КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция. Проблема методов обучения биологии на современном этапе
Этапы становления рефлексии в учебной деятельности [1].
Классификации рефлексии
Как указывают психологи, способность к рефлексии не формируется сама по себе без целенаправленного обучения[2]. Для успешного формирования учащихся способности к рефлексии необходимо не только отобрать учебный материал, способствующий развитию рефлексии, но и организовать работу с ним таким образом, чтобы у ребенка возникала потребность при решении задач выходить за пределы наличной ситуации, прокручивать свои мысли и действия, возвращаясь назад или забегая вперед, потребность не только решать задачу, но и осуществлять контроль за тем, как это делается. Важно постоянно активизировать мышление ученика вопросами типа: «Как ты думаешь?», «Почему ты выбрал именно этот способ решения задачи? Возможен ли иной? Оцени достоинства и недостаткикаждого из представленных способов? Какой тебе ближе? Почему?», «В чем заключается твоя ошибка?», «Каких знаний тебе не хватает,чтобы справиться с этой задачей?» и т. п. Такое обращение помогает ученику осознать свой процесс мышления, выбрать оптимальный для себя способ действия. Н.П. Микушевой выделены некоторые типы задач, работа над которыми будет способствовать развитию способности к рефлексии: • задачи, требующие практической деятельности, поскольку в результате создается опора на субъектный опыт ребенка; • задачи, требующие прогнозирования, развитие которого является необходимой подготовкой для развития рефлексивных способностей, • задачи, требующие осознания реальных ситуаций; • задачи, требующие анализа собственной деятельности; • задачи, предполагающие несколько способов решения, стратегий, многовариантность ответов; • задачи с неполным или избыточным составом условия; • задачи с несформулированным вопросом; • задачи на невозможность существования объекта, обладающего заданными свойствами. К наиболее перспективным методам развития познавательной и творческой активности учащихся относятся методы ТРИЗ [3]. По мнению Р.Грановской, ТРИЗ расширяет возможности творческого подхода к жизни, овладения методикой «переучивания». Не пугаться повышения сложности проблем, в том числе обусловленной их новизной, способны люди со сформированной творческой компетентностью. Проявляя сильную мотивацию и эмоциональную вовлеченность в ситуацию проблемы, они быстро адаптируются, более открыты свежим идеям, способны позитивно реагировать на экстремальные условия. Поэтому внутренняя готовность человека принять, а не отклонить противоречие при первом подозрении несоответствия его действительности, способствует осознанию самой проблемы.
[1] Микушева Н.П. Рефлексия как необходимое условие развития учащихся в метаметодической модели процесса обучения. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучеия. Сборник научных трудов по непрерывному образованию. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2004. – 303 с. С. 205-215. [2] Л.С.Выготский, Г А.Цукерман и др. [3] Методы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): методы контрольных вопросов и инверсии, мозгового штурма и синектики, гирлянд ассоциаций и морфологического ящика, а также многие другие.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |