Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантное поведение и социальный контроль




В социологии: «Девиантное поведение - отклонение индивида или группы от принятых в обществе норм, в результате чего субъекты девиации подвергаются соответствующим санкциям со стороны групп, общества или правоохранительных органов.

Под нормами понимается: 1) образец, эталон необходимого поведения; 2) рамки, границы допустимого поведения. В обществе существует множество разнообразных норм – от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Социальные ценности – этот такие жизненные идеалы и цели, которых по мнению большинства в данном обществе следует стремиться достичь. Ценности – ориентир в поведении людей.

К основным видам девиантного поведения относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.

И здесь необходимо учесть один момент - ни один стиль поведения не является девиантным сам по себе. Отклонение является предметом социальных определений. Понятие девиантного поведения относительно и зависит от конкретно-исторических условий.

Существует ряд теорий, объясняющих генезис и сущность девиантного поведения. Их условно можно разделить на ряд нарпавлений:

1. Биологическое направление.

Представители Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Крештмер. Главная идея этих ученых состоит в том, что люди с определенной биологической предрасположенностью способны совершать девиантные поступки. Так, например, Шелдон выделил три основных человеческих типа, в разной степени склонных к совершению различных девиаций: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). По; мнению Шелдона. преступники принадлежат к мезоморфному типу.

Данные теории были популярны в начале 20 века, затем подверглись критике за теоретическую недоказуемость многих тезисов.

2. Психоаналитическое направление.

Данное направление объясняет девиации различного рода психологическими травмами. сформировавшимся комплексом неполноценности и другими причинами. Представители этого направления: 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни и др.

Анализируя два основных инстинкта, которые движут человеческим поведением Эрос (половой инстинкт) и Тонатос (инстинкт смерти, разрушения), Фрейд пришел к выводу, что Тонатос наряду с Эросом имеет большее влияние на жизнь человека. Он побуждает организм к разрушению, к возвращению в безжизненное состояние, к агрессивности. Существование индивида - это компромисс между двумя главными инстинктами, причем превалирует Тонатос, который получает выражение в актах агрессии, направленной как на других, так и на самого себя. То есть, это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения других. Если инстинкт смерти согласно Фромму связан с сексуальностью, то он находит выражение в формах садизма и мазохизма. Еще один злокачественный тип - некрофилия.

Анализ трехуровневой структуры человеческой личности (Оно - Я - Сверх-Я) привел Фрейда к выводу о том, что нереализованные потребности, инстинкты, желания, вытесненные в бессознательное, способны воздействовать на человека, вызывая различные формы девиации: криминальные поступки, неврозы и другие отклонения.

3. Собственно социологические теории.

Эти теории апелируют исключительно к социальным причинам девиантного поведения. Дюркгейм разработал концепцию аномии. Аномия - это такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения индивидов и образуется нормативный вакуум, означающий, что старые номы и ценности уже отброшены, не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. По Дюркгейму, аномия состояние социальной дезорганизации, когда интегрирующие силы ослаблены, обществу грозят раскол и распад. В этих условиях возрастает число случаев социально отклоняющегося поведения и преступных деяний.

Аномия в понимании Р. Мертона, вызывается несоответствием между культурными целями и институциональными, узаконенными средствами их достижения.

Мертоном была разработана типология поведения, основанная на отношении индивида к общепринятым целям и средствам:

1. Конформность. Конформист принимает цели и средства, одобряемые в обществе. Он является лояльным членом общества.

2. Инновация. Новатор стремится к достижению общепризнанных целей неинституциональными средствами. Это и генераторы новых идей и преступники.

3. Ритуализм. Институциональные средства принимаются, но игнорируются цели, к которым индивид должен стремиться при помощи этих средств, например, бюрократ, партийный функционер, верующий в бога.

4. Ретризм. Отход от традиционных целей и средств, например, наркоманы, алкоголики. бомжи, мигранты.

5. Мятеж или бунт. Отказ от существующих целей и средств, желание создать новую систему идеалов и ценностей, средств, например, бунтари, революционеры.

Таким образом, согласно рассмотренным теориям именно аномия провоцирует различные социальные отклонения, а именно рост преступности, самоубийств, наркомании, алкоголизма, проституции.

Теория «наклеивании ярлыков» Говарда Беккера.

Беккер выделяет два типа отклонений: первичную и вторичную девиацию. Под первичным отклонением понимается первоначальное нарушение правил поведения, которое часто имеет случайный и незначительный характер, например, эпизодическое употребление наркотиков, алкоголя, грубость, мелкое хулиганство и т.д. В результате совершения такого рода действий в силу правильного или ошибочного обвинения на индивида «наклеивается ярлык» девианта. Вторичным отклонением называется такое отклонение от существующих норм, которое возникает вследствие «наклеивания ярлыка» девианта, когда индивид не может выйти за рамки навязываемой ему девиантной роли и, подчиняясь ролевым ожиданиям, совершает вновь действия, нарушающие правила поведения.

Субъектами наклеивания ярлыков могут быть полиция, психиатры, те, кто находится у власти и др. В качестве объекта наклеивания ярлыка обычно выступают преступники, бедные, темнокожие, бездомные и др.

 

Лекция 6. Социальное неравенство и стратификация

 

Социальное равенство – это одинаковый доступ людей к социальным благам.

Принято выделять четыре типа равенства:

1. Равенство людей или онтологическое равенство, опирающееся на религию (равенство всех перед богом). Это идея церкви.

2. Равенство возможностей достижения желаемых целей. Идея Французской революции и либерализма.

3. Равенство условий жизни, закрепляемых законодательством (равенство всех перед законом, равенство «стартовых» условий). Идея социал-демократии.

4. Равенство результатов (социального статуса). Идея коммунистов.

Неравенство – это положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж, образование.

Социальное неравенство вездесуще. Конечно, одина­ковых людей нет. Они различаются по цвету кожи, языку, полу, возрасту, образованию, богатству, уважению, возможности навязывать свою волю другим и т.п. Но эти различия становятся социальными, лишь когда они становятся препятствием или условием для получе­ния работы, продвижения по службе, осуществления избирательного права:

1. Если социальными становятся различия по цвету кожи, то возникает расизм, расовая дискри­минация;

2. Если социальными становятся этнические различия (язык и иные), возникает такой вид неравенства, как этнонационализм (шовинизм, нацизм, этноцентризм), этническая дискрими­нация;

3. Если - возраст, то - эйджеизм (от англ.аgе - возраст) дискриминация, проводимая одни­ми возрастными группами по отношению к другим;

4. Если - половые различия, то - сексизм (sexism). Сексизмом являются позиции или действия, носящие дискриминирующий характер по отношению к мужчинам или женщинам исключительно на основании их пола (gendeг).

5. Когда решающее значение для оценки человека, определения его места в обществе при­обретает наличие или отсутствие капитала, возникает капитализм как дискриминация бедных.

6. Когда же привилегии имеет тот у кого более «респектабельное» социальное происхождение возникает дискриминация непривилегированных.

Страты — это группы, социально неравные друг другу, стоящие одна над другой на шкале социального неравенства. Понятия "группа" шире понятия "страта".

Стратификация - это социальное неравенство на уровне групп (т.е. между группами), когда ряд групп социально неравны друг другу, расположе­ны одна над другой на шкале социального неравенства. Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого обще­ства.

Статус – позиция человека в обществе, через которую идет реализация его социальной роли.

Статус бывает:

· Основной – определяющий общественное положение человека.

· Приписанный, или предписанный – унаследованный от рождения, прирожденный (аскриптивный).

· Достигнутый – приобретаемый индивидом в обществе благодаря собственным усилиям.

· Возрастной – социальное положение, приписываемое индивиду на основе возраста.

Социальная мобильность - это возможность человека или социальной группы изменить свое социальное положение, социальный статус, место в стратификационной системе.

Варианты мобильности разнообразны:

а) она бывает индивидуальная и коллективная (групповая)..

б) Начиная с П.Сорокина, выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность - изменение положения индивида, которое вызыва­ет повышение или понижение его социального статуса", переход к более высокому или низкому классовому положению. Поэтому в рамках вертикальной мобильности разграничивают восходя­щую и нисходящую ветви.

При доминировании нисходящего варианта вертикальных перемещений происходит скаты­вание на нижние этажи социальной структуры массы людей, т.е. люмпенизация (полное разорение, превращение в бомжей, бродяг и т.п.) или пролетаризация - процесс перехода части среднего класса в рабочий класс.

Горизонтальная мобильность - изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

в) Можно также говорить о внутрипоколенной и межпоколенной мо­бильности. Внутрипоколенная - это когда человек изменяет свой социальный статус в течение своей жизни. Межпоколенная - когда человек меняет статус в сравнении со своими родителями.

г) Иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством – с согласия самих людей или без такового.

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Феномен нахождения индивида или социальной группы на гране двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью.

Стратификация связана с мобильностью: первая отражает деление общества на слои, а вторая - "нарушение" границ между ними.

В разных обществах имеются неодинаковые возможности для мобильности. Закрытым называется общество, где имеются юридические препятствия для социальной мобильности, прежде всего для ее восходящей ветви, открытым - где таких препятствий нет.

В социологии выделяют следующие типы социальной стратификации: рабовладение,кастовый, сослов­ный и классовьй.

1. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и край­ней степенью неравенства. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

2. Касты (англ. саste от лат. - чистый) - эндогамные наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, часто связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом.

3. Сословия (по англ. estates) - социальные группы доиндустриальных (докапиталисти­ческих) обществ Европы и России с закрепленными в обычае или в законе наследствен­ными правами и обязанностями.

Различия между кастами и сословиями следующие:

1. Касты являлись совершенно закрытыми общностями (т.е. перейти из касты в касту было невозможно); в отличие от каст, принцип наследования в сословиях был не столь абсолютен и членство в сословии можно было приоб­рести. Членство в сословии могло быть куплено, даровано, а духовенство Европы пополнялось рекрутированием.

2. Часто касты были закреплены за отдельными профессиями и межкастовое общение в ряде случаев было вовсе запрещено.

3. Сословия создавались политически, закреплялись в законах, а не в религиозных правилах.

Обычный перечень сословий включал 3 группы: духовенство, дворянство и простой народ.

4. Класс - большая социальная группа, отличающаяcя от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу..

Классическими концепциями стратификации считаются концепции К. Маркса и М. Вебера. В этих теориях классы определяются экономическими критериями, хотя и разными.

К. Маркс в сво­ем труде "Капитал" выделяет такие критерии определения классов, как отношения соб­ственности на средства производства и отношения разделения и организации труда.

Согласно Марксу при капитализме существует два основных класса:
а) буржуазия, капиталисты,

б) пролетариат, или рабочие.

Кроме этого, выделяются неосновные для капитализма, реликтовые классы:

в) промежуточная мелкая буржуазия,

г) земельная аристократия.

Имеются также внеклассовые и внутриклассовые слои:

· Внеклассовые слои, такие как: бюрократия, лица свободных профессий, люмпен-пролетариат;

· внутриклассовые слои еще более разнообразны. Например, внутри пролетариата имеются слои с разной квалификацией, образованием и степенью классового сознания.

Вебер выделял три основных взаимосвязанных, но отдельных компонента неравенства, три фактора стратификации: богатство (имущественное неравенство); престиж; политическая власть.

Если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступу к власти) – партийную стратификацию.

Вебер выделяет че­тыре основных класса:

а) класс собственников,

б) интеллектуальный, административный и менеджерский класс,

в) мелкая буржуазия,

г) рабочий класс.

Среди концепций 20 века выделим отечественные (ленинскую, сталинско-брежневскую) и западные (субъективные и объективные).

Главные критерии класса, по Ленину: отношения собственности, функции, доходы.

По этим критериям он выделил в современном ему обществе такие классы, как: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров.

В сталинско-брежневской версии критерии классов сводятся лишь к формам собственности и выделяются два дружественных класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, и одна прослойка-слой – интеллигенция.

На Западе нередко используется субъективный подход:

· Самооценочный,

· Репутационный.

Более распространены объективистские концепции. Так большинство западных функционалистов в соответствии с такими параметрами, как уровень дохода, образование, престиж профессии, выделяют в обществе три класса:

1. Высший класс.

2. Средний класс.

3. Низший или рабочий класс.

В рабочем классе часто выделяют такие слои:

· Андеркласс.

· «Синие воротнички».

В 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер предложил следующую типологию:

1. Верхний-высший класс включает так называемые старые семьи, «аристократов по крови». Их отличает особый об­раз жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

2. Нижний-высший класс по уровню материального благополучия не уступает верхнему – высшему классу, но не включает старые родовые семьи.

3. Верхний-средний класс состоит из собственников и профессионалов, которые обладают меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвуют в общественной жизни города и проживают в довольно благоустроенных районах.

4. Нижний-средний класс составляют низшие служащие и квали­фицированные рабочие.

5. Верхний-низший класс включает средне - и малоквалифициро­ванных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой пове­дения существенно отличающихся от высшего и среднего класса.

6. Нижний-низший класс составляют те, кого принято называть «социальным дном» или андерклассом.

Сегодня эта типология пополнилась еще одним слоем... Средний-средний класс представляет самую массовую прослой­ку развитого индустриального общества. Она включает всех хо­рошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессио­налов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена.

 

Лекция 7. Социальные группы и организации

Социальная группа – совокупности индивидов, взаимодействующих между собой и формирующих социальные отношения. Т.е., для того, чтобы совокупность индивидов считалась группой необходимо наличие взаимодействий между ее членами и появление взаимных ожиданий.

Классификация социальных групп:

1. большие и малые,

2. первичные и вторичные,

3. формальные и неформальные,

4. ингруппы и аутгруппы,

5. функциональные группы,

6. референтные группы,

7. квазигруппы.

Социальная организация - система отношений, объединяющих какое-то число элементов, например, индивидов, групп, социальных ролей и т.д. Социальные организации: школы, политические партии, больницы и т.д. Основные признаки организации: цель, иерархия, разделение труда – специализация, управляющие подсистемы. Типологии социальных организаций:

1. формальные и неформальные организации;

2. добровольные (политические партии), принудительные (школы), утилитарные (заводы).

 

Социальные институты.

Социальный институт –совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом.

К основным социальным институтам можно отнести: экономические институты производства и распределения, политические институты власти, институты стратификации, т.е. расслоения, институты семьи, родства и социализации; институты культуры, включающие искусство, религию, науку.

Основные черты социальных институтов:

1. постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений,

2. четкое определение функций, прав и обязанностей,

3. регламентация и контроль над взаимодействием субъектов,

4. наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов и т.д.

Далее о функциях социальных институтов. Явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы, и которые входили в намерение и осознавались участниками системы. Латентные (скрытые) функции – те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны участниками системы.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Чем стабильнее и более упорядоченно функционируют все социальные институты, тем крепче общество, динамичнее его развитие. Но происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов. Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражение в структуре и функциях социального института, и в его деятельности возникает дисфункция. Дисфункция выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, понижении социального авторитета.

Процесс образования институтов называется институционализацией. Этот процесс подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

1. возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий,

2. появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил,

3. принятие этих норм и установленных санкций для их (норм) поддержания,

4. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья как социальный институт и малая группа

Семья – это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Брак – это санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Функции семьи как социального института:

1. Репродуктивная функция (деторождения).

2. Функция социализаци).

3. Хозяйственно-экономическая функция.

4. Регулятивная функция.

5. Функция регулирования сексуальных отношений.

6. Функция передачи социального статуса или функция социального самоопределения.

7. Рекреативная функция.

8. Коммуникативная.

9. Интегративная.

10. Транслирующая.

11. Филицитологическая (от итал. счастье).

По составу различают следующие разновидности семьи:

1. неполная семья (один родитель с детьми),

2. нуклеарная или простая семья (супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей),

3. расширенная или сложная семья (состоит из представителей нескольких поколений),

4. большая семья (состоит из трех и более супружеских пар: родительская пара и несколько детей со своими семьями).

По типу главенства семьей различают:

1. Традиционную или патриархальную семью. Для такого типа характерно: закрепление мужских и женских обязанностей, экономическая зависимость женщин от мужчин, приоритет мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Матриархальную семью, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

3. Нетрадиционную семью. Здесь сохраняются традиционные установки на мужское лидерство. Но это более эксплуататорский тип, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

4. Эгалитарную семью (семья равных). Для этого типа характерны: справедливое пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи.

Формы брака:

ü моногамия и полигамия.

ü экзогамия – эндогамия.

Альтернативные формы брака:

1. Конкубинат – длительная юридически незакрепленная связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей.

2. Регулярно-раздельный брак. Это такая форма брака, при которой муж и жена на определенной стадии брака предпочитают жить отдельно.

3. Открытый брак или по Смелзеру, - жизнь в коммуне. В данном случае люди, не считающие развод решением проблемы, разрешают внебрачные связи своим партнерам.

 

Лекция 8. Социология культуры

 

На развитие социологии культуры оказали наибольшее влияние такие исследователи, как К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, М. Мид, Б. Малиновский и др.

Основные толкования культуры:

1. Культура как противоположность биологическому. Антропологи используют это понятие в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества.

2. Культура как противоположность природы. В англо-французской интеллектуальной традиции понятие «культура» часто использовалось в качестве синонима «цивилизации»: культура противопоставлялась варварству и дикому, природному состоянию.

3. Культура как противоположность структуре.

4. Культурное как противоположность материального. В этом смысле понятие культуры имеет то же значение, что и понятие идеология.

5. Культура как образ жизни. Социальные группы могут отличаться друг от друга установками, убеждениями, языком, одеждой, манерами, вкусами относительно пищи, музыки, интерьера и множества других черт, составляющих образ жизни.

6. Культура высокая и культура популярная. Под культурой в данном случае понимается социальная практика, имеющая художественный характер. Социологическое исследование культуры в этом смысле сосредоточивается на различиях между высокой и популярной культурой или на способах производства, передачи и получения культуры.

Таким образом, в предельно широком понимании культура охватывает все, созданное людьми.

Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивающий человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания.

Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Американский антрополог Джордж Мёрдок выделил несколько «фундаментальных характеристик», присущих всем человеческим культурам:

1. Культура передается посредством научения.

2. Культура прививается воспитанием.

3. Культура социальна.

4. Культура идеационна.

5. Культура обеспечивает удовлетворение потребностей.

6. Культура адаптивна.

7. Культура интегративна.

Функции культуры в обществе (социальные функции культуры):

1. Адаптация. 2. Социализация. 3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция. 4. Легитимация. 5. Интеграция. 6. Идентификация. 7. Функция социального изменения. 8. Регуляция поведения человека.

«Аккультурация» - это механизм одновременно обучения и социализации индивидов, живущих в чужой культурной среде. Это процесс взаимовлияния культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа.

Обозначим основные стратегии аккультурации:

1. Ассимиляция - вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

2. Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой.

3. Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой - отсутствие идентификации с культурой большинства.

4. Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.

Культурная аккумуляция - прибавление новых элементов к существующей культуре; процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур.

Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.

Культурный релятивизм – это концепция, метод, представляющий собой попытку объективного анализа различных обществ или культур без использования ценностей одной культуры для вынесения суждений о другой.

Типы культуры:

1. На основании структуры культуру классифицируют на материальную, духовную, художественную и физическую.

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека. Состав материальной культуры: культура труда; культура повседневности – материальная сторона человеческого быта; культура места поселения.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека. Состав духовной культуры: религиозная культура; нравственная культура; правовая культура; политическая культура; педагогическая культура; интеллектуальная культура.

Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека. Состав художественной культуры: прикладное искусство или дизайн (кулинария, косметика, парикмахерское искусство и т.д.); «чистое» или «изящное» искусство (архитектура, изобразительное искусство, музыка, литература, танец, театр, кинематограф).

Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека. Состав физической культуры: культура физического развития; рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья; сексуальная культура.

2. По принципу распространения культуру классифицируют на доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Субкультуры – это, обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или подкультуры). Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

3. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская.

Цивилизация — это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами.

 

Лекция 9. Социальные изменения. Глобализация

Социальное изменение - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое.

На вопрос, откуда поступает импульс для социальных изменений, имеются два ответа:

  • представители экзогенных теорий полагают, что социальные изменения порождаются внешними факторами: климатом, ландшафтом и т.д.;
  • большинство социологов являются сторонниками эндогенных факторов развития, т.е. полагают, что причины социальных изменений надо искать в самом обществе. Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое.

Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей (поднимающейся) тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Регресс (от лат. – обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям.

Процесс исторического развития общества противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивныеизменения, так и регрессивные.

Формы социального развития общества: эволюция, революция, реформы.

Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенно и естественным образом вырастают из существующих в нем исторических условий.

Существуют различные концепции социальной эволюции:

1. Линейные концепции, согласно которым общество движется от простого состояния к более сложному, то есть структурированному, более дифференцированному.

2. Теория "маятникового" движения общества. В соответствии с ней общество, выведенное из состояния равновесия под воздействием каких-либо внешних или внутренних факторов, начинает совершать "колебательные" движения от одной крайней точки к другой, останавливаясь в конечном итоге где-то "посередине" и обретая стабильность.

3. Теория цикличности (греч. kyklos - колесо, круг, кругооборот) общественного развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, Д.Вико, Н.Я.Данилевский). То есть каждое общество развивается по кругу, проходя через стадии становления, роста, надлома и упадка.

Революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое. Революционные преобразования могут быть кратковременными, могут касаться одного или нескольких обществ, или быть глобальными («компьютерная революция»). Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция. Например, Октябрьская революция в 1917 г.

Реформы – комплекс мероприятий, направленных на преобразование, изменение, переустройство каких-либо сторон общественной жизни. Например, крестьянская реформа 1861 года в России.

Модернизация это переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.