Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс в РФ




 

ЗП – это система действий в парламенте, которая завершается принятием или отклонением ФЗ.

 

ЗП состоит из следующих стадий:

1) Законодательная инициатива

2) Подготовка законопроекта к рассмотрению в ГД

3) Обсуждение законопроекта в комитетах и других органах палат ГД и на пленарном заседании ГД

4) Принятие или отклонение ФЗ ГД

5) Рассмотрение ФЗ и одобрение либо неодобрение СФ

6) Промульгация (т.е. проверка закона, подписание и распоряжение об опубликовании закона) ФЗ главой гос-ва

Дополнительные стадии.

Если СФ не одобрит ФЗ, то возможны 2 дополнительные стадии.

1) Создание и работа согласительной комиссии палат

2) Повторное принятие закона ГД либо простым большинством голосов, если ГД согласится с предложениями СФ либо принятие ФЗ ГДой 2/3 голосов, если ГД не согласится с предложениями СФ

Возможны ещё 2 дополнительные стадии в случае использования Президентом права вето.

1) Принятие предложения Президента и принятие закона новой редакции

2) Преодоление вето президента 2/3 голосов от общего числа в каждой палате и обязательная промульгация законов Президентом

Таким образом, число и характер стадий ЗП в разных ситуациях может быть неодинаковой.

 

Характеристика ЗП.

Правовые нормы, регулирующие ЗП в РФ получает закрепление в КРФ и регламенте палат.

- Право зак инициативы – возможность разработать законопроект и внести его на рассмотрение в ГД РФ. Правом зак инициативы обладают Президент РФ, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство, законодательные и представительные органы ГВ субъектов РФ. Эти органы и лица обладают правом зак инициативы в широком объеме. КС, ВС и ВАС обладают правом зак инициативы только по вопросам их ведения.

При внесение проекта в ГД субъекты права зак инициативы должны представить следующие документы:

· пояснительная записка к законопроекту

· текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права зак инициативы

· перечень законов РФ, утратившими силу приостановлению, изменению или принятию

· финансово-экономическое обоснование в том случае, если законопроект требует финансовых затрат,

· заключение правительства по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске госзаймов, об изменении финн обязательств гос-ва, а также другие законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств фед бюджета

 

- Законопроекты и материалы направляются субъектами права зак инициативы на имя председателя ГД. Данные документы регистрируются в управлении документационного и информационного обеспечения аппарата ГД. Председатель ГД направляет зарегистрированный проект и материалы в профильный комитет, который проверяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 КРФ и ст. 105 Регламента ГД. В том случае, если законопроект соответствует установленным требованиям, но нет заключения правительства, то профильный комитет проверяет с учетом требований регламента представленные документы.

Совет ГД назначает ответственный за законопроект комитет и включает его в программу работы либо на сессию, либо на месяц. Одновременно законопроект направляется в комитеты и комиссии ГД, на экспертизу в правовое управление аппарата ГД и готовит заключение. Подготовленный для первого чтения законопроект направляется в совет ГД для внесения на рассмотрение на пленарном заседании ГД.

 

Обсуждение законопроекта ГД.

 

Законопроект обсуждается на пленарном заседании и проходит 3 чтения.

В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, его актуальность, значимость, дается оценка соответствия его конституции.

Обсуждение законопроекта начинается с доклада инициатора законопроекта, затем следует содоклад представителя соответствующего комитета.

По решению ГД возможны ответы на запросы, затем следует выступление, это могут быть как предложения, так и замечания депутатских фракций, депутатов, полномочных представителей президента и правительства в ГД, а также других лиц, приглашенных на обсуждение.

По результатам обсуждения ГД на первом голосовании может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним / может сразу принять его как ФЗ / может отвергнуть его и в этом случае законопроект не подлежит рассмотрению / может принять решение о проведение всенародного референдума об обсуждении закона в 1м чтении.

Во втором чтении ответственный комитет вносит проект поправок. Составляет 3 таблицы поправок. 1 таблица – поправки рекомендуемые к принятию. 2 таблица – поправки, рекомендуемые к отклонению. 3 таблица – поправки, по которым комитетом не принято решение.

Правовое управление аппарата ГД проводит правовую и лингвистическую экспертизу и проводит заключения. Все материалы предоставляются в совет ГД, который назначает дату 2го чтения.

На втором чтении сначала обсуждаются поправки, рекомендованные комитетом к принятию, затем отклонению и, по которым комитетом не принято решение. Если возникает дискуссия, то обсуждается каждая поправка. После голосования по поправкам, голосуют за предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если законопроект принят с поправками, то над ним продолжается работа по устранению противоречий, установлению взаимосвязей статьи и редакционная правка. Если проект не получил большинства голосов, он не считается отклоненным и возвращается на доработку в профильный комитет.

 

Третье чтение назначается СФ для принятия законопроекта в качестве закона. Первоначально текст направляется тем же органа или лицам, что и подготовке первого и второго чтения. В ходе третьего чтения не допускается обсуждение закона в целом, его статей или внесение поправок. В третьем чтении возможны только редакционные уточнения.

Здесь закон принимается в целом и в исключительных случаях может быть поставлен вопрос о возвращении его во 2 чтение.

 

Рассмотрение закона в СФ.

 

ГД и все принятые ею законы направляют в СФ. При этом некоторые из них подлежат обязательному рассмотрению в СФ (ст. 106). Это законы по вопросам фед. бюджета и по другим финн вопросам. Это международные договоры, ратификация и денонсация международных договоров. Это законы, касающиеся госграниц и вопросы войны и мира.

Если по истечению 14 дней после получения ФЗ СФии, последний не преступил к их рассмотрению, то такие законы считаются принятыми ГД окончательно и могут быть направлены на подпись президенту

 

Преодоление разногласий между ГД и СФ при отклонении ФЗ.

В случае отклонения ФЗ ГД может:

ü принять вторично закон прежней редакции и для этого требуется 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД

ü принять закон со всеми изменениями, предложенными СФ

ü принять закон при частичном учете замечаний СФ простым большинством голосов и направить на новое рассмотрение в СФ

ü создать согласительную комиссию на равных началах из равного числа представителей ГД и СФ для преодоления разногласий по спорным положениям закона.

 

Подписание и обнародование закона.

 

Принятый парламентом закон с участием обеих палат направляется президенту для его опубликования. Т.е. официального издания в печатном тексте и обнародования в других СМИ.

Президент может подписать или в течение 14 дней со дня поступления закона отклонить его. В том случае если президент подписывает закон, то в течение 7 дней закон должен быть опубликован.

Если закон президентом отклонен, возможны следующие последствия:

- президентское вето преодолевается 2/3 голосов в каждой палате, если хотя бы одна из палат не наберет такого числа голосов, закон не считается принятым

- палаты принимают предложения президента, тогда закон принимается простым большинством голосов, и поступают на подпись президенту

- палаты учитывают некоторые предложения президента, принимают закон простым большинством голосов и он передается президенту, который решает согласиться с исправленным текстом или отклонить его

- если одна из палат пришла к решению не преодолевать вето президента, не принимать предложения президента, а разрабатывать законопроект в новой редакции, то закон процесс начинается снова.

 

В настоящее время действует ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ,ФЗ, актов палат ФС».

Источники: Собрание Законодательства. Парламентская газета, Российская газета, офиц интернет портал правовой информации www.pravo.gov.ru.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.