Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек – как биологический субъект

Условия для безопасной жизнедеятельности людей

 

В системе «человек – жизненная среда» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.

Изменяя величину любого фактора потоков от минимального до максимально возможного значения человек и окружающая среда проходят ряд характерных состояний:

- комфортное (оптимальное) – величины факторов потоков соответствуют оптимальным условиям для человека, окружающей среды и их взаимодействия; для человека созданы оптимальные условия деятельности и отдыха;

- допустимое – величины факторов потоков, действуя на человека и среду обитания, вызывая дискомфорт, не оказывают отрицательного влияния на здоровье, а также не приводят к необратимым отрицательным изменениям в окружающей среде;

- опасное – величины факторов потоков превышают допустимые уровни и оказывают отрицательное влияние на здоровье человека и приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайно опасные – величины факторов потоков имеют настолько большое значение, что за короткое время могут нанести травму, привести к смерти, вызвать разрушение в природной среде.

Лишь два состояния (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям для нормальной жизнедеятельности, а два других – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека и окружающей среды.

 

 

Обеспечение безопасной жизнедеятельности человека невозможно без создания благоприятных условий для функционирования организма, наделенного природой определенными физиологическими показателями, свойствами и возможностями органов и систем. Важнейшие из них рассмотрены ниже.

Антропометрическиеизмерения. При помощи различных измерений определены вес и размеры различных частей тела. Они колеблются в очень широких пределах у отдельных лиц (мужчин, женщин, расовых особенностей, профессии и т.д.). Однако измерения позволяют определить средние значения и отклонения для различных профессий и т.д., что необходимо для проектирования рабочих мест и систем управления. Например, средний рост лаборантки 157,8 см, отклонения 5,2 см; расстояние от кончиков пальцев до пола – 62,2 см, отклонения 3,4 см.

Нервнаясистема. Является одной из важнейших систем организма, связывающая различные системы и органы человека. Нервная система подразделяется на центральную (ЦНС) и периферийную нервную систему (ПНС).

ЦНС – представляет собой совокупность нервных клеток (нейронов) и отходящих от них отростков, находящихся в черепной коробке и позвоночном канале. ЦНС обеспечивает переработку информации, поступающей в неё по нервным волокнам и передачу информации по нервным волокнам к периферийным органам.

ПНС осуществляет связь ЦНС с кожей, мышцами и внутренними органами.

Нервная система функционирует по принципу рефлекса.

Рефлекс – любая ответная реакция (реакция – ответные действия) организма на изменения во внешнем мире или внутренней среде осуществляемая с участием нервной системы.

Рефлексы бывают безусловные (врожденные, передающиеся по наследству) и условные, формирующиеся на основе приобретенного опыта при длительном воздействии раздражителя.

Информация, поступающая по нервным волокнам в ЦНС, вырабатывается анализаторами. Анализаторы – это совокупность нервных образований, воспринимающих внешние раздражители, преобразуя их энергию в нервный импульс и передающих его в ЦНС. Анализаторы – зрительный, слуховой, внутренних органов и кожи.

Датчиками анализаторов являются специальные окончания нервных волокон, называемые рецепторами. В зависимости от природы раздражителя, на который они настроены, рецепторы подразделяются на механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

По характеру ощущений рецепторы подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, рецепторы боли, рецепторы положения тела в пространстве.

Психикачеловека – это свойства нервной системы. Характеризуется вниманием, восприятием, памятью, мышлением, волей, активностью, темпераментом и др. свойствами. Психика человека определяет его психическую деятельность, благодаря которой осуществляется связь человека с внешним миром, координируется работа всего организма, организм реагирует на раздражители, осуществляется познание, выработка новых знаний. Разновидностью психической деятельности является мыслительная деятельность.

Мыслительнаядеятельность – это деятельность мозга. В состав мыслительной деятельности входят мышление, восприятие, память, внимание, эмоции.

Мышление – это деятельность мозга, направленная на получение продукта мышления – понятий, знаний и т.п.

Восприятие – деятельность органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) совместно с мозгом, обеспечивающая преобразование стимулов в образ.

 

 

Внимание – сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких объектах.

Память – это процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями окружающего мира. Бывает генетическая, приобретенная, зрительная, слуховая, двигательная.

Эмоциями называют переживания человеком своего отношения к окружающему миру и самому себе, проявляются в виде аффекта, собственно эмоций, чувств, настроения, стресса (страх, робость, гнев, тревога, обида, вдохновение, злость, испуг и др.)

Речь – это специфическая функция человека; речь состоит из членораздельных звуков (колебаний воздуха), создаваемых голосовым аппаратом (гортанью). Деятельность речевого аппарата находится под контролем головного мозга. Между ними осуществляется двухсторонняя связь посредством нервных импульсов.

Мышечнаядеятельность. В мышцах трансформируется химическая энергия в механическую. Основным свойством мышц является способность развивать силу, совершать движения и работу. Мышцы состоят из мышечных волокон (от 10 до 2000). Величина силы и работы, совершаемая мышцами, различна у различных мышц, зависит от особей, положения тела и др. Колеблется в широких пределах, однако характеризуется средними значениями и отклонениями. Например, сила при подъеме руки в локте (угол изгиба 20°) – 48,1кг, отклонения 10 кг.

Выработкатепла. У взрослого человека наименьшее значение – 40 ккал/час·м2. При выполнении тяжелой работы максимальное значение – 750 ккал/час·м2.

Дыхание. Средняя частота дыхания 12 циклов в минуту, максимальная – 30. Объем вдыхаемого воздуха – 0,5-0,6 л, максимальный 7-8 л. Потребление кислорода – 0,2-4,0 л/мин. Без дыхания человек может жить 3-5 минут.

Показателисердечно-сосудистойсистемы. Частота сердцебиений приблизительно 65 ударов в минуту, наибольшая 140. Артериальное давление у молодых здоровых людей 75 мм. ртутного столба (диастолическое), 120 мм. ртутного столба (систолическое). Человек может жить при минимальном давлении крови 30 мм. ртутного столба, максимальное – 300. Дебит крови – 6 л/мин, при выполнении работы – 27 л/мин.

Температуратела – 36-39˚С. Для обеспечения жизни – 34-41˚С, ниже 30˚С наступает смерть. Температура поверхности кожи при температуре окружающей среды 5 и 50˚С на уровне лба соответственно 28 и 38˚С, а на уровне стопы – 15 и 40˚С.

Слух – форма восприятия, обеспечивающая получение человеком информации. 10-15% информации человек получает слухом.

Слуховое восприятие возникает под действием звуков – колебаний воздуха. В восприятии и интерпретации звуков участвует ушная раковина, ухо, нервные слуховые пути и центры и кора головного мозга. Слуховое восприятие зависит от физических характеристик звуков. Желаемое восприятие имеет место при определенных значениях характеристик звука. За их пределами лежит неблагоприятное воздействие шума на человека, что приводит к слуховому утомлению (временному ухудшению слуха), ухудшению понимания речи, помехе для восприятия нужного звука, глухоте и другим отрицательным последствиям.

Зрение. Более 80% информации человек получает зрением. Зрительное восприятие определяется способностью глаза, которая, характеризуется рядом приведенных ниже показателей.

Острота зрения – это разрешающая способность глаза, т.е. способность глаза воспринимать как раздельные две близко расположенные точки. Острота зрения в одну минуту находится в пределах нормы.

Граница поля зрения – это границы пространства, которые может охватить фиксированный глаз.

Чувствительность в поле зрения – способность в поле зрения различить тест.

Светоощущение. Определяется по кривой темновой адаптации. После сильного света человека помещают в темноту и определяют через какое время человек начинает ощущать наименьший свет.

Цветоощущение – это определение цветов, в том числе их качественных характеристик (тона, насыщенности, яркости).

Глаз подвержен утомлению, ухудшающему все показатели зрительного восприятия. Причинами утомления зрения могут быть неправильное освещение; работающий глазной автоматизм (автоматическая резкость); утомление от бинокулярности зрения – изменения зрительных осей при рассмотрение объектов и вызванное этим движение глаз; общее утомление центральной нервной системы; продолжительная напряженная зрительная работа и др.

Обоняние – способность воспринимать запахи. Осуществляется благодаря обонятельному анализатору, рецепторы которого находятся в слизистой оболочке носа. При длительном действии пахучих веществ чувствительность к запаху снижается, причем настолько, что человек перестает его ощущать. Когда запахи отсутствуют, чувствительность восстанавливается. Человек обладает различной чувствительностью к различным веществам.

Вкус – ощущение, возникающее при воздействии раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности языка. Вкусовое ощущение формируется из 4-х основных видов вкуса – кислого, соленного, сладкого и горького.

Осязание – ощущение, возникающее при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек и мышечно-суставного аппарата. Основная роль при осязании принадлежит прикосновению и давлению.

Кожа – это внешний покров тела. В коже выделяют три слоя: наружный (эпидермис), средний (дерма, соединительная ткань) и внутренний - подкожная жировая клетчатка. Кожа выполняет ряд важных для организма функций: защищает организм от вредных внешних воздействий, выполняет обменную функцию, играет значительную роль в терморегуляции и др.

Вестибулярныйаппарат – орган чувств, воспринимающий изменение положения головы и тела в пространстве, а также направления движения. Расположен в полукружных каналах и мешочках внутри уха.

Биоритмы – это периодические повторения изменений характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме. Биоритмы могу иметь интервалы, измеряемые секундами, часами, сутками, месяцами, полугодиями. Наиболее важным является суточный биоритм, который определяет интенсивность работы различных органов в дневное и ночное время, склонность ко сну, работоспособность, утомляемость и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Т – количество травм в исследуемом календарном периоде | Человек – как социальный объект
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.