Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экология и здоровье человека




Состав экосистемы. В состав экосистемы входятживые организмы (их совокупность называютбиогеоценозом или биотой экосистемы), инеживые (абиотические) факторы — атмосфера, вода, питательные элементы, свет и мертвое органическое вещество —детрит.

Термин "биогеоценоз" предложил русский ученый В. Н. Сукачев. Этим термином обозначается совокупность растений, животных, микроорганизмов, почвы и атмосферы на однородном участке суши. Следует отметить, что их видовой состав и количество связаны, во-первых, с действием лимитирующих факторов, прежде всего климатических, определяющих, какие именно виды лучше всего приспособлены к существованию в тех или иных условиях, а во-вторых, с действием принципа эколого-географического максимума видов. Согласно этому принципу для нормального функционирования любой экосистемы в ней должно существовать столько и таких видов, сколько и каких необходимо для максимального использования приходящей энергии и обеспечения круговорота веществ.

В свою очередь, климатические факторы (температура и влажность), количество приходящей энергии тесно связаны с территориальным размещением экосистем, близостью к полюсам или экватору, с рельефом местности. Специфика климатических условий и определяет развитие того или иного биома, т. е. крупного экосистемного подразделения в пределах той или иной природно-климатической зоны. Обычно выделяют такие биомы, как леса умеренного пояса, степи, пустыни, хвойные леса, тундры, саванны и тропические леса. В областях контактов двух биомов образуются переходные полосы — лесотундра, полупустыни. Понятие экосистемы весьма широкое. Выделяют микоэкосистемы (например, ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес, река, пруд) и макроэкосистемы (море, тундра, пустыня).

Обитателям биосферы жизненно необходимо сохранить ее целостность. А чтобы сохранить целостность биосферы, нужно знать, как она функционирует. В каждой экосистеме есть два основных компонента: организмы, с одной стороны, и факторы окружающей их неживой природы — с другой. Всю совокупность организмов, состоящую из растений, животных и микробов, называют биотой (от лат. "био" — жизнь). Пути взаимодействия различных категорий организмов системы составляют ее биотическую структуру.

Несмотря на огромное разнообразие экосистем — от тропических лесов до тундры, — с точки зрения экологии всем им свойственна примерно одинаковая биотическая структура. Другими словами, все они включают одни и те же основные категории организмов, взаимодействующих друг с другом стереотипным образом: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты.

Продуценты — это в основном растения (производители). Они потребляют излишки углекислого газа, образующегося в процессе жизнедеятельности, и снабжают животных и большинство микроорганизмов пищей и кислородом.

Консументы — (потребители) питаются живыми "телами" растений. Это самые разнообразные организмы — от микроскопических бактерий до громадных синих китов. К ним относятся такие непохожие друг на друга существа, как простейшие, черви, рыбы, моллюски, насекомые и прочие членистоногие, пресмыкающиеся, птицы и, наконец, млекопитающие, включая человека. В результате пищеварительного процесса в телах консументов осуществляется первичное измельчение и разложение органики, облегчающее деятельность редуцентов.

Детритофаги и редуценты. Мертвые растительные и Животные останки (например, опавшие листья, трава) называют детритом. Существует множество организмов, которые питаются детритом, например грифы, раки, муравьи. Их называют детритофагами. Грибы и бактерии за их специфичность выделяют в особую подгруппу детритофагов и называют редуцентами. Редуценты восстанавливают неорганические вещества (азот, фосфор, воду).

Наблюдаемый в наше время экологический кризис — это в первую очередь кризис редуцентов, не справляющихся с количеством и качественным составом образующихся отходов человеческой деятельности.

Однако и продуцентам, и консументам тоже приходится нелегко. Люди истребляют их как прямо — вырубая леса или отстреливая животных сверх их возможности к восстановлению, так и косвенно — через загрязнение воды, почвы и воздуха.

За миллиарды лет развития природа для каждого продуцента и консумента создала своего редуцента, и ни один организм в естественных условиях не остается неразложившимся. Но человек за несколько десятилетий создал тысячи новых соединений, природе не известных или отвергнутых ею в ходе эволюции как опасных для жизнедеятельности организмов. Соответственно и редуцентов, способных вернуть эти соединения в исходное состояние, в природе не существует. В результате, с одной стороны, быстро накапливаются захламляющие и отравляющие природу вещества, а с другой — истощаются исходные ресурсы. Круг, созданием которого природа обеспечила возможность относительно бесконечной дальнейшей эволюции живого вещества, размыкается человеком.

Человек, воздействуя на какой-либо один компонент природы, например, вырубая деревья, тем самым влияет на весь биогеоценоз леса, нарушая происходящий в нем круговорот веществ, без которого количество питательных веществ и энергии быстро иссякнет.

В процессе управления природопользованием важно правильно установить границы экологических систем. Например, в экосистему реки входит не только она сама, но и весь бассейн ее водосбора или стока. Поэтому деятельность, направленная на охрану реки от обмеления и загрязнения, должна распространяться на охрану верховых болот, мелких притоков, прибрежной растительности.

Сообщество взаимодействующих живых организмов, состоящее из продуцентов, консументов и редуцентов, называется биоценозом. Территория с присущими ей факторами, занятая определенным биоценозом, называется биотопом. Биоценоз представлен приспособленными друг к другу растительностью, животными и микроорганизмами. Совокупность биотопа и биоценоза составляет биогеоценоз.

Биогеоценоз — это один из вариантов экосистемы.

Между экосистемами, как и между биогеоценозами, обычно нет четких границ, и одна экосистема постепенно переходит в другую.

В таких зонах животные и растения обоих биомов переплетаются и находятся на пределе своих приспособительных возможностей. Поэтому человек должен быть особенно осторожен в своей деятельности в этих районах.

В нормальном состоянии любой экосистеме присуще устойчивое состояние, называемое гомеостазом, характеризующееся динамическим равновесием между рождаемостью и смертностью, потреблением и освобождением вещества и энергии. Например, если в системе "олень—волк" численность оленя растет, то за счет этого и волк может увеличить свою численность, не давая оленям слишком быстро размножиться и истребить слишком большое количество растений-продуцентов.

Таким образом, экосистемы сопротивляются воздействию нарушениям их стабильности. Система тем надежнее и стабильнее, чем больше имеется возможностей для экологического дублирования, чем шире пищевая сеть.

В связи с этим наиболее ранимы и требуют особой осторожности при хозяйственном освоении экосистемы районов Севера, где из-за суровых климатических условий видовое разнообразие в десятки раз беднее, чем в умеренных и жарких широтах. Например, на арктических островах видовое богатство высших растений не превышает 50— 100 видов на 100 квадратных километров, а в тропиках на такой же площади можно обнаружить более 1000 видов.

Так как в природе постоянно возникают большие и маленькие неприятности и проблемы, то для непрерывного протекания процесса эволюции она должна иметь громадный состав видов, с которыми можно было бы экспериментировать, находя и развивая в них путем естественного отбора те качества, которые помогают преодолевать периодически возникающие кризисы.

Кроме того, от видового богатства системы зависит и многообразие экологических факторов, действующих в ней. При этом действие некоторых из них направлено в противоположные стороны, и если факторов достаточно много, то по закону больших чисел их влияния взаимопогашаются и не выводят систему из равновесия. Например, уменьшение количества лисиц будет способствовать росту количества мышей, а увеличение сов — снижению этого роста.

В то же время человек прямо (убивая) или косвенно (ухудшая качество природной среды) уничтожая многие виды животных и растений, может полностью подорвать стабильность биосферы.

Рассматривая типы экосистем, отметим, что они могут быть естественными (природными) и антропогенными (от греческого слова антропос — человек и генезис — происхождение), созданными человеком.

Естественные (природные) — тундра, болота, степи, леса, луга альпийские, пресноводные водоемы, моря, экосистемы подземных вод, экосистемы высокогорных ледников, экосистемы океанических глубин. Естественные экосистемы, как правило, формируются под влиянием природных факторов, хотя человек может оказывать влияние на них.

Антропогенные экосистемы: сельскохозяйственные экосистемы, лесные, садовые культуры, морские "огороды", экосистемы биологических очистных сооружений, города и промышленные предприятия, рыборазводные пруды, культуры дождевого червя, плантации шампиньонов. Все они создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности.

Автотрофные экосистемы находятся на энергетическом самообеспечении и разделяются на фотоавтотрофные — потребляющие солнечную энергию за счет продуцентов — фотоавтотрофов, и хемоавтотрофные — использующие химическую энергию за счет продуцентов — хемоавтотрофов.

Большинство сельскохозяйственных экосистем являются фотоавтотрофными. Но человек вносит в сельскохозяйственную экосистему энергию, которая называется антропогенной (удобрения, химические препараты, горючее и т. д.), но она незначительна по сравнению с солнечной.

Гетеротрофные экосистемы используют химическую энергию, которую получают вместе с углеродом от органических веществ или от созданных человеком энергетических устройств. Примером гетеротрофной экосистемы являются океанические глубины. Животные и микроорганизмы, живущие там, существуют за счет "питательного дождя" детрита — трупов животных и останков растительных организмов, падающих на дно океана из освещенной солнцем автотрофной океанической экосистемы.

Антропогенные и гетеротрофные экосистемы очень разнообразны. Так, например, в города и промышленные предприятия энергия поступает по линиям электропередач, нефтепроводам, уголь, лес — по железной дороге и водным путем. Поступают в города также и продукты питания для горожан. Это происходит при антропогенной системе, созданной трудом человека.

Примерами гетеротрофной антропогенной экосистемы, т. е. системы, созданной человеком для прохождения биологических процессов при определенных искусственно созданных условиях, когда может вырабатываться энергия, могут служить биологические очистные сооружения, в которых микроорганизмы разлагают органические вещества с выделением определенной энергии; установки по сбраживанию навоза для получения из него биогаза, заводы по производству органических удобрений в биоферментаторах с получением дополнительной тепловой энергии; фабрики по разведению дождевых червей. Последние при определенных условиях перерабатывают органическое вещество (навоз, опилки, солому) и дают биомассу, которая используется для откорма рыб и птицы.

Таким образом, биосфера представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны. В биосфере происходит круговорот материи через цепи питания. Изменение или разрушение этих циклов, вызванные деятельностью человека, могут отразиться на глобальных циклах в биосфере.

Примеры

• Огромное количество выбрасываемых в атмосферу газов ТЭЦ, заводов, фабрик, автотранспорта оказывает влияние на изменение климата на земном шаре.

• Не меньшую опасность вызывают изделия, где применяют фреон. Последний разрушает молекулы озонового слоя.

• Полеты сверхзвуковых самолетов также разрушают озоновый слой.

 

Сегодня уже говорят об экологии культуры, духа, языка и др. Настало время поговорить и об экологии самого человека. Экология человека является составной частью общей экологии, определяется прежде всего негативным воздействием на людей ими же измененного окружающей среды.

Человек - дитя Земли, продукт природы, результат развития биосферы. Еще в XVIII в. человечество находилось в гармонии с природой, но уже в конце XIX в. возник дисбаланс между человечеством и окружающей средой. Сейчас объем допустимого воздействия на биосферу преувеличенно в 8-10 раз. По сути, происходит уничтожение биологической и экологической систем. Практика формирования ноосферы показывает, что физическое и психическое здоровье человека испытывает сильное негативное воздействие со стороны все более загрязненной окружающей среды. Именно с этим фактором связано возникновение экологической проблемы, сущность которой состоит из необходимости немедленной защите окружающей среды от вредного воздействия человека разумного. Хотя экологическая проблема имеет принципиально глобальный характер, однако в разных странах проявляется по-разному. Так, по самым скромным подсчетам, 60 млн россиян живут в зонах экологического неблагополучия. Лишь 15% городов России можно считать экологически безопасными для здоровья человека. Поэтому закономерно, что здоровье населения страны с каждым годом ухудшается.

Самое страшное, что речь идет в первую очередь о здоровье молодого поколения. Будущие граждане Украины во многих случаях еще до рождения обречены на болезни. В последние годы 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья. До 20% выросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями. При этом за последние пять лет заболеваемость увеличилась в 2,5 раза. Сегодня лишь 20% юношей призывного возраста могут служить в армии. Две трети девушек до 18-ти лет также имеют отклонения в состоянии здоровья.

Таким образом, экологическая проблема в нашей стране выходит на первый план прежде всего в связи с угрозой физическому и психическому развитию и даже выживанию. Негативное влияние окружающей среды на человека сегодня настолько велик, что он все больше и больше разрушает его генотип и наносит ущерб национальному генофонду.

Экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо или косвенно связана с политикой, экономикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой человека и в общении человечества, с уровнем зрелости экологического понимания в него.

И если у нации в целом и для каждого гражданина в частности не будет сформировано ответственное экологическое мышление, то о каком решение экологической проблемы не может быть и речи. Все факторы, влияющие на экологическую проблему, взаимодействуют между собой, усиливая или ослабляя ее остроту. Так, выход на первый план рыночных интересов в условиях нецивилизованной рыночной экономики нередко приводит к тому, что производятся и продаются недоброкачественные пищевые продукты с высоким уровнем содержания вредных веществ. Политические интересы также бывают несовместимы с раскрытием истинного положения дел в сфере экологии, что приводит к негативному влиянию на здоровье людей. Достаточно вспомнить факт замалчивания масштабов и последствий на Чернобыльской АЭС, Южном Урале и в других регионах. Все это привело к тому, что очень многие люди даже не подозревали о причинах своих болезней и не могли получить соответствующую медицинскую помощь.

Но разного рода экологические катастрофы связаны не только с угрозой физическому здоровью человека, они вызывают еще и психические проблемы у человека. Как отмечают эксперты, Чернобыльская авария вызвала такое явление, как радиофобия, т.е. повышенный страх перед радиацией, увеличение недоверия, необъективности в оценке своего здоровья, немотивированной раздражительности, эмоциональные срывы и др. Возникло неизвестное ранее заболевание, получив название «синдром Чернобыля». В загрязненных районах стали больше использовать алкоголь, в том числе и подростки. А у 30% шестилетних малышей наблюдали отставание в психическом развитии.
Кроме того, экология является одной из важнейших причин накопления мутаций организма, касающиеся генотипа человека. Примерно 85% вызываются и переносятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое качество питьевой воды, содержащей различные токсические соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболевания атеросклерозом, инсульт, инфаркт и т.п. Очень вредит здоровью хлор. И хотя он сначала спасает от инфекций, потом его соединения начинают постепенно и необратимо подрывать здоровье, поскольку обладают канцерогенными и мутагенными свойствами. Они могут влиять на наследственность, многие из них являются ядом для печени. 80% нашей питьевой воды опасны для здоровья человека. Качество воды далеко не соответствует стандартам по биологическим показателям. При этом следует иметь в виду, что у нас система проверки качества воды сильно отличается от зарубежной. Всемирная организация здравоохранения насчитывает более 100 основных показателей качества воды. Наш госстандарт признает только 28. А на самом деле реально и адекватно, как утверждают специалисты, контролируется только 14-18 показателей.

Большую опасность для здоровья человека представляет и загрязнение почвы. Среди загрязнителей в первую очередь следует назвать токсические тяжелые металлы промышленных и бытовых отходов, радиоактивные вещества, гербициды и др. О масштабах проблемы свидетельствует тот факт, что только одних накопленных твердых отходов в нашей стране 80 млрд тонн. Это в 1,5-2 раза больше, чем в других странах.

Для того чтобы справиться со всеми названными проблемами и сохранить здоровье человека и природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и практика государственных и общественных органов, руководителей предприятий, организаций. В связи с этим перед обществом встает еще одна очень важная задача - формирование экологического сознания населения, прежде всего молодого. Она включает целый комплекс мероприятий экологического обучения и воспитания с утверждением в сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическая научное сознание, экологическая этика и психология, правовое сознание.

Экологическая научное сознание включает формирование научной картины мира на основе достижений современной науки. В частности на передний план выходит системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности: принцип универсального эволюционизма, а также такие современные концепции и теории, как синергетика, учение о «феномене человека» П. Тейяра де Шардена, теория биосферы и ноосферы В. Вернадского и др. Именно экологическую научное сознание необходимо сделать базой для проведения экологической политики и практики, которые должны стать творчеством широких слоев населения. Большое значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики. Основной ее принцип был сформулирован еще Л. Толстым: «Не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но и животным». От себя добавим: не только людям и животным, но и всей природе.

Важным компонентом экологического сознания является экологическая психология. Суть ее кратко можно выразить такими словами: любовь к природе как черта характера человека, и прежде всего любовь к «братьям нашим меньшим», ко всему живому. Если пользоваться терминологией немецко-американского психолога и социолога Э. Фромма, то можно сказать, что суть экологической психологии - биофилия. Под ней он подразумевал «желание поддерживать рост и развитие независимо от того, речь идет о развитии личности, растения или«социальной группы». Соответственно, этика биофилии, по Фромму, - это признание добром всего того, что служит жизни, «утверждению жизни, роста и расцвета».

В экологическое сознание следует, безусловно, включить и экологическую правовое сознание, предвидя осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней, и это, конечно, должно постоянно поддерживаться действующими правовыми мерами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.