КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы экономической теории и исходные положения рыночной экономики транспорта
Отраслевые рынки и их субъекты хозяйствования. I. Характеристика типов рынков. Типы рынков. 1. Чистая (совершенная) конкуренция: - наличие множества мелких фирм; - незначительная доля каждого предприятия на рынке; - беспрепятственное вступление в отрасль; - свободный доступ ко всем видам информации. 2. Монополия (чистая): - в отрасли функционирует одно крупное предприятие; - выпускаемая продукция уникальна; - ограничения вступления в отрасль; - предприятия монополии диктуют свою цену и объем производства продукции. Существует три вида монополии: естественная (полезные ископаемые), административная и экономическая. 3. Монополистическая конкуренция: - функционирует несколько конкурирующих предприятий; - выпускаемая продукция разнообразна и дифференцирована; - легкое вхождение в отрасль; - ценовая политика формируется самостоятельно (очень слабый контроль за ценами). 4. Олигополия: - функционирует ограниченное количество предприятий-продавцов; - вступление в отрасль затруднено; - ценовая и экономическая политика формируется под влиянием конкурентов; - стратегия и тактика поведения на рынке зависит от корпоративных отношений. II. Рыночное пространство. Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков (место встречи продавцов и покупателей товаров или услуг определенной отрасли), а также их совокупности. Структура отраслевого рыночного пространства.
Предприятие – участник рыночных отношений. На транспорте: Государство – предприятие – рынок товаров и услуг; - финансовый рынок; - рынок фактов производства.
Характеристика рыночных отношений как среды функционирования предприятия. Рынок – совокупность отношений товарного обмена между существующими и потенциальными покупателями и продавцами в соответствии со сложившимся спросом и предложением. Виды рынков: - рынок производственных ресурсов; - рынок трудовых ресурсов; - рынок капиталов; - фондовый рынок; - товарный рынок. Принципы формирования рыночных отношений: - разделение труда; - самостоятельность производства; - свобода предпринимательства; - наличие конкурентной среды; - экономическая обособленность производителя. Основными показателями, которыми оперируют работающие в рыночных отношениях предприятия, являются цена и объем произведенной продукции. На формирование цены оказывают влияние спрос и предложение. Теория спроса – это желание покупателя приобрести товав и количество товара, на который предъявлен спрос. Теория предложения – количество произведенных товаров и количество предложенных в продаже товаров. Рынок товаров и услуг испытывает давление сверху и снизу на цену. Повышение предложения вызывает снижение цены на товар, а превышение спроса – ее рост. Изучение спроса и предложения дает возможность оценить направление изменения равновесных значений цены и количества товара. Основы формирования рыночных отношений. 1) Кривая спроса (Д) Р
Д
0 Q 2) Кривая предложения (S) Р S
0 Q 3) Рыночное равновесие (Е) Р
Е S Д 0 Q Основы формирования рыночных отношений в экономике транспорта описываются следующими соотношениями: 1. Функция спроса: ; где - величина спроса; - цена товара; – уровень дохода потребителей; - количественное выражение предпочтений потребителей; - цена на товары; - цена на комплектарные товары; - количество потребителей; - прочие факторы. 2. Функция предложения: ; где - цена ресурсов; НС – налоги и субсидия; К – уровень технологии; М – количество продавцов. 3. Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность показывает относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1%: ; где с.ц. – спрос по цене; и - спрос до и после изменения цены; и - цена до и после изменения спроса; - спрос полностью эластичен; - спрос неэластичен. 4. Эластичность спроса по доходу показывает относительное изменение объема спроса при изменении дохода на 1%: ; где и - спрос до и после изменения дохода; и - доход до и после изменения спроса. 5. Эластичность предложения по цене или чувствительность предложения показывает относительное изменение качества предложенного товара при изменении цены на 1%: ; где и – предложение до и после изменения цены; и - цены до и после изменения предложения. 6. Перекрестная эластичного спроса показывает относительное изменение количества одного товара, на который предъявлен спрос при изменении цены другого товара на 1%: ; где и - спрос на благо А до и после изменения цены на благо Б; и - цена блага Б до и после изменения спроса.
Преимущества предприятия в условиях рыночных отношений. 1. Происходит эффективное распределение ресурсов. 2. Появляется возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации. 3. Предприятие может проявить гибкость, адаптивность к резко изменяющимся условиям экономики; 4. Имеются большие возможности в организации производства и выбора вида выпускаемой продукции.
Рыночные отношения и отрицательные последствия. Рыночные отношения сказываются на: 1. Сохранении невоспроизводимых ресурсов. 2. Охране окружающей среды. 3. Осуществлении работ по созданию товаров и услуг коллективного пользования. 4. Гарантиях права на труд. 5. Развитии науки.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |