![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы налогообложения
Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом
В соответствии с НК (ст. 3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы: — имеющие дискриминационный характер и различно применяющиеся исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; — предусматривающие дифференцированные ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; — препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; —нарушающие единое экономическое пространство РФ. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в за висимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ. Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существует четыре метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный. Метод равного налогообложения означает, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Метод пропорционального налогообложения определяет величину налоговой ставки, одинаковую для всех плательщиков, и сумму налоювого платежа в зависимости от размера объекта налогообложения. Метод прогрессивного налогообложения предусматривает применение нескольких налоговых ставок, при этом, чем больше размер объекта налогообложения, тем больше размер налоговой ставки. Метод регрессивного налогообложения также подразумевает применение нескольких налоговых ставок, но чем больше размер объекта налогообложения, тем меньше применяемая налоговая ставка. Классификация налогов В качестве классификационных свойств могут быть выбраны практически все элементы или признаки налога: субъекты и объекты налогообложения, принадлежность к бюджетам различных уровней, способы изъятия и уплаты и т.д. Деление налогов на прямые и косвенные установилось в практике налогообложения сше в XVII в. Оно производилось в зависимости от способа изъятия налога или дохода у налогоплательщика. Для этих целей применялся принцип перелагаемое™. Свое теоретическое обоснование этот принцип получил в работах английского философа Джона Локка. По сути, эта классификация основана на различии понятий «субъект налогообложения (налогоплательщик)» и «носитель налога». Субъект налогообложения, или налогоплательщик, — это лицо, на которое возложена формальная обязанность по уплате налога. Носитель налога — лицо, фактически уплачивающее сумму налога. Для прямых налогов субъектом налогообложения и носителем налога является одно и то же лицо; для косвенных налогов субъект налогообложения и носитель налога — разные лица. Все многообразие применяемых в настоящее время критериев для деления налогов на прямые и косвенные может быть объединено в три группы: —по способу исчисления и изъятия; —в зависимости от «носителя налогового бремени»; —по объекту налогообложения. В международной практике деление налогов на прямые и косвенные также обычно производится по критерию объекта налогообложения. Классификация по Системе национальных счетов ООН использует подход, схожий с традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. По субъектам налогообложения, т.е. лицам, обязанным уплачивать конкретный налог, различают: —налоги с юридических лиц; —налоги с физических лиц; —смежные налоги. К налогам с юридических или физических лиц относят налоги, взимаемые исключительно с какой-либо одной из этих категорий налогоплательщиков и не распространяющиеся на другую категорию. Налоги, взимаемые как с тех, так и с других, называются смежными. Классификация налогов по объектам налогообложения предполагает выделение групп налогов, имеющих сходное экономическое содержание, хотя проявляться это содержание может по-разному в зависимости от субъектов налогообложения. Классификация по этому признаку исходит не столько из формальных характеристик объектов налогообложения, сколько из предназначения и сферы действия соответствующих налогов. С точки зрения регулирования социально-экономических процессов можно выделить следующие основные группы налогов: —налоги на доходы или прибыль; —имущественные налоги; —ресурсные платежи; —налоги на потребление; —отчисления на социальные нужды. По отношению к уровням государственной власти налоги и сборы характеризуются: —компетенцией каждого уровня в сфере установления и введения в действие тех или иных налогов и сборов; —полнотой прав в части использования на данном уровне поступлений от соответствующих налогов и сборов; —ограничениями на целевое использование налоговых поступлений от тех или иных налогов и сборов. Компетенция уровней государственной власти в части установления и введения в действие конкретных налогов и сборов на контролируемой ими территории определяет принадлежность соответствующих налогов к уровням системы налогообложения. Трехуровневая система государственного устройства Российской Федерации предопределяет ее трехуровневую систему налогообложения. Все налоги и сборы подразделяются: на федеральные — общегосударственные налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и действующие на всей территории страны; региональные — налоги субъектов РФ, действующие на территории данного субъекта РФ; местные — налоги муниципальных образований (районов и городов), действующие на территории данного муниципального образования. Аналогичные трехуровневые системы налогообложения имеют практически все федеративные государства (США, ФРГ, Канада и др.). По отношению к бюджетам разных уровней налоги и сборы подразделяются на два вида: закрепленные (собственные) — налоги и сборы, либо поступающие целиком и полностью в один из бюджетов, либо распределяемые между бюджетами разных уровней в фиксирован-ной пропорции, определяемой налоговым законодательством; регулирующие— налоги и сборы, распределяемые между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определяется бюджетным законодательством и может изменяться при утверждении федерального и региональных бюджетов на текущий финансовый год. Помимо распределения между бюджетами налоги и сборы могут различаться и по своей целевой направленности. С этой точки зрения разграничивают абстрактные и целевые налоги и сборы. Абстрактные (общие) налоги и сборы предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно к направлениям расходования бюджетных средств, 20 Целевые (специальные) налоги и сборы вводятся для финансирования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило, создаются специальные бюджетные или внебюджетные фонды.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |