КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №11. Тема диссертации (здесь, - сама диссертация)
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Тема диссертации (здесь, - сама диссертация). С точки зрения её творческой сущности представляет собой совокупность объекта диссертации и предмета диссертации (см. ниже). Название темы диссертации. Название темы (как и чего-либо другого) является её кратким информационным выражением - упрощённой моделью. Что же касается названия темы диссертации, то оно представляет собой краткое информационное выражение содержания диссертации. Тогда, как это следует из определения темы диссертации, название её может быть определено, как совокупность названий объекта диссертации и предмета диссертации. В то же время в названии темы диссертации может фигурировать - входя в название предмета диссертации, ещё и «жанр» его («угол исследований»). Далее следует отметить, что иногда название темы диссертации сводят к одному названию её объекта. Пример: «Кремний на сапфире». Подобное именование темы диссертации является нежелательным. Нежелательным, потому что в нём не хватает проявляемой обычно в предмете диссертации специфики работы соискателя - представления того, что же именно собирается делать соискатель с объектом диссертации, т.е. в каком именно «жанре» выступать. В результате из приведенного названия темы так и остаётся неясным, о чём именно в связи с упомянутым кремнием идёт речь: о синтезе его кристаллической структуры, разработке технологии изготовления, применении в полупроводниковой технике и т.д. Существует разное понимание объекта и предмета исследования. Поэтому обратимся к справочникам. В. Даль: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самимъ предметомъ». «Предметъ – все, что представляется чувствамъ. «Предметъ сочинения – основа, смысл его». С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие». Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство». Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. Примеры: тема диссертации, название темы диссертации, объект диссертации, проблемная ситуация, сложившаяся в объекте диссертации, предмет диссертации, новые научные результаты диссертации. Рассмотрим такую тему диссертации, как «Метод синтеза интегрированных минисистем функционального контроля СБИС». Здесь объектом исследований являются «интегрированные минисистемы функционального контроля СБИС», а предметом - «метод синтеза таких систем».
Соответственно, проблемная ситуация в области объекта исследований в данном случае заключается, например, в том, что «имеющиеся в настоящее время интегрированные минисистемы функционального контроля СБИС по своим техническим характеристикам не удовлетворяют требованиям практики». В результате возникает потребность в разработке подходящего [содержащего эффективные (действенные) - новые научные результаты диссертации] предмета диссертации. Т.е. возникает потребность в разработке такого, например, метода синтеза, который позволил бы получить физически реализуемые значения технических характеристик названных систем, которые (технические характеристики), в свою очередь, были бы воплощены в этих системах так, чтобы они (эти системы) удовлетворяли бы необходимым требованиям практики. Далее следует ещё обратить внимание на некоторую условность разделения темы диссертации на её объект и предмет. Так, в приведенном примере в качестве объекта диссертации может рассматриваться, например, «СБИС», а предмета - «метод синтеза интегрированных минисистем функционального контроля». Но это будет уже другая работа - с другой проблемной ситуацией, другими проблемами применяемости объекта диссертации и, соответственно, другими новыми научными результатами. По очевидным причинам тема магистерской диссертации должна обладать следующей совокупностью признаков: 1. Тема должна быть интересной для студента-магистранта (иначе он не сможет над ней нормально работать). 2. Тема по своим масштабам должна соответствовать амбициям магистранта. Чем больше амбиции, тем ближе будет магистерская диссертация к кандидатской диссертации. 3. Тема должна быть, как принято говорить, «диссертабельной». То есть должна, другими словами, обладать необходимой совокупностью признаков, а именно: 1)тема должна содержать новую идею решения актуальной научно-исследовательской задачи (новизна идеи означает, что ранее подобных работ не выполнялось); это позволит при подведении итогов работы утверждать, что она, выполнена впервые; 2)научно-исследовательская задача, поставленная для решения в магистерской диссертации, должна быть актуальной; 3)тема должна позволять получить при решении поставленной задачи новые теоретические результаты, что будет определять научную ценность результатов исследования; 4)названная выше новая идея решения актуальной научно-исследовательской задачи должна иметь важное для отрасли практическое применение, что будет впоследствии определять практическую значимость результатов работы. В процессе выбора и уточнения темы диссертации желательно соблюдать следующие рекомендации. 4. Тема должна быть не только новой, но и прогрессивной. То есть тема должна быть связана с движением вперед в сравнении с ранее выполненными диссертационными работами, опубликованными результатами научных исследований по данной проблематике. 5. Формулировка темы должна быть максимально содержательной. То есть тому, кто прочел название темы, должно быть ясно какая проблема, каким образом и с какой целью решается. 6.Название должно быть современным. Неправильно выбранная тема или неправильное название темы могут поставить под вопрос необходимость выполнения всей работы. Темы магистерских диссертаций должны представлять собой конкретные задачи, которые необходимо решить для продолжения развития того научного направления, в котором работает тот или иной научный руководитель. Поэтому студенту-магистранту при выборе темы необходимо выяснить у руководителя, усвоить, а затем в тексте диссертации аргументировано (с привлечением литературных источников) доказать новизну и актуальность исследования. При этом с самого начала целесообразно, хотя бы в общих чертах, представлять научную ценность и практическую значимость решения поставленной научно-исследовательской задачи. Кроме объекта исследования, его содержание и направленность определяют исследовательские подходы. Категория «исследовательский подход» выступает в двух значениях. В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, например: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход (в технике). Нередко встречается информационный (кибернетический) подход и т.д. В этом понимании наиболее часто фигурируют системный подход, комплексный подход, синергетический подход и т.п. Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |