КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмиссия ценных бумаг
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг. Подготовка и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг. Основные и дополнительные этапы эмиссии ценных бумаг. Понятие, признаки, цели эмиссии ценных бумаг. 9. Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» эмиссионные бумаги характеризуются следующими признаками: 1. закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом форм и порядка; 2. размещаются выпусками; 3. имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг осуществляется федеральными законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. № 054/пз-н) [1]. Эмиссия ценных бумаг кредитными организациями осуществляется в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 10 марта 2006 г. № 128И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»[2]. Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг регулируются одноименным федеральным законом РФ от 29 июля 1998 года N 136ФЗ. Легальное определение эмиссии ценных бумаг содержится в ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Она трактуется как установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. При этом эмитентом является юридическое лицо или органы исполнительной власти либо местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Основными целями эмиссии являются: 1. создание акционерного общества (формирование собственного капитала), 2. привлечение заемного капитала через выпуск долговых бумаг, 3. управление капиталом через дополнительные выпуски ценных бумаг (увеличение собственного капитала эмитента, снижение доли заемного капитала в совокупном капитале), 4. мобилизация ресурсов на осуществление инвестиционных проектов эмитента, пополнение его оборотных средств, 5. финансирование инвестиций в производственную деятельность, 6. изменение структуры акционерного капитала (распределение акций, прежде всего, голосующих между группами акционеров) либо преодоление негативных тенденций в этом изменении, 7. погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг, 8. реструктуризация задолженности организаций по налоговым платежам. Выпуск эмиссионных ценных бумаг может осуществляться как в документарной, так и в бездокументарной форме, причем основной формой их выпуска является бездокументарная, что можно объяснить как высокой дороговизной документарных ценных бумаг, так и сложностью совершения сделок с документарными ценными бумагами на фондовых рынках [3]. Именные ценные бумаги могут быть только бездокументарными, эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут быть только в документарной форме. Выпуск ордерных эмиссионных ценных бумаг законодательством не предусмотрен. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы: 1. принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; 2. утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; 3. государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; 4. размещение эмиссионных ценных бумаг; 5. государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Дополнительными этапами эмиссии ценных бумаг являются: подготовка и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска), раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии. Первый этап эмиссии – принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг. Это может быть, например, одно из следующих решений: решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, решение об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций, и др. Второй этап процедуры эмиссии – утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг – это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Оно должно содержать определенные реквизиты, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в частности: полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес; дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении; дату утверждения решения о выпуске; наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске; вид, категорию, тип эмиссионных ценных бумаг; права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой; условия размещения эмиссионных ценных бумаг; указание количества ценных бумаг в данном выпуске; указание общего количества бумаг в данном выпуске, размещенных ранее; указание, являются ли бумаги именными или на предъявителя; номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг; подпись лица, осуществляющего функции эмитента и печать эмитента. К решению о выпуске (дополнительном выпуске) документарных ценных бумаг прилагается также описание или образец сертификата. Решение о выпуске составляется в трех экземплярах, заверенных в регистрирующем органе. Один экземпляр хранится в регистрирующем органе, второй – у эмитента, третий передается на хранение регистратору. В случае расхождения в тексте между экземплярами решения истинным считается текст документа, хранящегося в регистрирующем органе. Решение о выпуске ценных бумаг хозяйственных обществ утверждается советом директоров (наблюдательным советом). Решение о выпуске ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается высшим органом управления. Третий этап эмиссии – государственная регистрация выпуска ценных бумаг, т.е. присвоение им государственного регистрационного номера. Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан предоставить в регистрирующий орган следующие документы: 1. заявление на регистрацию, 2. решение о выпуске ценных бумаг, 3. проспект эмиссии (если он необходим), 4. копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества), 5. документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг. При размещении документарных ценных бумаг необходимо представить также образец сертификата ценной бумаги. Кроме того, в регистрирующий орган должна быть представлена копия договора с реестродержателем о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора. Правовое положение регистрирующих органов определяется Положением о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 4 марта 1997 г. № 11) [4], Распоряжением ФКЦБ от 1 апреля 2003 г. № 03-606/Р «О государственной регистрации Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и ее региональными отделениями выпусков эмиссионных ценных бумаг». [5] Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» [6] предусматривает своеобразную «амнистию» для тех эмитентов, акции которых размещались до государственной регистрации их выпуска. В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Закона выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией отчетов об итогах выпуска акций. Документы для государственной регистрации указанных выпусков акций должны быть представлены не позднее одного года со дня вступления в силу Закона. При этом не допускается отказ в государственной регистрации выпуска акций в случае нарушения акционерным обществом-эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг в следующих случаях: 1. размещения ценных бумаг путем открытой подписки; 2. размещения ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг. В иных случаях государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг по усмотрению их эмитента, если эмитент предполагает публичное обращение ценных бумаг (п. 2.1.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг). Проспект ценных бумаг должен содержать следующую информацию: 1. о лицах, входящих в состав органов управления эмитентов, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; 2. об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; 3. о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; 4. об эмитенте; 5. о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; 6. о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента; 7. об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; 8. бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию; 9. о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; 10. дополнительные сведения об эмитенте и о размещении им эмиссионных ценных бумаг. Проспект ценных бумаг утверждается советом директоров и подписывается единоличным исполнительным органом, главным бухгалтером, аудитором, а в случаях, предусмотренных законом, и независимым оценщиком. Кроме того, при публичном размещении и (или) публичном обращении проспект ценных бумаг может быть подписан и финансовым консультантом. Лица, подписавшие проспект, несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации. Регистрирующие органы несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг, но не за их достоверность. Это означает, что инвесторы должны самостоятельно принимать решение о приобретении или об отказе от приобретения ценных бумаг, не основываясь только на факте регистрации. Для того чтобы избежать связанных с фактом государственной регистрации заблуждений, законодательство содержит требование, согласно которому на титульном листе проспекта должно содержаться положение: «Регистрирующий орган не отвечает за достоверность информации, содержащейся в данном проспекте ценных бумаг, и фактом его регистрации не выражает своего отношения к размещаемым ценным бумагам». Указанная фраза должна быть напечатана наибольшим из шрифтов, которые использовались для печати остального текста на титульном листе проспекта ценных бумаг. Для документарной формы выпуска предусмотрено изготовление сертификатов (бланков) ценных бумаг, которое осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 3 июня 1992 г. № 376 «Об упорядочении производства бланков ценных бумаг в Российской Федерации» [7]. В международной практике используют бланк, имеющий шесть степеней защиты: высокую сложность графики рамки бланка, скрытый микротекст, фоновую сетку, флюоресцентное свечение розеток, изображение сложной геометрической фигуры типа водяного знака, люминесцентное свечение центральной полосы в ультрафиолетовых лучах. Бланк должен содержать обязательные реквизиты ценной бумаги и отвечать технологическим требованиям. Изготовление ценных бумаг требует больших затрат, поэтому в целях сокращения расходов разрешено печатать не ценные бумаги, а сертификаты. В случае эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. При открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров. В опубликованном сообщении должны приводится: 1) сведения об эмитенте: величина уставного капитала, номинальная стоимость ценной бумаги, сумма балансовой прибыли за год, предшествующий эмиссии; о сроках и условиях размещения бумаг; 2) подробное описание бланка ценной бумаги: размеры, цвет, текст, декоративное оформление, средства защиты от подделки. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тысячи экземпляров. Четвертый этап – размещение ценных бумаг. Под размещением понимается отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Рис. 4. Образец сертификата эмиссионных ценных бумаг Эмитент имеет право проводить эмиссию ценных бумаг самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, однако для большинства из них эта процедура достаточно сложна. Поэтому многие эмитенты пользуются помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязуются выкупить за свой счет: 1) весь выпуск ценных бумаг по фиксированной цене с целью дальнейшей перепродажи сторонним инвесторам; 2) недоразмещенную ими среди сторонних инвесторов часть выпуска в течение оговоренного срока. Посредники могут также взять на себя обязанности по продаже ценных бумаг от имени эмитента без обязательств по выкупу недораспроданной части выпуска. Существуют следующие способы размещения ценных бумаг: 1. Безвозмездная передача пакета привилегированных акций членам трудового коллектива путем составления поименного списка держателей. 2. Подписка на ценные бумаги, которая может быть, как уже отмечалось ранее, открытой и закрытой. Открытое (публичное) размещение осуществляется среди неограниченного круга инвесторов, закрытое – среди заранее известного числа инвесторов. 3. Аукцион – приобретение физическими или юридическими лицами ценных бумаг на открытых торгах, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Аукцион может проводиться в виде тендера и открытых торгов. 4. Коммерческий конкурс в отличие от аукциона требует от покупателей выполнения каких-либо условий: например сохранение профиля предприятия, числа рабочих мест; финансирование объектов социальной сферы; необходимые размеры инвестиций. 5. Инвестиционные торги – продажа пакетов акций государственных и муниципальных предприятий, когда от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг. До принятия Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» сделки с размещенными ценными бумагами допускались и до полной их оплаты, и до регистрации отчета об итогах их выпуска. Возможность совершения сделок была связана исключительно с необходимостью государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Так, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 1998 г. № 33 «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций» подчеркивалось, что к обращению на вторичном рынке допускаются лишь акции, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке. Пятым (завершающим) этапом процесса эмиссии является регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В соответствии с законодательством эмитент не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг обязан представить отчет об итогах выпуска в регистрирующий орган. Отчет должен содержать следующую информацию: 1. даты начала и окончания размещения ценных бумаг, 2. фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска), 3. количество размещенных ценных бумаг, 4. общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги. Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) дополнительно указывается список владельцев пакета эмиссионных ценных бумаг. Одновременно представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства. Регистрирующий орган в течение двухнедельного срока с даты получения отчета об итогах выпуска и иных необходимых документов обязан зарегистрировать отчет или отказать в его регистрации. Основаниями для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг являются основания признания выпуска несостоявшимся или недействительным. Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным регулируется Стандартами эмиссии и Положением о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным (утв. постановлением ФКЦБ от 31 декабря 1997 г. № 45) [8]. В случае нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иной регистрирующий орган вправе приостановить эмиссию ценных бумаг до устранения нарушений и (или) признать выпуск ценных бумаг несостоявшимся. В случае обнаружения нарушений после регистрации отчета об итогах выпуска государственные органы, осуществляющие полномочия в сфере рынка ценных бумаг, могут обратиться в суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недействительным (п. 5 ст. 51 Закона «О рынке ценных бумаг»). Таким образом, признание выпуска несостоявшимся осуществляется органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иным регистрирующим органом на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг, а признание выпуска недействительным – в судебном порядке после регистрации такого отчета. Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена или выпуск признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства РФ; обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации. Эмитент, эмиссия ценных бумаг которого приостановлена, обязан в течение установленного срока устранить нарушения и направить отчет об их устранении в орган, принявший решение о приостановлении. Эмиссия может быть возобновлена только по письменному разрешению, принятому регистрирующим органом по результатам рассмотрения отчета об устранении нарушений. Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным влечет аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг, а также изъятие из оборота ценных бумаг данного выпуска и возвращение владельцам таких ценных бумаг денежных средств (иного имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг. Срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным составляет три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска. Благоприятное завершение процедуры эмиссии означает, что ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг для их дальнейшего обращения. [1] Вестник Банка России. – 2006. – N 25. [2] Российская газета. – 2002. – 23 октября. – N 201. [3] Шевченко, Г.Н. Указ. соч. – С. 78-79. [4] Вестник ФКЦБ России. – 1997. – № 3. [5] Вестник ФКЦБ России. – 2003. – № 4. [6] Собрание Законодательства РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4860. [7] Финансовая газета. – 1992. – N 24. Данное Постановление применяется в части не противоречащей Федеральному Закону РФ от 8 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 33 (часть I). – Ст. 3430). [8] Экономика и жизнь. – 1998. – № 8.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что представляет собой эмиссия ценных бумаг? 2. Каковы признаки эмиссии ценных бумаг? 3. Какие цели преследует эмиссия ценных бумаг? 4. Какие этапы включает в себя эмиссия ценных бумаг? 5. Какие документы необходимы эмитенту для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг? 6. Какие существуют способы размещения ценных бумаг? 7. В чем отличие коммерческого конкурса от аукциона? 8. Что включает в себя отчет об итогах выпуска ценных бумаг? 9. Каковы основания для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг?
Задание для самоконтроля: Определите недостающие реквизиты сертификата эмиссионных ценных бумаг.
Решите задачи: 1. Закрытое акционерное общество «Кредит» было зарегистрировано 11.04.2005 г. и 11.12.2005 г. представило документы на государственную регистрацию выпуска акций. По результатам проведенной проверки исполнения обществом законодательства о рынке ценных бумаг прокуратурой 05.12.2005 г. было вынесено постановление о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении. Постановлением регионального отделения ФСФР России от 23.01.2006 г. общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40000 рублей. Какое административное правонарушение было совершено в данном случае? Законно ли привлечение ЗАО «Кредит» к административной ответственности? 2. ЗАО «Весна» обратилось в региональное отделение ФСФР России с заявлением о государственной регистрации выпуска 10000 акций в бездокументарной форме номинальной стоимостью 5 рублей, размещаемых путем закрытой подписки. Однако в государственной регистрации выпуска акций было отказано, исходя из того, что размещение акций состоялось до государственной регистрации их выпуска, а также по причине пропуска ЗАО «Весна» установленного срока утверждения решения о выпуске ценных бумаг. Правомерен ли отказ Регионального отделения ФСФР России? Аргументируйте свой ответ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |