Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое понятие власти




Политическая социология углубленно изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения. В центре внимания находится анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества.

Объект, предмет, законы политической социологии.

ЛЕКЦИЯ № 10

Тема: Политическая социология.

1.Объект, предмет, законы политической социологии.

2. Политическая система и политические режимы общества.

3. Государство как основной элемент социально-политической системы.

4. Социологическое понятие власти.

 

Политическая социология – это такая область социологии, которая изучает взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами.

На всех этапах развития человеческого общества проблемы исследования политики интересовали ученых. В политическую социологию в свое время внесли свой вклад такие мыслители, как Платон, Аристотель, Маккиавели, Т.Гоббс, Джон Локк, Томас Джефферсон, Токвиль. Следует отметить вклад в развитие политической социологии Макса Вебера, а также авторов марксизма, К.Маркса и Ф.Энгельса.

Становление политической социологии происходило в тесной связи с развитием общей социологии и политологии. И политологи, и политические социологи рассматривают некоторых мыслителей древности, прежде всего Аристотеля и Платона как своих предшественников, а таких теоретиков новейшего времени, как Макс Вебер, Парето, Моска, Михельс и др. – как основателей этих наук.

В США, например, термин «политическая социология» употребляется мало. Там предпочитают говорить о политической науке, о политологии. В Западной Европе приоритет отдают термину «политическая социология», а термин «политология» используют редко.

Политическая социология исследует явления политики, политической власти и методы ее организации, функционирования и распределения через призму анализа общества во всей сложности его социальной структуры и процессов. Политика анализируется социологами начиная с человека и дальше до уровня международных отношений, глобальной политики.

Объектом исследования политической социологии является сфера политической жизни на всех ее структурно-организационных уровнях, все социальные общности и формирования, которые, выполняя те или иные специфические функции, образуют политическую систему общества.

Объектом политической социологии выступают социально-политические отношения. Они охватывают отношения между классами, другими социальными группами, этносами, между странами-государствами, поколениями, профессиональными структурами и т.д.

Предмет политической социологии – политическая деятельность, в результате которой и формируется политика.

Политическая социология развивается по следующим основным отраслевым направлениям: социология государства, политических партий и общественных движений, международных отношений, политической культуры.

Законы функционирования и развития социально-политических отношений можно разделить на: законы функционирования социально-политической жизни и законы ее развития.

Законы функционирования – это законы социально-политической жизнедеятельности, способов ее организации. Законы функционирования раскрывают связи, взаимодействие различных элементов, субъектов и объектов социально-политической жизни.

Законы развития – это законы перехода из одного состояния социально-политической жизни к другому, законы качественных изменений. Они раскрывают причинные связи социально-политических явлений, определяют направление, факторы и формы изменений.

Категории политической социологии подразделяются также на две группы: первая - категории функционирования политической жизни. Например - политический процесс, политическая деятельность, политическая культура, системы власти, забастовки, митинги протеста и т.д. Вторая - категории развития. Например, борьба за власть, реформы, политизирование личности и т.д.

К специфическим категориям политической социологии относятся такие понятия, как статус, роль, позиция, социализация, ценности, ожидания, ориентация, институционализация и т.д.

Политическая социология использует множество методов для изучения своего объекта и предмета. Большая роль отводится в политической социологии бихевиористскому методу (от англ. Behaviour – поведение), который исходит из возможности определить, охарактеризовать многие групповые формы политической деятельности, анализируя индивидуальное поведение людей.

Широко использует политическая социология общенаучные и междисциплинарные методы: анализ и синтез, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического, моделирование, математические методы.

Политическая социология использует различные методы исследования: функциональный, структурный, эмпирический, сравнительного анализа и конкретно-исторического подхода.

Наиболее широко распространенными методами являются сравнительный и эмпирико-социологический.

Эмпирико-социологический подход предполагает совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований. Методы социологических исследований – опросы (анкетирование и интервью), эксперимент, статистический анализ и т.д.

Как и у любой другой науки, у политической социологии есть свои функции: мировоззренческая, познавательная, воспитательная, практически-политическая.

2. Политическая система и политические режимы общества: социологический анализ.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50-60-х годах XX века. Понятие «система» ввел в оборот немецкий биолог Л. Фон Берталанфи в 20-х годах XX века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из них выполняет определенные функции.

Основателем теории политической системы можно считать Д. Истона, который представлял ее как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Иной подход избрал американский политолог Г.Алмонд. Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества.

Политическая система - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

В качестве основных компонентов политической системы можно выделить: политические организации и институты; политические принципы и нормы; политические отношения; политическая культура и сознание;

Политическая система должна выполнять ряд функций:

· Функция политической социализации. Она состоит в приобщении индивида к политическим ценностям, к следованию принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльному отношению к институтам власти.

· Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

· Функция реагирования состоит в реагировании на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям

· Экстракционная функция состоит в извлечении ресурсов из внешней и внутренней среды.

· Дистрибутивная функция состоит в распределении ресурсов среди групп внутри общества.

· Функция регуляции состоит в воздействии на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применения мер в отношении к нарушителям.

Французское слово «режим» означает образ правления, точно установленный распорядок и условия деятельности чего-либо. Политический режим – это способ функционирования политической системы, ее распорядок и условия деятельности, определяющие степень и формы политического участия.

В мировой социологической и политологической литературе принято выделение видов режимов по способу функционирования власти – демократический, авторитарный и тоталитарный.

3. Государство как основной элемент социально- политической системы.

Центральным институтом политической системы является государство. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о казахстанском, американском, российском, японском и т.д. государстве, имея ввиду все представляемое им общество.

Примерно до 18 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: полития, княжество, республика, королевство, империя и др. Одним из первых от традиции широкого понимания государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в «договорных» теориях государства Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж-Ж. Руссо и другими представителями либерализма.

В современной науке государство в узком смысле понимается как исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая совместную деятельность людей и отношения между различными социальными группами и общностями. Государство является центральным, основным институтом политической власти. Оно существует наряду с другими политическими организациями, партиями, профсоюзами и др. Государство возникло с расколом общества на классы..

Признаками государства являются: территорию, суверенность, публичный характер государственной власти, право на взимание налогов, право на издание законов, правом принуждения.

Государство выполняет ряд внутренних и внешних функций. К внутренним функциям относятся: 1) политическая, 2) экономическая, 3) организаторская, 4) правовая, 5) социальная, 6) образовательная, 7) культурно-воспитательная. К внешним функциям относятся: 1) оборонная, 2) дипломатическая, 3) внешнеэкономическая.

Истории известны различные формы государства, представляющие собой: а) формы правления и б) формы государственного устройства. Форма государственного правления раскрывает структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимосвязи и взаимоотношения этих органов друг с другом. По формам правления выделяют монархию и республику.

Одной из древнейших форм правления является монархия (от греч. monarchia - единовластие), представляющая собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

Монархии бывают абсолютные и конституционные. Конституционные монархии могут быть: а) дуалистическая, б) парламентская.

Республика (от лат. Res publica – общественное дело) – такая форма правления, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом. В современном обществе существует три разновидности республики: 1) парламентская, 2) президентская, 3) президентско - парламентская.

Важной характеристикой государства являются формы государственного устройства. Формы государственного устройства определяются по организации составных частей государства или по характеру размещения властных структур по территории страны (структуры национально-территориального устройства).

Исторически сложились три «классические» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерация.

Власть – это специфическая форма общественных отношений, характеризующаяся способностью одного субъекта навязать свою волю другому субъекту (ими могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группы людей, классы, общество в целом), используя насильственные или ненасильственные методы, материальные или духовные средства и возможности в соответствии с нормами общества, к которому принадлежат эти субъекты.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль, дисциплина, ответственность и т.п.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая – основана исключительно на авторитете. Политическая власть – это способность субъекта проводить свою волю с помощью правовых и политических норм (законов, других нормативных документов), опираясь на принуждение и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур государства, правоохранительных учреждений.

Политическая власть может быть легитимной и нелегитимной (лат. «легитимус» - законный).

Функции власти отражают ее социальную необходимость и значимость:

1) организаторская; 2) идеологическая; 3) принудительная; 4) управленческая; 5)согласительная.

Политическая власть делится на три ветви. Первый проект такого рода принадлежал Дж.Локку, разделявшему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, которая занимается международными отношениями. Впоследствии Ш.Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть, представленная обычно парламентом страны, это власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности. В парламентских республиках, где правительства формируются законодательными органами, именно им принадлежит и верховная власть в государстве.

Исполнительная власть, представленная правительством, может избираться как прямыми выборами (США), так и формироваться парламентом. Она представляет из себя систему органов государственного управления, обладающую полномочием обеспечивать действие законов и решений на всей территории страны и осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Судебная власть обеспечивает разрешение споров и конфликтов нормами правого государства и руководствуясь законами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.