КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы построения и основные характеристики структур управления
Тема 5 Организация управления бизнесом Цели и задачи системы управления Управлять предприятием означает вести его к намеченной цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Не существует единой идеальной модели управления, т.к. каждая фирма уникальна и ей необходимо найти свою форму. Поиск оптимальной модели представляет собой непрерывный процесс, т.к. меняется и сама фирма, и окружающая её среда. Система управления должна быть простой и гибкой. Её главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Организация управления предполагает решение таких вопросов как создание структуры предприятия и распределение полномочий. Структура предприятия – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры является отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческих процесс между участниками которого распределены задачи и функции управления. Организационная структура пр-я – это средство достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура определяется стратегией. Если меняется стратегия, то меняется и структура. Структура управления выражает форму разделения труда и оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления. Важно, чтобы структура управления соответствовала требованиям: 1. оптимальности, т.е. число ступеней управления следует свести до минимума; 2. оперативности – управленческие решения необходимо принимать быстро, поэтому следует распределять права и ответственность; 3. Экономичности – она достигается путём оптимального разделения управленческого труда. Организационная структура управления постепенно совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями. Поэтому структуры отличаются большим разнообразием и определяются такими объективными факторами как: · масштабы бизнеса (малый, средний, большой) · производственные и отраслевые особенности бизнеса; · характер производства (массовый, серийный, единичный); · сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок); · уровень механизации и автоматизации управленческих работ; · квалификация работников.
Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих преимуществ: 1. Соответствие структур управления целями бизнеса; 2. Единство структуры и функций управления; 3. Первичность функции и вторичность органа управления; 4. Рациональное сочетание в структуре управления, централизации и специализации функций управления; 5. Комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности. Основное правило, которое необходимо соблюдать при проектировании структуры заключается в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд. Выбор организационной структуры осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов. Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Руководитель в свою очередь может быть подчинён вышестоящему руководителю. На этой основе создаётся иерархия руководителей данной системы управления (например: мастер участка -> начальник цеха -> директор). Принципы единоначалия предполагают, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет право отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Линейная структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство. Функциональная структура предполагает специализированного выполнения отдельных функций управления. Функциональная организация управления базируется на горизонтальном делении управляющего труда. Эта структура управления обычно принимается на крупных предприятиях. Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб заключается в подготовке данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений. Чем крупнее фирма, тем более разветвлённым аппаратом она располагает. В этом случае остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб. Дивизиональная (отделенческая) структура управления – это наиболее распространённая форма организации управления в современный промышленной фирмы, где важен фактор техники и технологии. Смысл её состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции. Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Адаптивные структуры управления – это более гибкие типы организационных структур, которые лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоёмкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, так как их можно быстро модифицировать. Проектная структура - это временные органы управления, созданные для решения конкретной задачи. Смысл её в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершён, команда распускается. В матричной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, где они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Основной недостаток матричной структуры это её сложность. Она используется в ряде отраслей промышленности (химической, электронной, в производстве ВТ), а также в банках, в системе страхования и правительственных учреждениях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |