КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объективные показатели самоконтроля
К объективным показателям самоконтроля относятся:
100-130 уд/мин – небольшая; 130-150 уд/мин – средняя; 150-170 уд/мин – выше средней; более 170 уд/мин – предельная.
отсутствие или незначительное увеличение ЖЕЛ свидетельствует об умеренной нагрузке; снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. – о большой; снижение на 300-500 мл. – о максимальной.
частота дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует об умеренной нагрузке; 25-40 раз в мин. – о большой; более 40 раз в мин. – о максимальной.
уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует об умеренной нагрузке; на 400-700 г. – о большой; более 800 г. – о максимальной.
Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма Тест – специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте К наиболее известным пробам и тестам относятся: - ортостатическая проба (пульс в положении лёжа – стоя); - тест Руффье-Диксона (20 приседаний: ЧСС до, после, через минуту отдыха); - гарвардский степ-тест (восхождение на скамейку в течение 5 минут: ЧСС на 2-й, 3-й, 4-й минуте); - проба Штанге (задержка дыхания на вдохе); - проба Генче (задержка дыхания на выдохе); - проба Ромберга (проба на устойчивость в позе); - темпинг-тест (определяется максимальная частота движения кисти).
ЛЕКЦИЯ 7 1. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины 2. Здоровье: сущность понятия и его компоненты 3. Образ жизни и здоровье 4. Двигательная активность и здоровье 5. Понятие о медико-биологических методах восстановления Медицина – это наука о болезнях и способах их лечения. Медицина лечит болезни, а не формирует у людей жизненные установки на здоровье и здоровый образ жизни. Когда горит дом – его надо тушить, когда человек уже болен – его надо лечить. В этом смысле врачи – только пожарники, а не архитекторы – строители здоровья. Медициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения здоровья человека. По мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% – от генетики, на 20% – от наследственности и только на 10% – от состояния здравоохранения. Следовательно, наше здоровье – это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика. ВАЛЕОЛОГИЯ (от лат. valeo – здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о здравствовании человека, о причинах, формировании, сохранении и укреплении здоровья. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жизни. Цель валеологии как учебной дисциплины – вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья. Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни. Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является:
1) теоретическую валеологию; 2) практическую валеологию. В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д. В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия – измерение здоровья); 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма). С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную). Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: - дошкольную; - школьную; - вузовскую; - послевузовскую. Важнейшей ценностью для человека является здоровье. Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:
- способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики; - свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; - отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д. Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются: - для физического здоровья – «я могу»; - для психического здоровья – «я хочу»; - для нравственного здоровья – «я должен». Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида. Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001). Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья). Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы – между ними существуют разнообразные состояния». Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |