КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнозирование и планирование денежного потока
Планированием денежных потоков обычно занимается финансовая служба предприятия во главе с финансовым менеджером. Достаточность денежных средств – одна из основных проблем на любом предприятии. Наличие денежных средств позволяет предприятию: · избежать банкротства; · самому производить платеж финансовых средств; · проводить анализ прибыли и денежных средств с целью установления финансовой устойчивости; · поддерживать свою текущую платежеспособность. Предприятие должно спланировать синхронность поступления и расходования денежных средств на предприятии. Оперативное финансовое планирование включает в себя следующие элементы: · расчет денежных потоков на основе запаса платежных средств на начало периода; · поддержание текущего баланса денежных поступлении и выплат путем планирования выплат по месяцам; · расчет объемов внешнего финансирования и рефинансирования; · расчет резервов ликвидности для определения желаемого запаса платежных средств на конец периода. Составление плана денежных поступлении и выплат должно основываться только на реальных поступлениях и расходах, а не на обязательствах. Для оперативного контроля денежными средствами разрабатываются более детальный бюджет, платежный календарь на месяц (квартал) с разбивкой по декадам (месяцам). Платежный календарь – это план организации производственно–финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлении и расходы за определенный период времени. Он полностью охватывает денежный оборот коммерческой организации, дает возможность связать поступление денежных средств и платежи, как в наличной, так и в безналичной форме, позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность. Платежный календарь может быть реальным в том случае, если осуществляется контроль за производством и реализацией продукции, за состоянием запасов, дебиторской задолженностью. Платежный календарь составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках коммерческой организации. К источникам информации относятся: · договоры с контрагентами, банками и другими организациями; · акты сверки с контрагентами, сдача приема работ, услуг, счета на оплату продукции; · счета–фактуры, выданные и полученные банковские документы на поступление средств на счета платежного поручения, таможенные декларации, документы о согласовании цен, графики отгрузки продукции и выплаты заработной платы, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, внутренние приказы и т.п. Прогнозирование и оптимизация денежной наличности сводится к исчислению возможных источников поступления и оттока денежных средств. Прогноз осуществляется на какой–то период в разрезе подпериодов: год по кварталам, год по месяцам, квартал по месяцам и т. д. В любом случае процедуры методики прогнозирования выполняются в следующей последовательности: прогнозирование денежных поступлении по подпериодам; прогнозирование оттока денежных средств по подпериодам, расчет чистого денежного потока (излишек/недостаток) по подпериодам; определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в разрезе подпериодов. Смысл первого этапа состоит в том, чтобы рассчитать объем возможных денежных поступлении. Определенная сложность в подобном расчете может возникнуть в том случае, если предприятие применяет методику определения выручки по мере отгрузки товаров. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров, которая подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и в кредит. На практике большинство предприятии отслеживает средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета. Исходя из этого, можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в том же подпериоде, а какая в следующем. Далее с помощью балансового метода цепным способом рассчитывают денежные поступления и изменение дебиторской задолженности. Базовое балансовое уравнение имеет вид: Дзн + ВР = Дзк+ ДП, (7.1.) где Дзн – дебиторская задолженность за товары и услуги на начало подпериода; Дзк – дебиторская задолженность за товары и услуги на конец подпериода; ВР – выручка от реализации за подпериод; ДП – денежные поступления в данном подпериоде. Более точный расчет предполагает классификацию дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Такая классификация может быть выполнена путем накопления статистики и анализа фактических данных о погашении дебиторской задолженности за предыдущие периоды. Анализ рекомендуется делать по месяцам. Таким образом, можно установить усредненную долю дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30 дней, до 60 дней, до 90 дней и т.д. При наличии других существенных источников поступления денежных средств (прочая реализация, внереализационные операции) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета; полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлении от реализации за данный подпериод. На втором этапе рассчитывается отток денежных средств. Основным его составным элементом является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности; отсроченная кредиторская задолженность, в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования. В странах с развитой рыночной экономикой существуют различные системы оплаты товаров, в частности, размер оплаты дифференцируется в зависимости от периода, в течение которого сделан платеж. При использовании подобной системы отсроченная кредиторская задолженность становится довольно дорогостоящим источником финансирования, поскольку теряется часть предоставляемой поставщиком скидки. К другим направлениям использования денежных средств относятся заработная плата персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также капитальные вложения, выплаты налогов, процентов, дивидендов. Третий этап является логическим продолжением двух предыдущих: путем сопоставления прогнозируемых денежных поступлении и выплат рассчитывается чистый денежный поток. На четвертом этапе рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании. Смысл этапа заключается в определении размера краткосрочной банковской ссуды по каждому подпериоду, необходимой для обеспечения прогнозируемого денежного потока. При расчете рекомендуется принимать во внимание желаемый минимум денежных средств на расчетном счете, который целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для возможных непрогнозируемых заранее выгодных инвестиции. Эффективное использование долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов достигается посредством финансового планирования, которое является существенным элементом финансового менеджмента. Применяют финансовое планирование, прежде всего для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы используют финансовое планирование, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество применяемых решении в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования. Бюджет компании представляет собой важный инструмент финансового планирования, на основании которого возможны моделирование, планирование и оценка финансового положения компании, выявление финансовой потребности в ресурсах. Он вытекает из других экономических плановых программ фирмы. В частности, составляются: · экономический план (реализация и производственные затраты); · налоговый план; · денежный план; · инвестиционный план; · кредитный план. После этого на данной основе формируется бюджет, выступающий как механизм планирования, оценки и управления всей деятельностью фирмы и состоящий из трех составных частей (каждая из которых сама по себе является бюджетом): 1. прогноз (бюджет) прибыли и убытков, который является сводной таблицей расчета маркетинговых и производственных планов фирмы, характеризующей прогноз прибыли (убытка), которую фирма может иметь в результате планируемой деятельности. 2. прогноз (бюджет) движения денежных средств, который рассчитывается на основании прогноза прибыли и убытков и состоит из двух разделов: · прогноза (бюджета) поступления денежных средств, который представляет собой систему расчета реального количества денежных средств, которые будут находиться в распоряжении фирмы в прогнозируемом периоде; · прогноза (бюджета) расхода денежных средств, который является системой расчета реального количества денежных средств, которые будут израсходованы в прогнозируемом периоде (данный прогноз служит основанием для текущего финансового планирования). 3. провизорный баланс (прогноз баланса), который служит проверочным инструментом в формировании бюджета фирмы, составляется на основании прогноза прибыли и убытков, а также прогноза движения денежных средств, показывая при этом финансовое состояние, в котором будет находиться фирма в конце планового периода. Таким образом, являясь наиболее мобильной и ликвидной составляющей оборотного капитала, денежные средства требуют наиболее тщательной разработки стратегии и тактики управления ими. Причем, большое внимание должно уделяться их анализу, по результатам которого руководство организации принимает необходимые решения. Прогнозирование и планирование денежного потока включает 4 этапа: · прогнозирование и планирование денежных поступлений по видам хозяйственной деятельности в разрезе подпериодов; · прогнозирование и планирование расходования денежных средств по видам хозяйственной деятельности в разрезе подпериодов; · расчёт чистого денежного потока (излишек/недостаток) предприятия по видам хозяйственной деятельности в разрезе подпериодов; · определение дефицита/профицита денежных средств. 1. Прогнозирование и планирование денежных поступлений по видам хозяйственной деятельности в разрезе подпериодов. Смысл первого этапа состоит в том, чтобы рассчитать объём возможных денежных поступлений. Прогнозирование и планирование денежных средств осуществляется на основе прогнозной выручки. С помощью балансового метода цепным способом рассчитывают денежные поступления и изменение дебиторской задолженности. Базовое балансовое уравнение имеет вид: ДЗН + ВР = ДЗК + ДП (7.2), где ДЗН – дебиторская задолженность за товары и услуги на начало подпериода; ДЗК – дебиторская задолженность за товары и услуги на конец подпериода; ВР – выручка от реализации за подпериод; ДП – денежные поступления в данном подпериоде. Пример 7.1. Предприятие начала год с сальдо дебиторской задолженности, равного 120 руб. Предприятие имеет 45–дневный средний период получения дебиторской задолженности. Это означает, что половина выручки от продаж в данном квартале будет получена только в следующем квартале. Это происходит, поскольку выручка от продаж, произведенных в первые 45 дней квартала, будет получена в том же квартале. Выручка от продаж в последующие 45 дней квартала будет получена только в следующем квартале. Отметим, что каждый квартал имеет 90 дней, поэтому 45–дневный период получения денег составляет половину квартала. Основываясь на прогнозе продаж, нам нужно получить предполагаемый объем полученных денег. Во–первых, дебиторская задолженность, которую мы имели в начале периода, будет выплачена в течение 45 дней, таким образом, вся она будет выплачена в течение квартала. Во–вторых, как было показано, выручка за все продажи, осуществленные в первой половине квартала, также будет получена. Таким образом, весь объем полученных денег составит: Денежные поступления = Начальная дебиторская задолженность + + Выручка от реализации, (7.3) Например, в первом квартале денежные поступления будут соответствовать начальной сумме счетов к поступлению, равной 120 руб. плюс половина выручки от реализации, 1/2 200 руб. = 100 руб., итого 220 руб. Тогда как начальная дебиторская задолженность входит в поступления вместе с половиной выручки от реализации, конечная дебиторская задолженность составляет вторую половину продаж. Если предполагаемая реализация первого квартала составляет 200 руб., то конечная дебиторская задолженность будет равна 100 руб. Она же будет начальной дебиторской задолженностью для второго квартала. Денежные поступления во втором квартале, таким образом, будут равны 100 руб. плюс половина предполагаемой выручки от реализации в 300 руб., итого 250руб. Продолжая этот процесс, мы можем суммировать предполагаемые поступления денег на предприятии так, как показано в таблице 7.1. Таблица 7.1. Денежные поступления «Веселых игрушек» (млн. руб.)
2. Прогнозирование и планирование расходования денежных средств по видам хозяйственной деятельности в разрезе подпериодов. На втором этапе рассчитывается отток денежных средств. Основным его составным элементом является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платёж. К другим направлениям использования денежных средств относятся заработная плата персонала, административные и другие постоянные и переменные расходы, а также капитальные вложения, выплаты налогов, процентов, дивидендов. Закупки предприятия у поставщиков (в рублях) в квартал составляют 60 процентов от предполагаемых продаж в следующем квартале. Выплаты предприятия поставщикам равны объему покупок в предыдущем квартале, таким образом, период оплаты кредиторской задолженности составляет 90 дней. Например, в закончившемся квартале предприятие заказало товара на 0,60 200 руб. = 120руб. Он будет оплачен в первом квартале наступающего года. Оплата труда, налоги и другие расходы установлены в размере 20 процентов от объема продаж,– проценты и дивиденды составляют 20руб. в квартал. Предприятие планирует большое расширение оборудования (капитальные затраты) в 100руб. во втором квартале. Объединив эту информацию, получим данные об оттоке денег, показанные в таблице 7.2. Таблица 7.2. Денежные расходы предприятия (млн. руб.)
3. Расчёт чистого денежного потока (излишек/недостаток) предприятия поквартально по видам хозяйственной деятельности в разрезе подпериодов. Третий этап является логическим продолжением двух предыдущих: путём сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат рассчитывается чистый денежный поток. Предполагаемый чистый денежный приток – это разница между поступлениями денег и затратами денег. Чистый денежный приток для предприятия показан в таблице 7.3. Таблица 7.3.
Чистый денежный приток предприятия (млн.руб.)
Сразу заметно, что имеется денежный излишек в первом и в третьем кварталах и дефицит наличности во втором и четвертом кварталах. 4. Определение дефицита/профицита денежных средств. При расчёте рекомендуется принимать во внимание желаемый минимум денежных средств на расчётном счёте, который целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для возможных непрогнозируемых заранее выгодных инвестиций. Допустим, предприятие начинает год с 20руб. денежным сальдо. Кроме того, предприятия поддерживают минимальный остаток наличности, равный 10руб., чтобы обезопасить себя от непредвиденных потерь и ошибок в прогнозах. Итак, мы начинаем первый квартал с 20руб. сальдо. Оно увеличивается на 40руб. в течение квартала, а конечное сальдо составит 60руб. Вычтя 10руб. минимального резерва, получим излишек первого квартала, равный 60руб. – 10руб. = 50руб. Предприятие начинает второй квартал с 60руб. сальдо (конечное сальдо предыдущего квартала). Происходит чистый приток денег, равный –110руб., поэтому конечное сальдо будет 60руб. – 110руб. = –50руб.. Нам необходимо также выделить еще 10руб. в резерв, таким образом общий дефицит будет равен –60руб. Эти расчеты и расчеты для последних двух кварталов обобщены в таблице 7.4. Таблица 7.4. Баланс денежных средств предприятия (млн. руб.)
Начиная со второго квартала, предприятие имеет денежный дефицит в 60руб. Это происходит из–за сезонного характера продаж (возросших к концу второго квартала), задержек в поступлениях и планируемых капитальных затрат. В третьем квартале предприятие будут иметь предположительно 5руб. дефицит, а к концу года 20руб. дефицит. Без финансирования какого–либо вида этот дефицит перейдет на следующий год. Причинами дефицита денежных средств могут быть: 1. низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала; 2. отвлечение денежных средств в излишние производственные запасы и незавершенное производство; 3. влияние инфляции на запасы; 4. большие капитальные затраты, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования; 5. влияние инфляции на капитальные вложения; 6. чрезмерная доля заемного капитала в пассиве баланса (свыше 50%) и связанные с этим высокие выплаты процентов за пользование кредитами и займами; 7. снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов, т. е. вовлечение в оборот предприятия дополнительных денежных средств; 8. высокие выплаты налогов и сборов и суммы дивидендов акционерам.
- ЛЕКЦИЯ 8 -
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |