КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.9. Бюджетная система, ее сущность и составляющие
1. Понятие о бюджетной системе Бюджетная система РФ – совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. Бюджетная система служит для выполнения государством экономических и социальных задач, а также перераспределения финансовых ресурсов и выравнивания развития регионов. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ: - единство. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Одним из инструментов, обеспечивающих этот принцип, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объекта классификации группировочных кодов; - разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; - самостоятельность бюджетов; - сбалансированность бюджета; - эффективность и экономичность использования бюджетных средств; - совокупное покрытие расходов бюджета; - гласность; - достоверность; - адресность и целевой характер бюджетных средств. Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением. Бюджетный федерализм позволяет сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов. Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долгосрочной основе (не менее, чем на три года) по различным видам доходов. Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостаточности доходного потенциала на соответствующих территориях. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и возвратной основах для покрытия текущих расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов. 2. Федеральный бюджет Федеральный бюджет позволяет регулировать темпы экономического развития и взаимоотношениями с территориями. В доходы федерального бюджета зачисляются: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы субъектов РФ, предназначенные для финансирования централизованных мероприятий. Расходы федерального бюджета: 1) содержание органов государственной власти; 2) оборона, 3) фундаментальная наука; 4) государственные резервы; 5) погашение и обслуживание государственного долга; 6) развитие экономики; 7) социально-культурные мероприятия; 8) предоставление ссуд. Возможны три состояния бюджетного фонда: дефицитное, профицитное, сбалансированное.
3. Региональный бюджет (субъектов РФ)
Доходная часть региональных бюджетов: 1) налоговые доходы (региональные налоги и сборы), 2) неналоговые доходы (от использования имущества, находящегося в региональной собственности, штрафы, конфискации, компенсации); 3) безвозмездные перечисления (от бюджетов другого уровня, от организаций). Расходы региональных бюджетов: 1) обеспечение финансирования государственной власти региона; 2) обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ; 3) проведение референдумов в субъекте РФ; 4) реализация региональных программ; 5) содержание и развитие ЖКХ; 6) прочие.
4. Местный бюджет
Доходы местных бюджетов: 1) закрепленные доходы (от сдачи имущества в аренду, штрафы, земельный налог, налог на имущество, на рекламу, на дарение, на наследство); 2) регулирующие доходы (акцизы, налог на прибыль, на доходы физических лиц, экологические платежи, на игорный бизнес и др.) 3) от финансовой помощи (дотации). Расходы местных бюджетов: 1) финансирование объектов образования и здравоохранения; 2) осуществление государственных полномочий; 3) обслуживание и погашение долга по муниципальным займам и ссудам. 5. Сбалансированность бюджета При превышении объемов расходов над объемами доходов бюджет считается дефицитным, при превышении доходов – профицитным, при равенстве – сбалансированным. Главное, сбалансированность экономики, а не бюджета. Текущие расходы бюджетов субъектов РФ, местные бюджеты не могут превышать объема доходов. Дефицит федерального бюджета не может превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Дефицит федерального бюджета не должен превышать 60% ВВП. Причины дефицита бюджета: - кризисное положение экономики, - неспособность правительства держать под контролем финансовое состояние, - чрезвычайные обстоятельства, - милитаризация экономики, - осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры, - чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП. Определенные размеры дефицита не опасны для экономики, так как рост доходов стимулирует рост покупательной способности и расширение производства. Методы финансирования бюджетного дефицита: - сокращение расходов (военных, на социальные нужды, в недостаточно эффекитивные предприятия), - увеличение доходов (увеличение налогов, повышение эффективности производства), - привлечение средств (эмиссия денег и ценных бумаг, заимствования, повышение процентной ставки по государственным ценным бумагам и ссудного процента, продажа госсобственности). Профицит бюджета используется правительством на социально-экономические цели (текущие и перспективные) и обеспечение резервного фонда. Источником профицита является стабильный рост цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках за последние годы.
6. Сущность налогов, их роль в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы
Налоги – денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения, поступающие в бюджеты в установленных законом размерах и в определенные сроки. Функции налогов: - фискальная, - регулирующая, - перераспределительная. Налоги поступают в бюджетный фонд, сборы формируют целевые денежные фонды. Повышение налогообложения имеет предел, иначе снижается заинтересованность в расширении деятельности и укрываются налоги. Система налоговых ставок должна - стимулировать процессы расширения и обновления производства, - способствовать созданию новых рабочих мест, - способствовать планируемым структурным изменениям. Рост производства и доходов предприятий и населения ведет к увеличению поступлений в бюджет.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |