Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 3




Тема: Основные направления истории социологии (часть вторая).

План:

1. Основные этапы и направления развития социологии России.

2. Казахстанская социологическая мысль.

3. Современная западная социология.

 

Исходным хронологическим рубежом российской социологии считается конец 60-х годов 19 века. Это период правления Александра третьего, связанный с началом великих реформ и переходом страны к индустриальной стадии своего развития.

Как и на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне социальной философии, когда другие социальные науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов. Чисто же социологические теории появляются только в начале 20 века. Специфической чертой русской социологии было то, что в ней сразу же, в течение нескольких лет сложились основные направления развития.

Основные темы русской социологии в 19-нач.20 века:

1.Выделение социологии в качестве самостоятельной науки, обсуждение ее исследовательских методов, основных теоретических принципов.

2. Обсуждение проблем социальной динамики – фаз эволюции, их последовательности, законов прогресса. Особенность истории эволюционной ориентации в России заключалась в появлении самого раннего протеста против концепции линейной эволюции Н.Я.Данилевского.

3. Исследовались социальная структура и социальное поведение, социальное взаимодействие. Интерес ученых вызывало противопоставление организованной «социальной группы» и особых конгломератов: толпы, публики, коллективов. Настойчиво ставится вопрос об интеллигенции и классах, рассматривались институты власти.

4. Развитой теории личности в русской социологии тех лет создано не было.

5. Социологов интересовала культура как основа и результат социальных действий и взаимодействий.

6. Проводилась значительная работа по рецензированию и переводам зарубежной социологической литературы.

В эволюции российской социологии выделяются хронологические этапы, каждый из которых отмечен своеобразием развития теоретической мысли.

На начальном этапе своего становления (60-е гг.-перв.полов.80-х гг.19 в) русская социология возникает в традиции постконтовского позитивизма. Ни в одной стране мира идеи Конта не разрабатывались так активно, как в России. С точки зрения позитивизма социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как «склад» фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики. На первой стадии позитивистская социология развивается одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.Мечников, А.Щапов), органицизм (П.Лилиенфельд, А.Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Лавров, Н.Михайловский; социо-психол.: Е.де-Роберти), историческая социология (В.Ключевский).

Первой по быстроте и законченности формирования своих принципов сформировалась субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъектиной социологии П.Лаврова (1823-1900) и Н.Михайловского (1842-1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества. Предназначение субъективного метода, по мнению П.Лаврова и Н.Михайловского, состоит в том, чтобы открыть социологу возможность выступать в своем исследовании в качестве свободного человека со всеми его предпочтениями, страстями, любовью и ненавистью.

Согласно Михайловскому прогресс – это смена трех исторических напластований:

1) теология, абсолютизм, война, владычество крупного землевладения;

2) конституционное устройство, метафизика, цеховая эрудиция, биржа, господство крупного капитала;

3) наука, право, владычество обязательного труда и простого сотрудничества.

В условиях России, по мнению Михайловского, переход от первой фазы к третьей должна обеспечить русская интеллигенция.

Сторонники субъективного метода прибегали к психологической интерпретации социальных явлений. Полную разработку идеи психологического направления нашли в трудах Е.де-Роберти (1843-1915). Позитивное содержание концепции де-Роберти состоит в идеи о решающей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.

А.И.Стронин (1826-1889) и П.Л.Лилиенфельд (1829-1903) являлись основателями социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. Свои представления об обществе они строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.

Второй период в развитии русской социологической мысли (втор.пол.80-х и 90 гг. 19 века) – складываются марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал П.Б.Струве (1870-1944). Выдающимися представителями марксистского направления в России были Г.В.Плеханов (1856-1918) и В.И.Ленин (1870-1924).

Важным этапом в развитии социологической мысли России можно считать публикацию двухтомного труда М.М.Ковалевского (1851-1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, Ковалевский подчеркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, не один из которых не является определяющим. Поэтому свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать все положительное в них на почве «теории социального прогресса».

Тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой российской социологии на рубеже веков.

Третий период развития русской социологии ограничен двумя первыми десятилетиями 20 века. В этот период появляется неопозитивизм с сильной ставкой на функционализм и эмпирические исследования (Г.Зеленый, А.Звоницкая, К.Тахтарев и др.). Центральной темой анализа стала структура «социального взаимодействия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев. Наиболее полно идеи неопозитивизма выразил П.А.Сорокин.

Высылка в 1922 году большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Социологи конца 20-х годов еще пытались проводить эмпирические исследования (К.Кабо, С.Первушин, А.Гастеев), разрабатывать теорию и преподавать в университетах (Н.Бухарин, С.Солнцев, П.Маслов), но вскоре социология была объявлена «буржуазной лженаукой», а научные исследования в этой области запрещены. Восстановление российской социологии началось только в конце 50-х годов. В конце 60-х годов позитивные тенденции в развитии социологии были прерваны. Наконец, во второй половине 80-х годов начался новый этап развития социологии.

Формирование и развитие социальной мысли Казахстана следует рассматривать в связи со специфическими формами общественного бытия, мировоззрения, систем социальных ценностей казахского народа. До второй половины 19 века казахская общественная мысль в основном испытывала сильное влияние религии, патриархально-феодальных предрассудков, первобытных верований.

Казахские просветители делают решающий шаг по пути преодоления этих воззрений, пытаются обосновать свои взгляды, опираясь не на предрассудки, мифы, верования, а на требования разума, научные данные и реальные факты. Рассматривая исторические корни мировоззрения казахской интеллигенции, М.С. Бурабаев и О.А.Сегизбаев пишут: «Три источника питали казахскую общественную мысль 18-19 веков: устное народное творчество и самобытная культура казахов; русская материалистическая философия и ее демократическая культура и через нее достижения мировой философской мысли».

Характерной чертой просветительства в понимании социальных задач является приобщение народных масс к знаниям, образованию, культуре, восприятию передовых идей и т.д. Современные ученые пришли к выводу, что главным вопросом, стоявшим тогда перед общественной мыслью, является проблема социального прогресса общества и путей его развития.

Поэтому в социальной философии просветительства нашли отражение вопросы об уровне развития общественных отношений, формах собственности, социальной структуре общества, социальном неравенстве и путях его ликвидации, государстве и формах государственного управления, семье и обществе, обществе и личности, а также вопросы обучения, воспитания и педагогики.

Классический период истории социологии в Казахстане берет начало от Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева.

Чокан Валиханов (полное имя Мухаммед – Ханафия, а прозвище Чокан было дано матерью) родился в ноябре 1935 года в крепости Кушмурун, Кокчетавской области в семье старшего султана-правителя Чингиза Валиханова, одного из влиятельных и образованных людей того времени.

Чокан провел детские годы сначала в Кушмуруне, а потом в Сырымбете. Первоначально Чокан обучался в Кушмуруне в частной казахской школе. Здесь он овладел основами арабского письма, изучил восточные языки. Чокан читал на английском языке памятники средневековой литературы, упражнялся в разговорной арабской и персидской речи, декламировал стихи восточных поэтов. Султанские дети, по традиции, должны были знать несколько восточных языков (знать языки семи народов). Одним из детских увлечений Чокана была страсть к рисованию. Этому искусству он научился у русских художников-топографов и геодезистов, подолгу проживавших В Кушмурунской крепости в семье Валихановых.

В 11 летон прибыл в Омск. Кадетский корпус являлся дореволюционным закрытым военным учебным заведением. В стенах корпуса Валиханов получил первые знания, которые помогли ему сформироваться как личности. В Омске он общается с образованными людьми, здесь созревают его демократические взгляды. В корпусе он проявляет способности в изучении географии, истории, литературы. Чокан закончил корпус в возрасте 18 лет (в 1853 г.).

В 1854-1857 годах Валиханов путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану и Киргизии, где собирает богатый географический, этнографический и исторический материал, о котором высоко отозвался П.П.Семенов-Тян-Шанский. По его рекомендации Валиханова принимают в Русское географическое общество.

В 1858-1859 годах он совершает свою знаменитую поездку в Кажгарию. Главным результатом поездки Валиханова явился его труд «О состоянии Алтыншара и шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу». Это был первый солидный труд по истории, географии и социальной жизни народов Восточного Туркестана. Результаты этой поездки были опубликованы на русском, английском и французском языках.

Валиханов прибыл в Петербург осенью 1859 года. Здесь он начинает работать в Генеральном штабе, Азиатском департаменте МИДа, слушает лекции в Петербургском университете. Валиханов также работал над составлением и изданием карт Средней Азии и Восточного Туркестана, обобщал материал по географии, этнографии, истории Средней Азии и Казахстана, сам читал лекции о Восточном Туркестане, Тянь-Шане, Киргизии.

Социально-политические взгляды Валиханова четко отразились в его критике казахского патриархально-феодального общества, в осуждении царского колониально-бюрократического аппарата, в разоблачении реакционной сущности ислама, в твердой уверенности в великой дружбе русского и казахского народов, в мыслях о высшей форме жизни.

Ибрагим Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменности и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

Он был борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Алтынсарин заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища, явился основателем педагогического образования в Казахстане.

Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в племени кипчак Среднего жуза Затобольского района Кустанайской области. В 1879 году его назначают инспектором школ Тургайскогй области. Он счел необходимым написать для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Алтынсарин был также писателем и ученым-этнографом. Скончался он 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет.

Абай Кунанбаев (1845-1904) – выдающийся казахский поэт, просветитель, основатель казахской письменности и казахского литературного языка. Абай родился в урочище Жидебай, в Чингизких горах Семипалатенской области, где располагались кочевья знатного феодала, властного и сурового старшины рода Тобыкты Кунанбая. Первоначальное образование Абай получил дома у наемного муллы. Зтем отец определил его в Семипалатенское медресе Имама Ахмет-Ризы.

Испытывая тягу к изучению восточных языков, Абай прочел весь арабско-персидский эпос и многие труды восточных классиков: Фирдоуси, Навои, Саади, Джами. Нарушив суровый закон медресе, Абай продолжая учиться в мусульманском духовном училище, самовольно стал посещать русскую школу. Он становится страстным почитателем Пушкина, Лермонтова, Крылова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого. По русским переводам Абай узнал Гете, Байрона и других западно-европейских классиков. Он также изучал труды Г.Спенсера, Б.Спинозы эволюционную теорию Ч.Дарвина.

В классический период казахского просвещения выделяют следующие проблемные вопросы: человек, его социальная сущность; знание, образование, наука; система социокультурных ценностей; социоэкономическая и политическая деятельность индивида как механизмы, способы и методы возможностей человеческого общества.

Символический интеракционизм. По мнению социального философа Дж. Мида, который заложил основы этой теории, сознательное «я» вырастает из социального процесса. Социализация и взросление человека понимаются как обретение роли. Окружающие человека объекты становятся носителями смысла, они оказываются связанными с тем, что мы называем символами.

Феноменологическая социология. Ее основатель А.Шюц утверждал, что люди контактируют с окружающим миром, познают его с помощью чувств. Однако одних чувств недостаточно. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками.

Драматургическая социология. Создатель этой теории Э.Гоффман считал, что мир взаимодействия людей – это поле игры, социальное взаимодействие он представлял как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы в качестве актеров играем самих себя.

Этнометодология. Г. Гарфинкель полагает, что вступая во взаимодействие, каждый индивид уже имеет представление о том, как будет или должно протекать это конкретное взаимодействие. Социальный мир состоит только из конструкций и интерпретаций самих людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.