КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об умениях высшего порядка
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности Пример: В спортиграх и единоборствах двигательные умения высшего порядка теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Так, чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и т.д. В гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого инвентаря. В частности, известны случаи, когда из-за мощной работы кондиционеров в зале у художественных гимнасток изменялась траектория бросков предметов, в результате чего девушкам приходилось корректировать технику бросков. По существу, именно умения высшего порядка являются конечной целью обучения. Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков. В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:
Пример: А) управление велосипедом – управление мотоциклом; Б) акробатические прыжки – прыжки в воду; В) метание малого мяча – метание гранаты. Учитывая положительное взаимодействие навыков, целесообразной последовательностью обучения будет такая, при которой в наиболее полной мере используются явления положительного переноса навыков: например, кувырок вперед – сальто вперёд в группировке и т.д.
Пример: А) прыжок в высоту – барьерный бег; Б) катание на фигурных коньках – катание на роликовых коньках; В) сальто назад – переворот назад. При взаимодействии так называемых «конкурирующих» навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплён. В случае если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна. Кроме того, выделяют следующие варианты переноса навыков:
Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определённым закономерностям. Овладение тем или иным двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
1. 2. 3.
б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.; в) двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые возникают при выполнении подводящих упражнений.
4.
Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из которых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями и особенностями обучения.
Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм; Регуляторные особенности: активное участие в управлении движениями высших отделов центральной нервной системы; Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 3: 2.
Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и скованности движений, улучшение координации движений отдельных звеньев тела, сохранение постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная пластичность движений, но всё ещё слабая устойчивость к помехам (нагрузка, эмоциональное напряжение, стрессы и т.д.); Регуляторные особенности: периодический контроль сознания над выполнением движения, передача управления деталями движений в ниже лежащие уровни управления; Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 2: 3.
Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, скованности движений, точное согласование движений между отдельными звеньями тела, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой усилий, амплитуды, темпа и ритма, структура движений сохраняется, несмотря на помехи; Регуляторные особенности: точное распределение функций отделов центральной нервной системы, контроль сознания преимущественно над смысловой частью (целью) движения; Особенности обучения: облегчённые условия выполнения сочетаются с усложнёнными в сочетании 1: 3.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |