КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий этап. Эпоха возрождения.
Основные представители внесшие значительный вклад в развитие психологии на этапе античности. Первый этап. Античность. Основные исторические этапы развития психологической науки. Выделяют две эпохи в развитии психологических знаний. Донаучная (житейская) - психологические знания взяты из общественного и личного опыта, происходит накопление психологических знаний. Включает этапы: античность, средневековье, возрождение. Научная – связана в возникновением психологии, как самостоятельной науки, характеризуется систематизацией знаний, возникновением особой психологической терминологии. Включает этапы: новое, новейшее время. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа). Душа - независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. По Демокриту (460-370 гг. до н.э.): - душа - материальное вещество, которое состоит из шарообразных, легких, подвижных атомов огня; - ощущения и чувства субъективные продукты, получаемые от соединения различных атомов; - душа может покидать тело и вновь возвращаться в него; - в разных частях тела содержится разное количество атомов души (больше всего их в мозге, сердце, печени); Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами. По Платону (427-347 гг. до н. э.): - душа незримое, возвышенное, божественное начало. - душевные явления подразделяются на разум (мышление), мужество (воля) и вожделения (мотивация). - разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. - гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. По Аристотелю (384-322 гг. до н.э.): - душа бестелесна, - душа - форма живого тела причина и цель всех его жизненных функций; - движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. - чувственные восприятия составляют начало познания. - сохранение и воспроизведение ощущений дает память. - мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Второй этап. Средневековье. Характеризуется следующим: - происходит усиление церковного влияния. - душа - божественное, сверхъестественное начало. - человеческому пониманию поддается лишь внешняя сторона души (материальная), а величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте. В 17 веке возникают попытки осмыслить душевный мир человека с общефилософских, умозрительных позиций. Французский мыслитель Рене́ Дека́рт (1596-1650): - существует различие между душой человека и его телом; - тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим; - душа способна производить в теле движения; - ввел понятие рефлекса как автоматического, механического способа реагирования живой системы на внешнее физическое воздействие; - определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод исследования; - заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с идеей рефлекса как ответа организма на внешнее физическое раздражение. Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677): - душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело); - порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов; - выделяет три основных состояния: желание, удовольствие, неудовольствие; - из трех состояний образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации. К концу 17 в. в психологии оформились следующие направления исследований: - обособилось материалистическое учение о низших формах движений человека и животных, связанных с психикой; - продолжило существовать и развиваться философско-теологическое учение о душе, где затрагивались вопросы ее природы и преобразования в различных состояниях человека; Немецкий философ Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716): - ввел понятие о бессознательной психике; - в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил из них возникают сознательные желания и страсти. Немецким философом Хри́стиан фон Вольф (1679-1754). Ввел понятие «эмпирическая психология» - направление занимающимся наблюдением за конкретными психическими явлениями, их классификацией и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Джон Локк (1632-1704): - рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской (лат. tabula rasa – чистая восковая доска), на которой ничего не написано; - под воздействием чувственных впечатлений душа человека, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи; - ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого; - главной задачей психологии является не философствование о душе, а сбор и анализ объективных научных фактов. 18 в. связан с развитием ассоциативного учения, в соответствии с которым сложные психические явления формируются из элементарных путем их ассоциирования друг с другом. По а нглийскому мыслителю Дейвиду Гартли (30.8.1705, Армли,- 28.8.1757, Ват) вся душевная жизнь строится на основе ассоциирования друг с другом трех элементов: - ощущений; - мыслей; - чувств. Этап Возникновение психологии, как самостоятельной науки. Как самостоятельная наука психология возникает в 60-х годах 19 века, и связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) в 1879 создал экспериментальную психологическую лабораторию, которая вскоре превратилась в Институт экспериментальной психологии, где прошли обучение Владимир Михайлович Бе́хтерев (1857-1927), Николай Николаевич Ланге (1858, - 1921). Конец 19 в. ознаменовался следующими событиями: - научная разработка проблем, связанных с изучением познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления); - кризис психологической науки, связанный с тем что психология использующая интроспекцию (самонаблюдение) и ориентирующаяся на физиологию организма, оказалась неспособной решить многие проблемы, связанные с сознанием, личностью и межличностными отношениями людей. - выход из ситуации кризиса побудил к созданию множества направлений психологии.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |