КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы сбора социологической информации
Опрос Опрос – метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения социолога (анкетера, интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Основное назначение метода – получить социальную информацию о состоянии мнения (общественного, группового, индивидуального), а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Виды опроса: 1. По критерию «Взаимодействие социолога и респондента» выделяют: · Заочный анкетный опрос, когда нет непосредственного контакта с респондентом; · Очный анкетный опрос – анкетер раздает анкеты и выступает в качестве инструктора по их заполнению; · Интервью по вопроснику – бланк интервью заполняет сам социолог по ответам респондента. 2. Критерий: «Уровень стандартизации процедур»: · Полностью стандартизированный опрос – анкетный или интервью – с закрытыми вопросами (закрытые вопросы – вопросы к которым дан исчерпывающий список вариантов ответов); · Частично стандартизированный опрос с полуоткрытыми и открытыми вопросами (полуоткрытый вопрос – есть вариант «другое», открытый – не заданы варианты ответов); · Свободное интервью – планируется только тема, направление беседы. 3. «Тип исследовательской задачи»: · Клиническое, глубинное интервью – предполагает сбор поисковой информации; · Фокусированный опрос – сбор данных по конкретной ситуации; · Стандартизированный опрос – для сбора статистической информации; · Социометрический опрос – для изучения межличностных отношений в малой группе. 4. «Уровень компетентности респондента»: · Массовый опрос – респондент не является специалистом в изучаемой области; · Симптоматический опрос – от респондента требуется знание определенной информации о предметной сфере исследования, но не обязательно о задачах исследования; · Экспертный опрос – респондент является специалистом в предметной области исследования. Структура анкеты: 1. Вводная часть. 2. Контактные или вступительные вопросы. 3. Основные или программные вопросы. 4. Заключительные вопросы. 5. «Паспортичка». Она ориентирована на выявление социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование, материальное положение). Анализ документов Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой с точки зрения целей исследования. Его основное назначение – извлечь, содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования. Область применения - в любом социологическом исследовании на всех его этапах. В социологии документом называется специально созданный автором материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Классификация документов: 1. Отношение исследователя к созданию документа: - документы, специально созданные в целях исследования (анкеты, бланки интервью, кодировочные листы и т.д.), - документы, созданные исследователем для других целей, - естественные документы, созданные независимо от исследования. 2. Статус документа: - официальные документы (санкционированы определенными органами), - полуофициальные (могут приобрести статус официального в определенной ситуации), - неофициальные (для приобретения официального статуса нуждаются в дополнительных процедурах). 3. Форма фиксации информации: - словесные (тексты), - статистические (цифровые таблицы), - идеографические (картина, символ). 4. По степени персонификации: - личные (дневники, письма, рукописи, мемуары и др.), - безличные (статистические материалы, данные прессы, протоколы собраний). Виды анализа документов: 1. Уровень стандартизации процедур: - традиционный анализ, осуществляемый на основе общего восприятия понимании логики текста, его смысла, - контент-анализ как строго формализованный метод со специальными процедурами. 2. Тип исследовательской задачи: - конструктивный анализ, - иллюстративный анализ, - функциональный анализ, - статистический анализ, - типологический анализ. 3. Особенности предметного содержания документов: - социологический анализ, исторический анализ, литературный анализ, лингвистический анализ, психологический анализ. Наблюдение В социологическом исследовании наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения цели исследования. Основное назначение метода – получить объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий наблюдения), определить их повторяемость, типичность. Виды наблюдения: 1. По критерию: «Позиция наблюдателя»: - невключенное (исследователь как наблюдатель – не вступает в общение с членами группы, либо, как наблюдатель-участник – частично вступает в общение, действия группы), - полувключенное (исследователь как участник-наблюдатель – включается в действия группы полностью, открыто), - включенное (исследователь как «естественный участник-наблюдатель» - включается в действия группы инкогнито). - самонаблюдение (исследователь как «самонаблюдатель» – регистрирует факты своих действий, состояний). 2. Уровень стандартизации процедур: - запрограммированное наблюдение, - частично стандартизированное, - неконтролируемое - ведется лишь дневниковая запись. 3. Обстановка наблюдения: лабораторное, лабораторно-полевое, полевое. 4. Регламентированность времени наблюдения: систематическое, эпизодическое, случайное. Социальный эксперимент Эксперимент в социологическом исследовании представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов. Основное назначение метода – в выявлении информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, а также в получении весьма уникальной информации, добыть которую иными методами не представляется возможным. Объектом эксперимента выступают социальная группа, коллектив, личность. Выделяют два вида объектов: экспериментальные (группа, на которую, оказывается воздействие независимой переменной) и контрольные группы (аналогична экспериментальной, но не испытывающая воздействия экспериментальным фактором). Виды социальных экспериментов: 1. Способ введения независимой переменной: искусственный, естественный, экс-пост-факто. 2. Характер логической структуры доказательств: параллельный, последовательный. 3. Уровень требований к ситуации эксперимента: лабораторный, полевой, чистый. 4. Примерное содержание исследовательских задач: социологический, педагогический, исторический, эстетический и т.д.
Лекция 4. Общество как социальная реальность Единственное, что объединяет всех социологов в их трактовке общества, это то, что оно представляет собой особую, социальную реальность в отличие от природной. Только люди образуют общество в собственном смысле слова, поскольку оно является целостностью надбиологической. Она основывается не на функциональной дифференциации организмов, а на единстве культурных норм. Также важнейшие элементы, отличающие человека от животных, а человеческое общество - от сообщества животных – это сознание и труд. Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи. По мнению американского социолога Эдварда Шилза, можно выделить следующие критерии общества: 1. оно не является частью более крупной системы; 2. браки заключаются между представителями данного объединения; 3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; 4. объединение имеет территорию, которую оно считает своей 5. у общества есть собственное название и собственная история; 6. оно обладает собственной системой управления; 7. объединение существует дольше средней продолжительности 8. его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, Согласно другой точке зрения, высказываемой некоторыми отечественными социологами, можно говорить о следующих признаках общества: · территория; · способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей; · наличие главного стабилизирующего фактора - социальных структур; · автономность общества и высокий уровень его саморегуляции; · большая интегрирующая сила. В качестве основных системообразующих компонентов структуры общества выступают: 1. Несколько подсистем, составляющих в совокупности систему общества. В обществе органично функционируют четыре основные подсистемы: экономическая, политическая, социальная, социокультурная. 2. Несколько структурных компонентов Структурные компоненты: · множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями, · социальные статусы, занимаемые людьми в обществе, · социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами, · социальная структура, включающая в себя социальные страты, территориальные и этнонациональные общности, · социальные взаимодействия людей, · социальные институты и организации. Т. Парсонс предложил схему из четырех уровней организации социальной системы. 1. Социетальный (общественный) уровень. 2. Институциональный уровень. 3. Организационный уровень. 4. Первичный или индивидуальный уровень. В последствии эта картина была дополнена еще двумя уровнями: межличностным и групповым. Общество, трактуемое как социальная система, является сложным внутренне дифференцированным и в то же время организованным и саморегулируемым образованием.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |