Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности. Ее основные направления

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, важно уяснить признаки и понятие "правоохранительной деятельности".

В соответствии с имеющимися доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает следующими существенными признаками.

Первый из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания.

Вторым отличительным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые конкретным органом юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона.

В-третьи х, характерным для правоохранительной деятельности является ее реализация в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается на комплектуемые соответствующим образом специально уполномоченные государственные органы. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, часто путем установления особых процедур для решения наиболее ответственных вопросов.

Итак, под правоохранительной деятельностью следует понимать такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

При характеристике понятия правоохранительной деятельности важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно распространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру:

-для одних такая деятельность — это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями;

-для других — это борьба с преступлениями и иными правонарушениями (в основном административными проступками);

-для третьих — это то, что принято называть поддержанием общественного порядка (патрулирование в общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий и т. д.).

Сфера же охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных актов беззакония, но и от иных проявлений противоправности, попыток недозволенно ограничивать, ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, пока не нашел своего отражения в законодательном порядке. Однако оних можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных функций, из которых она слагается. К числу таких функций относят:

- конституционный контроль;

- правосудие;

- организационное обеспечение деятельности судов;

- прокурорский надзор;

- выявление и расследование преступлений;

- оказание юридической помощи.

Все названные функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждое из этих направлений нацелено на достижение "своих" результатов. Ниже дадим характеристику каждого изних.

Конституционный контроль и правосудие. Их реализация означает претворение в жизнь судебной власти. Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других функций правоохранительной деятельности. Его реализация - это, прежде всего, обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и т.д.

Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как обих сердцевине, центральном звене всей системы в целом и т. п.

На остальных функциях правоохранительной деятельности подробно мы остановимся при рассмотрении других тем нашей дисциплины, а сейчас дадим лишь их понятия.

Организационное обеспечение деятельности судов представляет собой осуществление комплекса мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Под прокурорским надзором необходимо понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Выявление и расследование преступлений в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств и иных сведений о преступлениях, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Юридическая помощь в самом общем виде представляет собой оказание содействия гражданам в решении ими правовых вопросов. К видам этой помощи относятся: консультации и разъяснения по юридическим вопросам; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; представительство по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика; участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде Российской Федерации; защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи; иная не запрещенная помощь.

4. Нормативные источники курса "Правоохранительные органы Российской Федерации"

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколькоих - точно определить трудно. Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц.

Для характеристики массы правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно изних - предмет (содержание) группируемых актов независимо отих юридической силы. Другое - группировка актов поихюридическому значению.

Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию

Всю сумму рассматриваемых правовых актов в зависимости их содержания (предмета) можно подразделить на следующие группы актов:

- общего характера;

- о судебной власти, правосудии и судах;

- об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих;

- о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

- об организации выявления и расследования преступлений;

- об организации юридической помощи. Сгруппированный по такой схеме перечень основных актов о правоохранительных органах мог выглядит следующим образом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы к лекции | Акты об организации выявления и расследования преступлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.