Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точка безубыточности




 

 

На современном этапе все больше организаций испытывают объективную потребность в управленческом учете.

На базе информации управленческого учета решаются:

1) оперативные задачи;

• определение точки безубыточности;

• планирование ассортимента продукции, услуг;

• определение структуры продукции, услуг с учетом лимитирующего фактора;

• отказ или привлечение дополнительных заказов;

• принятие решений по ценообразованию (имеет для организации особое значение в условиях конкурентной борьбы);

2) задачи перспективного характера, т.е. имеющие долгосрочное стратегическое значение:

• о капиталовложениях;

• о реструктуризации бизнеса;

• о целесообразности освоения новых видов продукции, услуг.

Среди указанных задач важной является определение точки безубыточности. Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, затратами и прибылью в течение краткосрочного периода. По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. организация уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В системе управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:

1) математический метод (метод уравнения);

2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);

3) графический метод.

Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли организации.

Выручка от продаж продукции, (услуг) - Совокупные переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль

или

Цена единицы продукции, услуг х Qкрит - Переменные расходы на единицу продукции (услуг) х Qкрит - Постоянные расходы = Прибыль,

где Qкрит - объем реализации в точке безубыточности, шт.

 

Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (Qкрит), а правая часть - прибыль приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета определение точки, где у организации нет прибыли).

Qкрит х (Цена единицы продукции, услуг - Переменные расходы на единицу продукции, услуг) - Совокупные постоянные расходы = 0.

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции, услуг. Маржинальный доход - это разница между выручкой от продаж продукции, услуг и переменными затратами.

Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

_ _____ Совокупные постоянные расходы _____

Маржинальный доход на единицу продукции, услуг

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты. Организация так должна реализовать свою продукцию, услуги, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Альтернативная формула расчета имеет вид

Совокупный маржинальный доход - Совокупные постоянные расходы = Прибыль.

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:

Маржинальный доход на единицу продукции х Объем реализации (шт.) = Совокупные постоянные расходы

или

 

Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:

Если, указанное выше соотношение равно 10%, что это значит, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб.

Таким образом, запланировав выручку от продаж продукции, услуг, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции, услуг должна составить 500 000 руб., то этой сумме будет соответствовать маржинальный доход в размере 50 00 руб.

Используя точку безубыточности можно рассчитать кромку безопасности, которая показывает насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.

 

Кромка безопасности определится как объем реализации минус точка безубыточности. Кроме того, уровень кромки безопасности можно выразить в процентном исчислении, воспользовавшись следующей формулой:

 

Рассмотренные зависимости позволяют решать и другие аналитические задачи. Например, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация.

Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом (рис. 5.5). График состоит из двух прямых - прямой, описывающей поведение совокупных затрат (Зо) и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции, услуг (В), в зависимости от изменения объемов реализации. На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат - затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

 

 

Условные обозначения VC – переменные издержки;Q – объемы выпуска товара;Qкрит – критический объем выпуска товара“Порог” прибыли достигается тогда, когда полные затраты равны выручке (точка А), т.е. FC + VC*Q = Ц*Q,где Ц - заданная цена; откуда критический объем, при котором достигается “порог” прибыли (прибыль рана нулю), равен Объем выпуска, которому соответствует заданная величина прибыли, определяется исходя из того, чтоFC + VC*Q = Ц*Qоткуда где δ – целевая (заданная) сумма прибыли. Более нагляден график, где ось абсцисс представляет различные уровни объема продаж, а прибыль (убыток) отмечаются на оси ординат. Прибыль (или убытки) наносится на график для каждого из уровней реализации. Эти точки соединяются линией прибыли. Точка безубыточности расположена там, где линия прибыли пересекает ось абсцисс. Если объем реализации равен нулю, то максимальные убытки будут соответствовать размеру постоянных затрат. Точка безубыточности достигается в том случае, когда совокупный маржинальный доход будет равен сумме постоянных затрат. Реализация каждой последующей единицы продукции, услуги приносит прибыль.

Из выше изложенного следует, что точку безубыточности можно определить разными методами.

Владея рассмотренными выше методами, появляется возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), затрат и прибыли. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методы могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

• переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;

• производительность труда не меняется в течение всего планового периода;

• удельные переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода;

• структура продукции, услуги не изменяется в течение планируемого периода;

• поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;

• на конец анализируемого периода у организации не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.