Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Проектный тип деятельности. Каноническое и прототипное проектирование. Особенности проектирования одежды на современном этапе

Дизайн - творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Он связан с проектной культурой, объединившей научно-техническую и гуманитарную культуры, на качественно ином уровне. Определяющей чертой современного мышления стала проектность, связанная с творческой деятельностью человека и соответствующая новому положению человека в мире, его взаимоотношениям с окружающей средой. Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов – изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр.

Проектность является основным способом воспроизводства проектной культуры, которая ориентирована на непрерывное изменение образа жизни и охватывает во взаимосвязи все аспекты деятельности по созданию нового изделия – технические, экономические, социальные, эстетические.

Проектирование - деятельность, продуктом которой является проект.

Специалист, работающий в сфера дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды, называется дизайнером.

На протяжении своей истории человечество занималось воспроизводством предметного окружения, рукотворной среды жизнедеятельности. Исходным побудительным моментом деятельности было и остается наличие потребностей. При этом тип деятельности определяется уровнем развития общества. Многие тысячелетия (со времен Древнеегипетской цивилизации и до середины – конца XVIII века) практически повсеместно основным оставалось ремесленное воспроизводство. Оно характеризуется объединенном в одном лице (небольшой группе лиц) творца, определявшего, что и в каком виде воспроизводить, и исполнителя, воплощавшего замысел в материале.

При ремесленном воспроизводстве складывались и существовали продолжительное время каноны (эталоны) вещей по структуре, форме, отделке и пр. В них кристаллизовался опыт многих поколений по созданию и использованию предметов быта.

Канон – это образец конечного продукта, стандарт на материалы, и правила работы (технология), и эстетическая мера, пронизывающая все аспекты создания вещи. Сам канон никем конкретно не создавался и не назначался ремесленнику в качестве цели или образца. Он существовал в культуре и выполнял культурную функцию нормирования и регулирования деятельности.

Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное воплощение, признавались образцами и служили эталонами совершенной формы, мастерства, объектами подражания, копирования, ориентирами в создании еще более совершенных образцов. В современной терминологии их принято называть культурными образцами.

Моделирование одежды первоначально характеризовалось как ремесленно-каноническая деятельность. Начавшееся в XVIII веке разделение труда достигло нового этапа к середине XIX века, когда возобладало массовое производство. В этих условиях возникла необходимость коренного пересмотра принципов воспроизводства вещей. Прежде, чем производить в условиях массового производства продукт, способный удовлетворить спрос на рынке, необходимо создать проект.

Проектирование (как оно понималось до последней трети XX века) – особый процесс, предваряющий собственное изготовление продукта и моделирующий его в знаковой форме: чертежи, макеты, модели, пояснительные записки и пр. Проектная деятельность с первых шагов промышленного изготовления была встроена в его систему. Поэтому она полностью зависела от целей и задач этой системы. Основным источником для формирования задач и содержания проектирования служил прототип, а не анализ сферы потребления и функциональных процессов. Прототип – это образец изделия сходной функции, являющийся отправной точкой для анализа и выработки проектной идеи. Такое проектирование называют прототипным. Для проектировщика прототип является формой выражения целей, норм, средств и операций проектирования, а также процессов и процедур преобразования объекта (исходного материала в продукт).

Прототипное проектирование – промежуточная фаза в переходе от ремесленного канонического типа воспроизводства предметного мира к собственно проектному типу.

Развитие проектной деятельности в индустриальном дизайне прошло длительный путь и складывалось в противоборстве с канонической системой, которая расчленялась на отдельные и самостоятельные области проектной деятельности. Проектное исследование вырабатывает новое знание о предмете, а критика выявляет ценности предметного мира и задает проектированию ориентиры в нем. Проектирование обеспечивает воспроизводство новых предметов, выражающих возникающие потребности общества. Нормирование, которое было основой канонической системы деятельности, постепенно оформляется в систему стандартизации, которая обеспечивает стабильность уровня, достигнутого техническим прогрессом, и качество промышленных предметов.

В начале 1970-х годов понимание проектирования претерпело коренные изменения: стали говорить о «традиционном» (прототипном) и «новом» проектировании. Дж. К. Джонсон отмечал переход к системным методам анализа, постановки и решения проблем. «В связи с этим проектирование оказывается все меньше направленным на сам разрабатываемый объект и все больше – на те изменения, которые должны претерпеть производство, сбыт, потребитель и общество в целом в ходе освоения и использования объекта».

Проектировщики (в том числе и дизайнеры) не создают ничего нового, кроме свойств, которые овеществляются продуктом (изделием) в процессе производства. Потребителю нужны в первую очередь не вещи, а их свойства, содержательность. Необходимы не светильники, а свет, не камин, а тепло, не кресло, а удобство позы.

Целью и результатом дизайнерского проектирования являются функции и структурообразование содержательной формы. Содержание – это совокупность элементов процессов, образующих смысл данного объекта (предмета или явления), его значение и назначение. Единство содержания и формы достигается взаимосвязанным учетом проектных факторов, формированием проектных свойств (признаков) и получением результирующих потребительских признаков (свойств).

Любой объект проектирования можно характеризовать определенными свойствами. Наиболее важное свойство утилитарного объекта – основная функция изделия (системы), другими желательными свойствами являются удобство, безопасность и эстетическое совершенство. Все эти свойства должны в итоге составлять единое целое, обеспечив двуединство пользы и красоты.

Прежде, чем приступить к проектированию, необходимо составить перечень желаемых свойств изделия (задание на проектирование). В процессе проектирования ищутся оптимальные решения для их реализации с учетом комплекса формообразующих факторов.

Пять свойств довольно полно позволяют охарактеризовать изделие:

· структура – элементы изделия и их взаимозависимость,

· форма,

· материалы,

· размеры,

· поверхности (для всего изделия и отдельных элементов).

Эти свойства являются переменными. Проектировщики могут их варьировать, создавая изделие последовательным решением вопросов, связанных с этими переменными.

В результате эволюции и перераспределения ролей бывшая каноническая деятельность становится комплексной дизайн-деятельностью. Можно выделить и сформулировать ее признаки:

1) все базисные формы широкой проектной деятельности: познавательная (научное исследование), оценочная (критика), преобразовательная (проектирование), семиотическая (коммуникативная) – вошли в структуру дизайн-деятельности;

2) они соединились с особо модной идеологией, выдвинувшей задачу формирования новых культурных образцов того или иного стиля костюма;

3) в результате этого соединения базисные формы проектирования обогатились рядом дополнительных функций; костюмная визуально-коммуникативная деятельность;

4) эта проектная идеология, по сути, является эстетической и этической идеологией стиля.

 

В настоящее время прежние принципы дизайнерского образования, основанные на приоритетах «хорошей формы», «хорошего вкуса», оказываются весьма спорными. Новые эстетические и экологические проблемы, появление которых было связано с эстетикой постмодернизма, экологической эстетикой, эстетическими представлениями самого потребителя, требуют переориентации в сторону новых образов, новых форм, новых технологических приемов и, в конечном счете, новых концепций в моделировании одежды, адекватных меняющейся реальности.

На проектировщика возлагается задача выполнить для заказчика то, к чему он скрыто тяготеет, не обладая способностью перевести знание того, чего он не хочет в позитивное представление. Поэтому в США, где обособившаяся проектировочная дизайнерская деятельность закрепилась в массовом сознании как специфическая деятельность, формулировка заказа на дизайнерское проектирование, как правило, далека от всякой конкретизации.

 

В современной проектировочной деятельности необходимо:

1) отказаться от восприятия образного стереотипа как данности;

2) отказаться от принятия готовой схемы, стремление увидеть задачу в чистом виде, а не работать по образцу;

3) построить модель потребителя – указать источник, откуда черпаются конкретизированные требования к задаче. Проектировщик не берет у заказчика конкретности объекта, так как не предполагает у него необходимой квалификации, умения (в противном случае сам заказчик был бы проектировщиком), а сам предпринимает попытку сформулировать заказчика в его потребностях.

 

Новые принципы проектирования:

- включение проектирования в реальный культурно-исторический контекст с учетом экологии человека;

- обращение к индивидуальной личности, а не к абстрактному потребителю;

- соавторство с потребителем как с главным участником потребления объекта дизайна;

- активное творческое отношение к продукту дизайна, а не пассивное использование его по заданной дизайнером схеме;

- суть дизайнерской деятельности в разработке сценариев жизни человека, а не создание многочисленных объектов предметного мира.

 

Отсюда вытекают новые требования к продуктам дизайна: они должны быть чувственно-привлекательными, благоприятно воздействовать на психику человека, вызывать положительные эмоции, предоставлять возможность творчества.

Дизайн одежды – одно из направлений дизайн-деятельности, целью которого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека.

Проектирование одежды – процесс создания нового образца одежды с заданными свойствами, включающий исследование, создание эскизов, макетов и моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. На основе проведенных предпроектных исследований и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая воплощается, прежде всего, в образе. Образ рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем воплощается в макет, затем в модель, либо при работе непосредственно с материалом в процессе макетирования, и макет воплощается в модель.

Дизайн одежды отличается от моделирования одежды тем, что он ставит не частные задачи, а общие проблемы и пытается их решить. Эти проблемы могут не лежать в плоскости модных тенденций, а касаться жизнедеятельности человека в обществе. В моделировании одежды преследуются цели создания хорошей формы, хорошей посадки по фигуре, соответствия данному отрезку времени (иногда очень короткому). Дизайн одежды иногда специально «разрушает форму» (прием деконструкции), предлагая более свободное облегание, более простые способы драпировки, специально «пробует» другую посадку вещи на фигуре, несовместимую с моделированием в классических европейских традициях. Дизайн разрабатывает новые направления, по которым развиваются тенденции в моде. Моделирование не разрабатывает новых методов создания одежды, а часто исповедует принцип «хорошо забытого старого», в качестве источников творчества используя ретро моду, исторический и национальные костюмы.

Дизайн – особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Итальянский дизайнер Э. Сотсасс сказал, что «дизайнер – это высшего класса художник, ремесленник, философ» философом дизайнер должен быть потому, что, создавая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкусами, проектируя вещи и предметную среду в целом, дизайнер проектирует самого человека: его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно – человека и общество. Таким образом, действительная цель дизайна – проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Амортизаторы | Вопрос 2. Эвристика. Эвристические методы в проектировании костюма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.