Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способность мыслить пространственными образами и понятиями необходима не только в науке, но и в общественной жизни, культуре и искусстве




География – это наука о закономерностях и особенностях развития территориальных природных, общественных и природно-общественных систем, о механизмах регулирования и управления ими.

Современная география охватывает вопросы изучения многообразных природных и социальных процессов и явлений на земной поверхности, их генезис, структуру, эволюцию, морфологию, значение для человека и общества.

География придает особое значение тому, где наблюдаются те или иные явления, как они сформировались в тех или других местах (аспект динамики и времени), почему они могут проявиться (причинно-следственные отношения) и какие последствия их развития (прогнозный аспект).

География отличается сложным внутренним строением, обусловленным полиструктурностью предмета познания, многогранностью подходов и методов исследования, пространственными и временными параметрами изучаемых явлений и процессов. В структуре географической науки в соответствии с основными объектами исследования выделяется природная и общественная география.

В составе природной географии традиционно функционируют ландшафтоведение, палеогеография, геоморфология, климатология, гидрология, почвоведение, биогеография и другие научные направления.

В составе общественной географии выделяются следующие направления: экономическая география, география населения и поселений, социальная география, политическая география, культурная география, география сферы обслуживания, военная география и др.

Выделенные дочерние науки имеют собственный предмет познания, самостоятельную методологию и методику исследования. Каждая из них имеет сложную внутреннюю структуру и дифференцируется на более частные научные направления.

В зависимости от пространственных параметров исследованияв составе общей географии выделяются научные дисциплины: регионоведение, страноведение, землеведение.

Регионоведение – общегеографическая научная и учебная дисциплина, раскрывающая закономерности и особенности развития регионов как природно-общественных образований. Формируясь на стыке нескольких научных направлений, регионоведение берет истоки в районном направлении экономической географии с постепенным включением природных ландшафтов.

Страноведение – географическая дисциплина, которая занимается комплексным изучением стран, включая природу, население, хозяйство, культуру, социальную сферу, инфраструктуру и управление. Отечественные географы рассматривают страны с позиции комплексности, системности и проблемности.

Землеведение, рассматриваемое не как раздел физической географии, а как наименование совокупности природно-общественных географических интегральных научных направлений, предметом которых является Земля как планета. Комплексное землеведение находится на стадии формирования и включает совокупность исследований литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, социосферы и их пространственных форм и организации.

В зависимости от функциональной специфики географического познания формируются следующие научные дисциплины: рекреационная география, география природных ресурсов, геоэкология, социальная экология, медицинская география, мелиоративная география, историческая география, океанология.

Географическая наука структурируется не только по пространственным масштабам и функциональным аспектам, но и по времени исследования. Обычно выделяется историческая географии, раскрывающая историю открытий и географических учений. Особое внимание уделяется отражению жизнедеятельности путешественников и ученых, их взглядов и вклада в развитие географических идей.

Наряду с современной географией формируется прогнозная география, включающая прогнозы, гипотезы, концепции, проекты и программы развития территориальных систем.

В «зонах» контакта географии со смежными науками (экологией, историей, медициной, картографией, математикой, кибернетикой и др.) сформировались такие научные направления, как геоэкология, историческая география, медицинская география, геокартография, математическая география, геокибернетика и т.д.

Активное формирование пограничных дисциплин обусловлено уникальным положением географии на стыке естественных, общественных и технических наук. География является своеобразным «мостом» между научными дисциплинами, интегрируя их в единую систему научного знания. Уникальное положение географии позволяет творчески решать актуальные проблемы современности – взаимодействия природы и общества на разных пространственных уровнях, территориальной организации геоверсума, эффективного функционирования природных, общественных и природно-общественных систем.

В современной системе географических наук наметился широкий круг исследований, и одновременно проявляются контуры нескольких стержневых направлений [3]. Среди них выделяются следующие:

1. Изучение пространственных процессов, объяснение пространственного распределения явлений (ответы на вопросы «где?», «что?», и «почему?»), сосредоточение внимания на расстояниях, географическом положении, географическом пространстве.

2. Анализ взаимосвязей и взаимодействий природы и человека во всей их сложности. Причем анализ систем «природа – общество», «человек – среда» тоже имеет пространственный аспект, поскольку подобные взаимосвязи порождают неравномерность пространственных распределений на всех уровнях.

3. Внимание к многогранным региональным проблемам. В последние годы региональный анализ переживает бурное возрождение, связанное со смещением центра на региональный и локальный уровни, повышенным интересом и уникальностью того или иного места, изучением взаимосвязей между регионами и внутри них.

4. Важнейшей задачей географии является решение глобальных проблем. Природа и природные процессы не знают административных границ. Мир становится всё более многоликим и разнородным и одновременно соединенным общими потоками мировой науки и культуры, возрастающим единением всех государств и этносов, формированием в итоге «Земли людей».

В целом всё большее число проблем, встающих перед человечеством, перед нашим государством в частности, приобретает ярко выраженную географическую окраску. Есть основания считать, что актуализация географических знаний будет возрастать и в дальнейшем. В связи с этим резко повышается интерес к географическому подходу в исследованиях и географическому мышлению.

Географический подход и географическое мышление имеют отличительную черту, заключающуюся в том, что они «привязаны» к территории и пространству. Территория и пространство – это фундаментальные категории повседневной жизни, и географы пытаются понять и объяснить, какую роль они играют в человеческой деятельности, как эта деятельность связана с конкретными ситуациями и мировоззрением, как нам лучше организовать пространство. Географический подход отличается комплексностью и особым вниманием к пространственным связям, расстояниям, местоположению, размещению, организации, регулированию явлений в пространстве.

Только географы могут дать целостное представление о географической оболочке (геоверсуме), как сфере взаимопроникновения и непрерывной связи литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и социосферы. Другие науки также затрагивают эти области, но география акцентирует их, и только в ней все аспекты эволюции геоверсума оказываются неразрывно объединенными. Географические работы расширяют знания о человеческой деятельности, взаимодействии человека среды его бытия.

Глобальность в географическом мышлении становится всё более важной частью, а кругозор географического мышления в таком случае приобретает философские масштабы. Но глобальность мышления должна быть соединена воедино с региональными и локальными уровнями. Реализуется известное выражение Римского клуба: «Мыслить глобально – действовать локально».

Географическая оболочка (геоверсум) представляется географу не складом случайных вещей, а в виде пространственно-временных ячеек – районов. Районирование играет в географии такую же роль, как классификация в биологии или периодизация в истории. Районированием фиксируется уникальность в природе и обществе, различия от места к месту. При помощи районирования география не только хранит свои знания о земном мире, но и помогает оберечь разнообразие. Районы в общественной жизни – это пространственно-временные формы территориальной организации населения и производства, ячейки человеческого бытия.

В географических исследованиях большое внимание уделяется универсальным и одновременно уникальным явлениям и процессам на Земле. Приоритет уникальности становится основополагающим тезисом географии. С точки зрения географа, всемерно использовать местные ресурсы – значит в каждом месте делать прежде всего то, что можно делать только здесь. Наша Россия настолько велика и разнообразна, что разумно управлять ею из одного центра невозможно. Объективное функционирование социально-экономических регионов становится основой для организации специальных органов самоуправления и повышения их статуса.

Географический подход предусматривает анализ пространственного изменения во времени природных, общественных и природно-общественных систем. В географических исследованиях временная доступность тех или иных объектов, длительность и динамичность происходящих общественных и естественных процессов выдвигаются в ряд важнейших характеристик. С географических позиций время может выступать в качестве важнейшего ресурса.

3. Теория географии и теоретическая география

Сущность теории географии

Современная география относится к классу фундаментальных наук, основанная на развитой теории и конструктивной методологии.

Теория – это форма научного знания, дающая целостное представление о законах и закономерностях развития реального и идеального мира или его компонентов.

Методология – это система основных положений науки, раскрывающих принципы построения, подходы и методы познавательной деятельности. Методология определяет сущность теоретических работ, роль методов и практическую направленность науки.

Теория географии сформировалась исторически и в настоящее время представляет совокупность научных знаний о закономерностях развития географического мира и его компонентов. Говоря о сформированности представлений о теории географии, следует иметь в виду разнообразие подходов к ее трактовке и внутренней структуре[4].

Так, А.Г. Исаченко в теории географии различает три главных блока:

1) учение об эпигеосфере;

2) учение о территориальной дифференциации, куда относится и районирование, играющее по существу роль связующего звена между всеми тремя блоками;

3) учение о географических системах, одновременно выполняющее функцию теории территориальной интеграции.

К ним он также относит комплекс теоретических вопросов, относящихся к географическим аспектам взаимодействия природы и общества.

А.М. Трофимов и М.Д. Шарыгин полагают, что фундаментальная часть географии представляет собой т рёхуровневую теорию географии:

· на первом уровне генерируются теории частных («дочерних») географических наук,

· на втором уровне формируется общая теория географии,

· на третьем уровне создается теоретическая география.

Каждый уровень отличается «характером» обобщения, степенью формализации, широтой географических идей. Все уровни диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Первый уровень охватывает всю совокупность теорий частных географических наук. Теоретические суждения зародились на базе географических исследований разных природных и общественных явлений и процессов. На этом уровне фундаментализации общеизвестны учения о ландшафтах, территориально-производственных комплексах, городах, теории физико-географического районирования, природно-климатического зонирования и т.д.

На втором уровне фундаментальных исследований формируется общая теория географии, предметом которой являются пространственно-временные формы геоверсума – интегральные (природно-общественные) геосистемы. Проблемы взаимодействия природы и общества в границах разного иерархического уровня могут быть решены при условии глубоко разработанной общей теории развития геосистем.

Фундаментальные исследования целостных геосистем требуют нового уровня познания, который создается раскрытием законов и закономерностей природно-общественных явлений и процессов дедуктивным путём. С этой целью успешно разрабатывается совокупность новых методов исследования геосистем и геоситуаций, широко привлекаются системно-диалектический, региональный и экологический подходы.

Третий уровень фундаментальных исследований ассоциируется с теоретической географией. Для неё характерны высшая степень абстракции и формализации. Становление теоретической географии связано с изысканиями зарубежных (В. Бунге, Т. Хёгерстранд, П. Хаггет, Д. Харвей и др.) и отечественных (Ю.Г. Саушкин, А.М. Смирнов, В.М. Гохман, Б.Б. Родоман, А.М. Колотиевский и др.) ученых. Её появление было вызвано потребностью познания географического пространства и времени, географического поля, пространственно-временных структур, процессов и ситуаций. Наибольший интерес к познанию теоретической географии проявился в 70-80-е гг. XX столетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.