противном случаи Россия потеряет «свою историческую физиономию»и не будет отличаться от Западной Европы точно так же,как не отличается Бельгия от Голландии.

Доклад по теме: Русский космизм, Религиозная философия(Федорова,Флоренского,Булгакова). Философия образования (Леонтьев,Розанов,Лоссальский,Ильин).Циолковский,Вернадский.

 

Лекция № 7 Немецкая классическая философия.

 

В наибольшей мере принципы классической философии были выражены в немецком идеализме,который простирался от начала 18 до сер.19 века.

Его основные представители –это И.М.Хладениус(1710-1759),В.Гумбольдт(1767-1835),И.Кант(1724-1804),Й.Г.Фихте(1762-1814),Ф.Д.Е.Шлейермахер(1768-1834),Ф.В.Шеллинг(1775-1854),Г.В.Ф.Гегель(1770-1831),Л.Фейербах(1804-1872)

И.Кант-совершил переворот в философии,заложил основы понимания философии как науки.Расматривает процесс познания как субъектно-объектное отношение. Познающий субъект –это конкретный индивид,совокупность указанных способностей,которые существуют в сознании человека помогают ему познать мир с помощью априорных форм чувственности и разума.Далее в дело вступает рассудок,который облекает имеющиеся знания в форму понятий (например математика опирается на априорные (т.е.внеопытные)формы чувственности,такие как пространство и время.Иначе говоря, познающий субъект смотрит на мир как бы сквозь призму пространственного и временного расположения.Пространство в данном случаи –это априорная форма внешнего чувства,а время априорная форма внутреннего чувства.Именно такая априорность и определяет возможность существования математических истин,а значит математики как науки.) Понимание философии подвергается Кантом критике,так как оно базируется не на схемах рассудка,а на принципах психологии(субъективности переживания),космологии,теологии.Философия должна исследовать цели человеческого разума.Вершиной философии у И.Канта выступает этика,как высшая ценность.Этика регулирует отношения между людьми в системе нравственных норм,которым предписывается поступать так,а не иным образом.Нравственные правила не должны опираться на религиозные нормы,находиться в сознании человека.Нравственный закон должен существовать внутри человека,тогда он будет истинным и самодостаточным. «Моральный закон во мне».Нравственным является то,что связано с исполнением долга,долг по отношению к другим-делать добро,долг по отношению к себе-сохранять свою жизнь и прожить ее достойно.Долг всех людей друг перед другом(все равно,считают их достойными любви или нет) «Люби ближнего своего как самого себя»

Долг перед самим собой,И.Кант выделяет такие обязанности,как самосохранение,развитие естественных сил(духовных,душевных,телесных), «увелечение своего морального совершенства».Началом человеческой мудрости Кант считает моральное самопознание,совесть,которая выступает как своеобразный практический разум,с помощью которого человек осуждает или оправдывает поступки других людей и самого себя.

Герг Вильгельм Фридрих Гегель-исходит из принципа развития,дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях,уровнях развития.Констатирует диалектику как систему,формируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи.Гегель ставит проблему перехода от идеального(логического)к реальному,от абсолютной идеи к природе.Абсолютная идея должна сама выйти из себя и вступить в другие сферы.Природа одна из этих сфер.Природа объясняется из идеи,которая изначально лежит в ее основе.В основе диалектики лежат основные законы диалектики: «закон отрицания отрицания», «Закон перехода количества в качество», «Закон единства и борьбы противоположностей».Эти законы не существуют оторвано друг от друга,а реализуются как компоненты процесса развития.На идеалистических философских системах на ее фундаменте возникла материалистическая концепция –Людвига Фейербаха.

Л.Фейербах строит философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения. Источник религии лежит в страхе и бессилии человека перед природой,создает концепцию отрицания бога.Мышление вторично по отношению к бытию.Философия должна осмыслить бытие.Материальное(чувственное) первично по отношению к сознанию,именно это дает человеку как материальному существу способность ощущать и чувствовать.Поэтому в основе философии лежит не понятие Бога,или абсолютного начала а определенное,реальное начало.Посколько человек есть высшее творение природы,то именно человек должен стоять в центре философских размышлений.Философия Фейербаха является противоречивой с одной стороны он отрицает религию,а с другой –всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний,влияющих на человекаи в результате приходит к выводу о необходимости создания «новой религии»,которая заменит старую «новую философию».

Доклад по теме:Постклассическая философия(диалектический материализм-Маркс,Энгельс)

 

 

Урок № 8 Современная западная философия

Современная философия трактуется как палитра попыток «Окончательного «преодоления классической философии.Особенностью развития философии 20в.является то,что на нее оказали влияние социокультурные процессы,в частности изменившийся статус науки в обществе и культуры в целом.

Сциентизм-проявляется как мировоззренческая установка на то,что научное знание есть наивысшая культурная ценность,с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия.Исторически идеалом для сциентизма выступают прежде всего развитые естественные и математические науки.

Антисциентизм-социокультурная ориентация,основанная на широкой критике науки и как социального института,и как формы постижения мира,рассматривающая ее как «демона»,выпущенного из бутылки»,угрожающего человеческой цивилизации.

 

Сциентизм и атисциентизм важнейший признак современной культуры.

Направления сциентизма

Феноменология (внес вклад Гуссерль(1859-1938),он освобождает философию от психологизма и считает,что философия должна быть построена как строгая наука,освобождение от смысла, навязываемого естественными науками. Ученый рассматривает чистую структуру сознания,свободную от индивидуальных (психологических,социальных,расовыхи др)характеристик.Поэтому феноменология –это наука о чистом сознании,хотя в конце жизни Гуссерль вновь возвращается к психологизму.

Позитивизм-(О Конт,Дж.С.Милль),который развивает традицию философии из разряда наук. О.Конт(1798-1857гг) считает,что человеческий дух проходит в своем развитии3 стадии:

· Стадия религиозная,объектом которой является фиктивные образы теологии;

· Стадия философская,которая оперирует метафизическими абстракциями;

· Стадия научная,которая опирается на позитивные знания(отсюда сам термин «позитивизм»)

 

Прагматизм,представленный Ч.Пирсом(1839-1914гг),ДжДьюи(1859-1952),У.Джемсом(1842-1910)-философское направление,исходящее из критики классической философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека.Философия в понимании прогматизма должна помогать человеку «Двигаться в потоке опыта к каким –то поставленным целям,с целью улучшения человеческого мира..»У.Джеймс предлагает не просто опираться на имеющейся опыт, но реконструировать его за счет науки педагогики,преобразовывая систему образования.Время гениев-одиночек миновало и пришло время организации научных открытий.Эталоном науки выступает языковая система,которая относительно проста,логична и легко проверяема.Роль философии можно свести к анализу языка научной теории.Цель философии –логическое прояснение мыслей,подтверждение научной теории т.е верифицировано(достоверное описание опытных данных)

Постпозитивизм-К.Поппер(1902-1994)-ставит вопрос о природе рациональности в целом и механизмах развития научных знаний.От верификации к фальсифицируемости научных теорий,путем отбрасывания ложных знаний через опыт.Философия по Попперу не может быть наукой и должна связана с психологией,выступает за «реабилитацию метафизики»(с греч.,лат означает после физики-комплес естественно-научных сочинений Аристотеля)

 

Критический реализм-создание модели в виде завершенного образования,открытой системы,поисковой программы,выполнение 2 функций:

*логической(которая устанавливает рациональное знание нормам логики);

* методологической (конкретный научный опыт и принятый идеал рациональности)

 

Направления антисциентизма

Неокантианство-В.Виндельбанд(1848-1915),Г.Риккерт(1863-1936)-развивает трансцендентально-психологическое истолкование философии И.Канта,где особое внимание обращается на роль субъекта в процессе познания.

Берсонианствао или «Философия жизни»-А.Шопенгауэр(1788-1860),с.Кьеркегор(1813-1855),Ф.Ницше(1844-1900),В.Дильтей(1833-1911),А.Бергсон(1859-1941)-иррациональная концепция,с ограничением разумного познанияи абсолютизацией значения внерациональных(интуитивных,оценочных факторов)

Экзистенциализм-М.Хайдеггер(1889-1976),Карл Ясперс(1883-1969)-метафизика и философия-это не одно и тоже.Философия должна уловить особенность мира,сделать предметом своего внутреннего размышления через методы наук для исследования бытия,в тоже время критикует науку за то,что она далека от истории,искусства,поэзии,языка,бога) По мнению К.Ясперса философское мышление радикально отличается от научного,так ближе к искусству,наука всегда направлена на предмет.Назначение философии –это интеллектуальное спасение,размышления,синтез веры и убеждения.

Герменевтика- Кузнецов,В.Дильтей(1833-1911) -истолкование текста,уходит корнями в античность,средневековье,методологическая программа гуманитарных наук.Попытка объяснить психологические и объективные методы,через поступки,переживания,самовырожения,жесты,мимику людей и иных категорий:правды,лжи,эстетических оценок. Поэтому люди иной культуры не смогут понимать другой этнос.

Постмодернизм—возник в сер.20 в. как реакция на информационно-технический переворот в культуре,вызвавший крах тоталитарного мышления.Визитная карточка западной культуры как новомодное течение и в нашей стране.Суть его сводится к тому,что каждый человек может составить себе некий собственный коллаж(своя история,описание,объяснение,негативное отношение к научному мышлению,обыденный язык-объект философской рефлексии,мыслеизъявление,что позволяет ему строить собственное объяснение мира)Появился новый тип рациональности,основными составляющими которого является насилие и деболизм(ослабленность)

Доклад по теме:Аналитическая философия,Философская антропология,Религиозная философия,Прагматизм,Психоанализ,герменевтика,Концепция технократизма.

Урок №9 Раздел 2 Основы философских знаний.

Бытие

Под понятием бытия в самом широком смысле имеется в виду предельно общее понятие о существовании,о сущем вообще(А.Г.Спиркин).Убеждения человека о существовании окружающего его мира.Одни философы рассматривали бытие как нечто первичное,определяющее;Другие считают бытие отражением некоторой сущности,которая недоступна чувственному восприятию;Третьи полагают,что бытие само является абстрактной сущностью.Четвертые,что бытие –это бытие человека.Нередко «бытие» отождествляют с такими понятиями как «действительность», «существование» или «реальность». Его связывают с понятиями «небытие» и «ничто», «единичное» и «многое», «целое» «часть», «количество» и «качество», «сдержание» и «форма», «единичное» и «общее»,полагая,что каждое из них в той или иной мере выражает природу бытия.Парменид (540-470 до н.э.) в философском труде-поэма «О природе» бытие противостаит небытию,представляет неподвижное,неизменное,бесконечное,тождественное само себе сущее.Только бытие для него реально,небытие же –иллюзорно,так как его невозможно ин познать,нивысказать.

Современник Парменида Гераклит(ок.520-460 до н.э.) напротив утверждает,что основным свойством бытия является его изменчивость,непрерывное становление. «В одну и ту же реку нельзя вступить дважды»

Платон(427-347 до н.э.) Мир чувственных вещей пораждается миром «чистых идей».Каждая чувсвенная вещь имеет свою цель-идею,каждая из вещей является лишь моделью этой идеи.В философии Нового времени категория «бытие» рассматривается в тесной связи с категорией «субстанция»,которая служит служит для выражения единства бытия и под которой понимают неуничтожимый,неизменный субстрат,предельное основание бытия.У одних философов субстанция –нечто материальное,у других –идеальное,у третьих –то и другое.

Для Джорджа Беркли(1685-1753)основой бытия является духовная субстанция, «дух»,от которого все вся зависимо,в котором все живое живет,а все,что может двигаться –движется.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)-бытие-вполне самостоятельным независимым основанием реального мира материальную субстанцию, вто же время отожествляет субстанцию с Богом.

В феноменологии(Гуссерль1859-1938),например,бытие-это бытие предмета,мыслимого в сознании,бытие идеальной сущности.

Для экзистенциальной(Россия-Шестов,Бердяеев;Германия-Хайдегер,Ясперс,Бубер;Франция-Сартр,Марсель) философии бытие есть не что иное,как сам человек,его переживание своего «бытия- в мире»,непосредственно данное ему как существование.

Действительно категория «бытие» отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека. Таким образом,бытие –это объективная и субъективная реальность в своей совокупности.Бытие –это все то,что сущетвует.

Объективная реальность-это материальносоцио-природный мир.

Субъективная реальность –это мир психических состояний человека,его сознания,его духовности.

Основные формы бытия

Духовное бытие: Материальное бытие:

1.Индивидуализированное духовное 1.Бытие вещей «первой» «второй природы» 2.Бытие человека

2.Интерсубъективное духовное как социоприродного существа.3.Социальное бытие.

Характеристика материального бытия:

Под бытием вещей «первой природы» понимается существование материальных тел,прцессов и состояний,которые имеют естественное происхождение(Планета Земля,вся Вселенная,моря,леса,горы,флора,фауна Земли,ее природные ископаемые) Существует вне человека и независимо от него.

Бытие вещей «второй природы» десно связано с деятельностью человека.Это все,что сотворено человекоми нашло свое материальное воплошение:орудия труда,здания,сооружения,корабли,самолеты,автобобильные и железные дороги,телефонные и компьютерные сети,средства массовой информации и призведения искусства.

Бытие человека как природного и социального существа-предполагает его существование в мире вещей.Человек обладает физическим телом,внекотором роде вещь-способная мыслить, «способностью к суждению»(И.Кант) «Двойственность»-1.Человек – «мыслящая вещь»,способен давать оценку своим действиям,изменять свое поведение,контролировать

2.Чертой бытия человека является и то,что он связан с многочисленными и разнообразными социальными отношениями,способность к речевой деятельности.,обладание языком.

Социальное бытие-это совместное бытие людей,связанных между собой многообразными отношениями,экономическими отношениями,образование,когда человек формируется как личность(Карл Ясперс-1883-1969гг)

Характеристика духовного бытия

1.Индивидуализированное духовное бытие-духовное бытие(психические феномены,сознание,бессознательное поведение,идеи,принципы,нормы,правила,знания)бытие,принадлежащее отдельному человеку,неповторимость каждого человека:его психики,поведения,условий жизни,профессиональная деятельность,уровень образования.

2. Итерсубъективное духовное бытие-коллективное сознание и коллективное бессознательное,нравственные и этетические ценности,различные идеи,знания,закрепленные в общественном сознании.

Доклады: Проблема бытия в истории философии, «Виртуальное бытие».

 

 

Урок №10 Практическое занятие № 4 «Бытие»

Цель: Закрепить знания студентов по теме философия «Бытие»

План:

1. Понятие «бытие» у разных ученых философов?

2. Чем взгляды Парменида отличались от взглядов Гераклита?

3. Отличие духовного бытия от материального?

4. Выбрать правильный ответ:

Какое определение понятие «бытие» Вы считаете правильным?

Бытие-это …..

1.вселенная;

2.материя;

3.природа и общество;

4.вся совокупная объективная и субъективная реальность;

5. Окружающая нас действительность.

Проблемный блок

Для классической европейской философии характерно противостояние 2 концепций бытия.В 1-й бытие можно сравнить с окном,позволяющим взглянуть на мир явлений,на действительность.Во второй-бытие предстает как пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, которое позволяет увидеть лишь отраженные структуры разума.

Какие концепции бытия подразумеваются в первом и во втором случае? Назовите представителей европейской философии, которые придерживались этих концепций.

 

Урок № 11Тема: Материя

На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов.На1-м этапе «материя» отждествлялась с той или иной природной стихией (Огонь- у Гераклита,вода- у Фалиса, воздух- у Анаксимена и т.д.) этотэтап,который в философии называют наивным материализмом,характеризуется тем,что понятие «материя»формируется на основе наблюдения,а не экспериментальных данных.

На 2-м этапе материя отождествляется с атомами,веществом,с комплексом их свойств.С точки зрения Демокрита,материя –это совокупность бесконечного числа атомов.Все атомы неразрывно перемешиваются в пространстве. Различный характер взаимодействия между атомами прмводит к различному качественному «оформлению»существующих в мире вещей,их многообразию.В связи с тем,что плотность атомов в пустоте (небытии) различна,столкновение достаточно большого количества атомов образует вихрь, который становится причиной возникновения Земли,неба,огня,воздуха,Солнца,Луны и других материальных образований. Атомистическая модель материи,в основе которой лежат представления о дискретности материи,находит свое продолжение в натурфилософии и естествознании. Идея дискретного строения материи пользовалась авторитетом в науке вплоть до начала 20в.

3-й этап развития философского понимания материи связан с появлением механистического или метафизического материализма. Во многом это объясняется тем,что со времени Декарта(1596-1650) механика считалась самой совершенной наукой.В этот период разрабатывается понимание материи как субстанции –тела,с единственным свойством –протяженностью

.4-й этап формирования категории «материя» связан с тем, что было установлено,что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой частицей,он делим,что подтверждалось открытием электрона.

Кроме этого,физиками было открыто такое состояние материи,которое принципиальным образом отличалось от вещества.Это физическая реальность,называемая полем,имела свойство самостоятельно перемещаться,независимо от объекта.

5-й этап –это субстанциально-аксиологическое представление о материи,которое возникло в середине нашего столетия(совокупность многих атрибутов,охватывающих бесконечное многообразие существующих в мире объектов)

Материя –это универсальная категория,обозначающая объективную реальность,существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Категория «материя» является абстракцией.Не существует материя вообще,как не существует человек вообще, белизна вообще и т.д… Материя вечна и бесконечна,несотварима и неуничтожима и находится в постоянном движении в пространстве и времени. Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами.Кроме атрибутов,неразрывно связанных со всей материей,различают еще и ее модусы,т.е. такие свойства отдельных видов материи,которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития(теплопроводимость,электропроводимость,наследственность и т.п.)

Структурные уровни развития материи

1.Природа-неорганическая природа-вакуум,элементарные частицы,атомы,молекулы,макротела,планеты,галактики,метагалактика.-

2.Неорганическая природа-ДНК,РНК,белки,клетки,многоклеточные организмы,популяции,биоценозы.

3. Общество-человек,семья,социальная группа,нация,этнос,народ,человечество.

Как известно,в астрономии.космологии и физике существует гипотиза о происхождении Вселенной путем «большого взрыва»в вакууме,способствовавщий возникновению различных элементарных частиц.(около 18 млрд лет назад). Это привело в свою очередь к созданию атомов и молекул,затем макрочастиц, макротел,звезд,планет,органических веществ,жизни в ее различных формах и проявлениях. В последние годы физики ведут интенсивные поиски создания единой теории взаимодействия,которая способна более глубокому проникновению в тайны Вселенной. На уровне макро и мегамира происходят более сложные процессы. С течением времени в результате взаимодействия различных форм живой материи образуются особые ее системы,называемые популяциями(например,популяции сумчатых в Австралии,обезьян в Африке или Южной Америки,осетровых рыб в Каспии,растений в сибирской тайге) и т.д. Взаимодействие нескольких популяций между собой и окружающей их природой приводит к образованию биоценозов.

Взаимодействие биоценоз образуют жизненную систему,которую называют Биосферой(с атмосферой Земли,с ее водной поверхностью и с Космосом)

Доклад на тему: Проблема материи в истории философии.

Закрепление:

Укажите,какое из данных определений соответствует материализму:

1.Материя-это все то,что не является сознанием;

2.Материя-абстракция,не имеющая под собой реального основания;

3.Материя-это постоянная возможность ощущений;

4.Материя –это объективная реальность,сущестующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им;

5.Материя-это все,что обладает массой и энергией.

 

 

Урок № 12 Тема: Природа

Запишем слово «природа» следующим образом:»при-рода». Природа –это то,что находится при роде человеческом,то,из чего рождается сам человек.Он изменяет природу и символизирует себя в ней(через информацию,скульптуру,компьютер и т.д)Близки по своему значению термины «природа» и «материя».Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных,а остальная природа и материя совпадают. Итак,природа –это совокупность естественных условий существования человека и общества(широком смысле). В узком смысле под природой понимают естественную среду возникновения и существования человека и всего живого.Австрийский геолог Э.Зюсс в конце 19 в. ввел в научный оборот термин «биосфера»,обозначающий как совокупность всех живых организмов,так и среду их обитания –воды,нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры. Биосфера представляет собой единство 2-х компонентов:живых организмов и среды их обитания,образующих целостную динамическую систему,находящуюся в непрерывном развитии. Среда обитания живой материи входит в географическую среду-земную природу,пригодную для жизнидеятельности в том числе и человека.

В географическую среду входит земная кора,нижняя часть атмосферы, околоземное космическое пространство,воды,почвенный покров,растительный и животный мир..и.т.д.. Понятие «природа» во всех его значениях непрерывно развивается под воздействием науки главным образом практики. На современном этапе вся планета рассматривается как элемент Солнечной системы. Биосфера включает в себя сложные саморазвивающиеся биологические системы-биогеценозы,взаимодействующие с такими элементами географической среды,как рельеф почвы,горные породы,реки,озера,моря,ледники,снежники,а также с различнымиживотными,растениями,микроорганизмами.(В настоящее время на Земле насчитывается около 2 млнмлн видов животных и 500 тыс. видов растений)

Античная философия космоцентрична,космос понимается как неразделенность природы и человека.

Греческие философы не противопоставляют природу человеку,согласие и гармония с природой.

Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы,которая ведет вниз,от Бога к человеку и от человека к природе.Человек в глобальном масштабе подчинен природным закономерностям и ритмам.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного изучения и поприщем активной практической деятельности человека.,маштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук,физики,химии,биологии.

В 20 веке(20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу,которая не только созидает, но и разрушает,русским мыслителем В.И.Вернадским и французским философами Т,де Шарденом и Е.ЛЕ-РУА вырабатывается концепция ноосферы.Ноосфера-это область господства разума,когда человек руководит ходом природных ресурсов на основе разума.,науки и техники. Должны возникнуть новые формы обмена веществом и энергией между обществом и природой,которые не будут причинять вреда природе,а способствовать ее сохранению. Как считают специалисты по «экологическому космизму»,основной ресурс Земли –не запас вещества и энергии,а запас закономерностей(полезные ископаемые-глаза,уши,нервы,сосудыдля перетока космических энергий,а наша планета –живой организм.Ноосфера предполагает открытие новых источников энергии(преобразование).Равенство.Исключение войн из жизни общества.Это новая геологическая оболочка Земли,включающая революционные процессы(слияние воедино наук,появление новых наук:геохимия,биохимия) Условия,при которых биосфера превращается в ноосферу:

1.Рост разработки международных полезных ископаемых (возрастание механически извлекаемого материала из земной коры)

2.Массовое потребление (сжигания)продуктов фотосинтеза.

В конце 20в. все большое развитие получает синергетика-наука о сложном,о том,как в хаосе устанавливается определенный порядок,который рано или поздно разрушается. Синергетика от греч. Приставка со значением совместимости.Междисциплинарное направление науки в физич-х,

хим-х, биол-х,эколог-х,соц-х принципах самоорганизации.У истоков науки синергетики стоят ученые: Ричард Бакминстер,изобретатель,дизайнер,а также Фуллер,Улам-компьютерщики, И.Забуский(синергический подход мат-х и физич-х систем уровнений)Г.Хакен(физико-химич-я,мат-физич Брюссельская школа) н.Н.Моисеев-эволюционизм и коэволюция человека и природы. Синергетика выявляет пути зарождения в хаосе порядка,его поддержания и распада.Все возникает из хаоса.Откуда взялись –звезды,планеты,жизнь,сообщества людей? Ответ ученых: Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неустойчивом состоянии.Произошел большой взрыв,вакуум разогрелся до 10/19 градусов Кельвина.При такой гигантской температуре не могли существовать современные молекулы и элементарные частицы.Взорвавшийся вакуум стал расширятся и вследствие этого охлаждаться.Появилось вещество,началось образование химических элементов.Позднее возникли звезды и планеты.Биологическая эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад.Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад.Лишь последние 100тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи,мышлению,широкому использованию орудий труда.Возраст цивилизации составляет всего около 20 тыс.лет.Не Бог,а случайности привили к образованию тех упорядоченностей,от законов физики до наших ценностей.

Уровни организации природы:

1.Неживая природа: вакуум,элементарные частицы атомы,молекулы,макротела,планеты,звезды,галоктика,система галактик,метагалактика(Часть Вселенной,доступная современным астрономическим методам исследования).

2.Живая природа: доклеточный уровень(нуклеиновые кислоты,белки),клетки,многоклеточные организмы,популяции(особи одного вида),биоценозы(совокупность всего живого на данном участке суши или водоема)В мире природы важнейшее значение имеют пространственные и временные характеристики объектов:длин,площадей,объемов-пространство(трехмерно) и время(одномерно- обозначается в формулах одной переменной т,сменяемо,необратимо) Описание свойства физического пространстваи времени характерно для макромира-мира объектов,обладающих масштабностью человеческого тела. В микромире пространство и время обладает другими характеристиками,например пространство может быть девятимерным. Биологический возраст,пространство и время приобретают другую значимость(пример последний абзац стр212) Выиграть время пространство –значит добиться совершенства в жизни. - стр 212 В.А.Канке Основы философии

Из 4-х ведущих философских направлений наших дней –феноменологии,герменевтики,аналитической философии и постмодернизма –тема природы занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтики. В аналитической философии стремятся реализовать научный, научно-технический подход к природе на основе естественных наук(достигнуты большие успехи)

Герменевты рассматривают природу как включенную в бытие в мире человека,для того чтобы понять природу,а не хищнически к ней относиться. Человек находится в условиях,когда он выдужден проверять природу на «человечность».Природу изучают естественные науки: физика,химия,геология,биология,философия. Перед человеком стоит трудная задача обеспечить совместную эволюцию общества и природы- Н.Н.Моисеев.Экология-впер.с греческого означает наука о доме. Человечество стоит перед проблемами биоэтики.(отношение человека к живой природе),медицинской этики(эвтаназия-убийство из милосердия) и т.д…

Доклады: Взаимодействие человека и природы;

Современные представления о живом.

Урок №13 Тема: Сознание

Важной отличительной особенностью человека как социального существа является наличие у него сознания,с помощью которого он проникает в тайны Вселенной и своего собственного Я,прогнозирует результаты своей деятельности.,создает материальные и духовные ценности,тем самым,осваивая и творя мир природы и мир социума. Сознание человека качественным образом отличается отпсихики животногопрежде всегов том,что оно является не только психическим,но и социальным феноменом.Сознание есть продукт не только и не столько природного развития,сколько общественно-трудовой деятельности.Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: философией, социологией,психологией,биологией,нейрофизиологией,кибернетикой, теорией информации,юриспруденцией и психиатрией…ит.д.. Физиологи обращают внимание на механизмы функционирования сознания,связанные с переработкой поступающей информации. В социологии сознание понимается как феномен духовной жизни.. Философы предлагают множество различных определений понятия «сознание»Одни из них сводят сознание к матери(вульгарный материализм-сводят сознание к физическим,энергетическим или информационным процессам,отождествляяего с материальными явлениями,достижение генетики физиологии высшей нервной деятельности,успехи «искусственного интеллекта».теория сознания превращается в разновидность физики или физиологии,где духовные феномены рассматриваютякак телесные,а психические состояния –физиологические явления,попытка свести сознание к вакуумным полям,суперголограммам,суперкомпьютерам,в связи с гипотезой о квантово-механической природе мозга существует предположение,что мозг представляет собой космическую систему,связанную со Вселенной 2каналами-энергетическим и информационным,одно из звеньев космического информационн-смыслового поля,делается вывод о том,что на сознание человека могут воздействоватьобширные информационные поля уже умерших людей-этот вывод не подтвержден научными фактами),другие- объявляют сознание самостоятельной субстанцией,существующей в виде мирового, абсолютного разума (объективный идеализм-бог является воплощением «абсолютного разума»,наделил способностью мыслить через язык выражать свои мысли,взаимодействие человека с «трансцендентальной медитацией»-часть разума Вселенной,результат деятельности высших сил,телепатия,парадиагностика,экстрасенсорные воздействия индуктурана реципиента,психокенез-не изучено),либо как непосредственная данность субъекту (субъективный идеализм).

Сознание-это связанная с речь способность человеческого мозга целенаправленно,обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.В этом определении сделана попытка выделить существенные признаки феномена сознания.

1.В этом определении обращается внимание на то,что сознание как психическое явление возникает на уровне высокоорганизованной материи,что оно неразрывно связано с человеческим мозгом.(поражение задней 3-ти первой лобной извилины левого полушария приводит к тому,что больной теряет способность говорить,хотя может понимать речь других людей,деградирует человек,когда попадает в алкогольную или наркотическую зависимость,от чего происходит деформация сознания и мозга))

2.Способность отражать действительность происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных субъективных образов(идеальные образования,а не материальные,например когда в сознании у человека возник образ мяча или арбуза,то человек не может потрогать мяч или отрезать кусочек арбуза)

3.Взаимосвязь языка и сознания,язык служит средством оформлением сознания.,средством выражения и передачи продуцируемых сознанием идей. В языке и речи,т.е. в словесной форме осуществляется способность к обобщению и абстрагированию(например,чтобы знать что собой представляет высшее учебное заведение нужно знать что такое учебное заведение)-вербальная форма общения.

Невербальная форма: образно-символическая форма общения,связанная с использованием сигнальной системы,которая вызывает и преобразует соответсвующие сигналы образы.(например-искусство,литература,живописьне словесные формы,а рисунок,колорит,композиция,выражающая замысел художника)

4.Активность,целенаправленность сознания-это результат преобразующей,творческой деятельности.,творение образа,способностью предвидеть,разработка прогнозов развития природных и социальных явлений и процессов,способность оценивать.

Сознание связано с окружающей человека действительностьюпротиворечивыми отношениями.С одной стороны сознание есть продукт мозга,его функция. С другой стороны,на сознание и его развитие оказывает сильное влияние природная и социокультурная среда,а также духовный мир индивида,его личный опыт,с 3-й стороны воздействие сознания на природу,социальный мир,духовную жизнь человека,когда сознание является источником различного рода идей и проектов.На современном этапе интерес к проблеме сущности сознания возрастает.Исследования в этой области концентрируются в 3-х основных типах программ.

1.Инструменталистские программы- «сознание –это способ и форма жизнедеятельности человека,где нужны знания познавательно-информационногообеспечения. Для реализации этих программ создаются модели сознания «искусственный интеллект».

2.Интенционалистские программы имеют дело с предметным изучением восприятий,воспоминаний,фантазий,грез,т.е. психических феноменов,придающих смысловое значение языковым выражениям.

3.Кондиционалистская программа-взаимосвязь,взаимозависимость сознанияс особенностью телесной организации,строением и функциями психики,а также условия бытия человека.

Все программы нужно рассматривать в единстве.

Структура сознания:-схема стр 57 А.К.Рычков,Б.Л.Яшин Философия

1.Сенсорно-перцептивные способности изнания,полученные на их основе-сенсорные и перцептивные способности вместе спервичными,непосредственными знаниями об окружающем человеке мире и о себе самом как физическом,материальном теле,которые он получает с помощью различных видов ощущений,восприятий,воображения(репродуктивный,творческий потенциал)

2.Логико-понятийные способности знания- знания,полученные на основе-мыслительной деятельности предполагающий использование логико-понятийные способности и знания,полученные путем различного рода рассуждений.,тех или иных умозаключений,доказательств,опровержений,логических суждений.

3.Эмоционально-волевые способности- связана с внешним миром,личностные переживания,воспоминания,чувства,настроения,радость,скорбь,любовь,ненависть,наслождение,отвращение.Роль этих эмоций служит инструментом,с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах(негативные,позитивные последствия жизнедеятельности человека)

4.Способности к ценностно-смысловой оценке деятельности,ее идеалы и мотивы-без ценностно-смысловой оценки человек моло чем отличался от поведения животного. Левое полушарие- «отвечает» за рациональность,абстрактность мышления,а правое за конкретность,образность,экспрессивность.

Самосознание-это особая форма сознания,которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия,чуства,мысли,мотивы поведения,интересы,свое положение в мире. Самосознание способствует тому,что у человека вырабатывается критический подход к самому себе,внутреннему миру,чувству меры,либо переоценке собственного «Я»,а иногда к душевному расстройству.

Схема стр 58 А.К.Рычков,Б.Л.Яшин Философия

Доклады на тему: Сознательное и бессознательное;Коллективное и бессознательное.

Закрепление: Почему теме сознания в философии придают большое значение?

Урок № 14 Тема: Познание

Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития.Термин «гносеология» происходит от греческих слов «гносис»- знание и «логос»-понятие,учение.

Гносеология изучает природу человеческого познания,отношения знания к реальности,условия его существования в системе культуры и коммуникации,критерии истинности, а также формы,способы и закономерности достижения истинностного знания. Позднее появился термин «эпистимология»,который очень быстро получил широкое распространение. Под этим термином принято понимать теорию научного познания. Со времен Декарта западноевропейская философия рассматривает познание через отношение

«Субъект –объект» Под субъектом познания понимают носитель целенаправленной,активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки,которым может быть индивид,коллектив,социальная группа,общество в целом.

Объектом познания обычно называют то,на что направлена познавательная деятельность субъекта,материальные,духовные явления. В процессе познания субъект и объект оказывают значительное влияние друг на друга.Сам субъект социален по своей природе,а значит и образы объекта отражают состояние общества на данном уровне его развития.

Концепции познания

1.Причинная концепция-познание представляет собой результат взаимодействия 2-х природных систем,а знание возникает лишь в силу активного физического воздействия объекта на органы чувств пассивного субъекта(Гоббс,Локк)

2.Деятельностная концепция-где познавательный процесс представляет взаимодействие объека и субъекта,в котором активность субъекта понимается как способность человека,обусловленная социокультурной средой(ВЫготский,Копнин,Лекторский и др.)

3.Генетическая эпистемология-(Пиоже -1896-1980)рассматривает познание как взаимодействие объекта с активно действующим природным (биологическим) субъектом.Благодаря этому взаимодействию, «субъект» раскрывает и познает «объект» его интеллект или мышление.

4.Эволюционная теория познания-(Фоллмер)-основанием познания считается «мир средних размеров», «мезокосм»,который является доступным человеку для наблюдения и из которого он получает образы-восприятия,способность психики приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.

Процесс познания- схема стр 146 А.К.Рычков,Б.Л.Яшин Философия

1. Чувственное познание- представление,восприятие,ощущение.

Представление-это опосредованно-чувственный образ премета,созданный на основе восприятий.

Восприятие-когда объек воздействует на органы чувств,отображается в сознании во всей его целостности.

Ощущение-является простейшим,элементарным отражением отдельного свойства материального предмета,непосредственно взаимодействующего с органами чувств.

2.Рациональное познание-умозаключение,суждение,понятие.

Умозаключение- это форма мышления,посредством которой из одного или нескольких суждений получают новое суждение.

Суждение-это мысль,в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.

Понятие-это форма мысли,в которой отдельные предметы или группы обобщаются и выделяются в некоторый класс на основе совокупности общих существенных признаков.

3. Общественная практика.

Немаловажное значение для теории познания имеет и вопрос о соотношении чувственного и рационального.

Сенсуалисты преувеличивают значимость для познания чувственных форм.

Рационалисты отдают приоритет в познании формам абстрактного мышления.

Доклад на тему: Теория познания

1.Чем отличается понятия «гносеология» и «эпистемология»?

2.Перечислить основные философские концепции познания.

3.Назвать формы чувственного познания и абстрактного мышления.

 

 

Урок №15 Тема: Наука

Наука –это деятельносьть человека по выработке,систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание,а лишь хорошо проверенное и обоснованное.Наука зародилась в древности,гении Аристотеля,Архимеда,Евклида тому свидетельство. Длительное время научное знание было доступно немногим. Ситуация изменилась в 16-17вв.В Новое время наука становится широко распространенным явлением,появляется много образованных людей.В науке различают 2 уровня исследований –эмпирический и теоретический.Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.Основа эмпирического исследования –эксперимент(от лат. экспериментум –проба,опыт).В этой связи особое значение имеют приборы.В отличие от философии, частные нуки изучают отдельные фрагменты действительности,но не постигают мир как целое и его универсальные законы.Частные науки служат эмпирической базой философии,но это не означает,что она находится в полной и постоянной зависимости от этих наук.У философии существует свой самостоятельный путь познания мира посредством умозрения и интуитивного озарения. В философии можно выделить область рационального знания, представленного гносеологией,онтологией,теоретической этикой,историей философии.Более того, возникновение и развитие философии представляют нам убедительные свидетельства того,что сама она выросла из научных знаний,и никогда в последующем не теряла связи с ними. Так,системы Аристотеля,Декарта,Канта,Гегля,Маркса и многих других философов вполне удовлетворяют таким критериям научности,как рациональность,объективность,системность,интерсубъективность. Философия может быть представлена на разных уровнях познания: научном,обыденном,художественно-образном и мифологическом.Нет никаких оснований сводить философию к субъективности,как это делал Ницше,утверждая,что философия есть личное творчество отдельного мыслителя,выражающая его субъективный мир.Любая философская концепция субъективна лишь по форме,но объективна по своему содержанию.Индивидуальные особенности мыслителя оказывают значительное влияние на его философские построения.

Сообщения:

1.Образование как ценность;

2.Наука и общество;

3. История взаимоотношения философии и науки (античность,средневековье,Новое время,в современное время)

4. Религия и наука.

5.Этика ученого

Закрепление:Чем эмпирические исследования отличаются от теоретических?

 

 

Урок № 16. Тема: Человек

В переводе с греческого антрополоия означает учение о человеке.На современном философском понимании человека лежит печать антропоцентризма (отдельного человека).

История воззрений на природу человека

 

1.Философы античности,особенно натурфилософы,рассматривали человека как образ космоса,как «малый мир»,микрокосмос. Человек часть космоса. Мы люди Солнца,без Солнца нам плохо.Ученые

предсказали,что Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта» и поглатит Землю.

2. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом,состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

3.В средневековой философии главное размеживание приходит не столько между телом и душой человека,сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».Природа человека понимается как 3-х частная:тело-душа-дух. Духовность человека состоит в его совести,со-вести с Богом,реализуется в высоких чувствах Веры,Надежды,Любви.Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной,католической,протестантской концепциях человека,т.е.в рамках основных вероисповеданий христианства.В 17 веке из западной церкви выделилась протестантская.По мнению Фрэнсиса Бэкона в человеческой природе коренятся 4 вида «призраков»:1.Заблуждение;

(иллюзии,химеры) 2.Призраки пещеры-следствие воспитания,образования,результат привычек;

3.Призраки рынка-словопрение, академическое красноречие,критика бесплодной схоластики,высокопарная риторика.

4.Признак театра-икажающие ложные теории под воздействием философских учений.

4.В Новое время специфика человека усматривается в разуме,в мышлении,рациональности.Ясное содержание души –это сознание.Такова позиция Декарта.И.Кант ставит в конечном счете превыше другие познавательные способности, каковых у него 3 –рассудок,способнось суждения,разум.Изобретение философии Нового времени –это «сверхчеловек» Ницше. Разум понимается как болезнь, заблуждение,омертвляющее человека.Во главу угла ставится страсть,лидерство,вино,курение,буйство фантазии и импровезации,протест против послушания и всякой хилости. Спиноза вводит понятие «модусы»-конечное состояние субстанции.Человек по мнению ученого –сложный «модус».

5.Философия 20в.продолжает поиск подлинности человека.Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания.Согласно постмодернистам,человек существо бунтуюшее.,бессознательное(Зигмунд Фрейд,Кант,Гегель,Шопенгауэр,Ницше) сумели придать представлениям о бессознательном практическое значение,они позволяли лечить людей,избавляться от психических недугов. Главная идея Фрейда была довольно простой:человек существо эротическое.Глубинная сущность человека –сексуальное влечение-либидо(эрос-инстинкт жизни;Танатос-инстинкт смерти) Сексульное влечение вытесняется из сознания и становится бессознательным.Ученик З.Фреда ЮМ щвейцарский психиатр под коллективным бессознательным выделяет 5 структурных элементов психики:1Я,Анима(основа настроений,делает нас живыми,при рождении человек сливается со Вселенной,накладывающей отпечаток на всю его судьбу на протяжении всей жизни.Мужчина вытесняет женские черты,женщина наоборот);

2.Персона(маска,которую человек сознательно надевает на себя для того,чтобы произвести впечатление на другого.Иногда маска прикипает к его лицу и он уже не в силах снять ее);

3.Тень(мерзкое,грязное неприятное,что живет внутри нас и мы прячем ее глубоко в себе,если человек увидел свою тень-шаг к самопознанию,самореализации через этапы:1.-познавательный через зрительное восприятие;2-эстетический это формирование восприятия; 3. Индивидуальный,связ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура. Изобразительное искусство | Определение государства в науке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.