Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция от 30.11.2012




Лекция от 16.11.2012

Сознание

Отражение как всеобщее свойство материи.

Отражение – это свойство материальных систем в ходе взаимодействия воспроизводить особенности друг друга.

Отражение развивалось вместе с усложнением материи. Отражение в неживой природе, биологическое отражение и социальное отражение.

1. Нефункциональное отражение – результат физико-химических взаимодействий, в основе которых лежат законы неорганической природы.

2. Функциональное отражение (биологическое и социальное). Биологическое отражение представлено в форме раздражимости (инстинктивное реагирование). Социальное отражение связано с появлением сознания у человека, с предметно-практической деятельностью. Вся материально-производственная практика – это результат отражения. Представляет активное отражение окружающей среды.

Возникновение сознания.

- прямохождение

- выделение руки из конечности (рука – это орган труда и продукт труда)

- создание орудий труда. Орудие труда – это преобразованный предмет природы для удовлетворения потребностей человека

- формируется потребность общения, то есть потребность передать накопленный опыт и знания другому. Животное, в ходе своей жизнедеятельности, не выходит за пределы инстинктивного поведения, определенного его видом. Животное производит одностороннее, то, что требуют его биологические потребности. У животных нет необходимости не генетическими средствами фиксировать и передавать информацию. Такая потребность появляется у человека с появлением социальных программ, накоплением опыта и передачей его другим поколениям – это культура, ее многообразие.

Сознание и мозг.

Мозг – материальный орган, с помощью которого человек отражает информацию извне. Это орган, который управляет всей жизнедеятельностью человека и его поведением.

Мозг – это необходимая предпосылка сознания. Его нарушения ведут к нарушению сознания, но само сознание структуру мозга не определяет. Сознание имеет социальную природу.

 

Лекция от 23.11.2012

Социальная природа сознания.

Сознание – это субъективный образ окружающего мира. Это активное отражение мира в идеальных образах. Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней (Маркс).

 

Язык – это знаковая система, которая выступает ка средство общения, передачи информации, то есть выполняет познавательную и коммуникативную функции.

Мысль – это идеальное отражение предмета и она не может быть выражена без материального обрамления, в роли которого выступает слово, как единство знаков, звучания и значения.

Сознание отражает действительность, а язык ее обозначает. Но, не существует тождества языка и сознания. Иногда мысль, выраженная с помощью слов, остается недоступной, и индивидуальный жизненный опыт человека определяет те смыслы, которые он способен выявить из слов.

Языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки складываются в ходе коммуникации, это язык повседневной жизни, служит средством выражения эмоций, мироощущения человека, поэтому они гибкие, многозначные, красочные.

Знак – условный материальный носитель мысли. Знаком может быть материальный, воспринимаемый чувствами предмет, событие, действие, которые обозначают собой другое событие или действие.

Искусственные языки. Они созданы для узких потребностей. Служат специальным задачам исследования, над формулами искусственных языков можно производить операции. Позволяют изучать абстрактные закономерности. Сюда относится язык математической символики, язык физической теории, язык программирования, дорожные знаки.

Познание.

Познание – это духовная деятельность по производству нового знания на основе и с использованием накопленного знания на данный конкретно-исторический момент.

Структура познания:

1) Субъект

2) Объект

3) Процесс познания

4) Средства и методы познания

5) Результат - знание

6) Оценка знания

7) Истина и ее критерии

Протагор – мера всех вещей, а, следовательно, что ему кажется, то и есть.

Юм – невозможно доказать существование причинно-следственных связей, так как у человека есть лишь субъективная привычка ожидать, что одно явление последует за другим.

Агностицизм Канта. Вводит понятие вещь в себе.

Конвенциализм – научные понятия, теории не отражают объективный мир, а являются продуктом соглашения между учеными.

Гносеологический оптимизм - мир познаваем, и познание является отражением объективного мира.

Субъект познания – является деятельная творческая личность, взаимодействующая с окружающим миром, который противостоит ей как объект.

Чтобы стать субъектом познания, человек должен усвоить созданные обществом образцы культуры, языка, опыта.

Каналы передачи социальной информации: орудия труда, предметы материальной культуры.

Объект познания – та часть окружающего мира, с которой человек взаимодействует, которая вовлечена в сферу его интересов. В его предметно-практическую, целеполагающую деятельность. Границы объекта познания постоянно изменяются вширь и вглубь.

Структура процесса познания – деятельность, протекающая между человеком и объектом познания. Это взаимодействие можно определить одной формулой: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины.

Живое созерцание, абстрактное мышление, практика.

Два уровня познавательной деятельности:

1) Чувственное познание. Осуществляется в непосредственном взаимодействии человека с объектом познания. Результатом этого взаимодействия является чувственный образ объекта в результате непосредственного восприятия органами чувств.

1. Ощущение – воспроизводятся отдельные стороны объекта (холодный, сладкий, острый и т.д.)

2. Восприятие (целостный образ объекта как совокупность отдельных признаков)

3. Представление (не связано с непосредственным взаимодействием, опирается на то, что сохранилось в памяти, отражают общие свойства и признаки, характерные для группы явлений, легко воспроизводятся в нашем сознании).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.