Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность. Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Теория деятельности в отечественной психологии разрабатывалась Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я Гальпериным.

1.7.1. Основные понятия деятельности.

Импульсивное поведение – активность без осознаваемой цели, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели.

Потребность – исходная форма активности живых организмов.

Мотив – осознания потребность.

1.7.2. Структура действия.

 

.

Цель – образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Способ -действие или система действий, применяемые при выполнение какой-нибудь работы.

Результат - конечный итог, завершающий собой что-нибудь[9].

 

1.7.3. Виды действий.

1.7.3.1. Сенсорные - действия по восприятию объекта).

1.7.3.2. Моторные - двигательные действия.

1.7.3.3. Волевые.

1.7.3.4. Мыслительные.

1.7.3.5. Мнемические - действия памяти.

1.7.3.6. Внешние предметные - направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира.

1.7.3.7. Умственные - выполняемые во внутреннем плане сознания.

 

1.7.4. Особенности действий.

1. Действие включается в качестве необходимого компонента акта сознания в виде постановки и утверждения цели.

2. Действие это одновременно и акт поведения, т.е. неразрывное единство сознания и поведения.

3. Деятельность – активный, целенаправленный процесс.

4. Действия человека предметны, они реализуют социальные, производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

1.7.5. Виды деятельности

Выделяют следующие основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.

1. Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга;

2. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей

3. Учение освоение обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Основная цель учения подготовка к будущей самостоятельной жизни.

4. Труд - целесообразная, материальная и нематериальная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества

 

1.7.6. Уровни деятельности

- Особенность деятельности - совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.

- Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата, который должен быть, достигнут в ходе выполнения действия.

- Операция – способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства самого действующего субъекта.

- Психофизиологические функции физиологические обеспечения психических процессов. К ним относят способность к ощущению, образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность, а также относят врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те которые созревают в течение первых месяцев жизни.

 

1.7.7. Основные характеристики деятельности:

Предметность - проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значением, фиксированным в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах.

Субъектность - значит быть носителем идеи Я, выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами, определяющими направленность и избирательность личности.

Продуктивность - то есть ее результатом являются какие-либо преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке.

 

1.8. Деятельность и поведение.

Деятельность – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления потребностей и мотивов.

Поведение – комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды; внешнее проявление психической активности.

 

1.8.1. Различия деятельности и поведения.

 

Поведение Деятельность
Не всегда является целенаправленным Всегда целенаправленна
Не предполагает создание определенного продукта Направлена на создание некоторого продукта
Носит пассивный характер активна
Спонтанна хаотична Организована, систематична

1.8.2. Характеристики деятельности.

Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность.

Виды мотивов следующие:

- органические,

- материальные,

- социальные,

- духовные.

Цель – это продукт деятельности.

Виды целей:

- реальный физический предмет,

- знания,

- умения и навыки,

- результат творчества (произведение искусства, мысль, теория).

Предмет – то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности. Например, для летчика – самолет, повара – пищевые продукты, предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

Средства – те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности.

 

1.9. Различия деятельности человека и активности животных.

№ п\п Деятельность человека Активность животных
  Носит продуктивный, творческий созидательный характер. Имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой не производит и не создает.
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются в качестве: 1) инструментов, 2) предметов удовлетворения потребностей, 3) средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории Выступает как результат их биологической эволюции
5. Предметная деятельность людей с рождения не дана, она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов, ее необходимо формировать и развивать в процессе обучения и воспитания Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

 

1.10. Особенности высшей нервной деятельности.

Нервная система делится на:

Центральную – мозг головной и спинной.

Периферическую – нервы (пучки волокон)

Опосредствованная реакция организма на раздражитель – рефлекс.

 

1.10.1. Виды рефлексов:

Безусловные – постоянные стереотипные врождённые реакции организма возникающие непроизвольно, если на организм действует раздражитель;

Условные – индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно-рефлекторным актом.

 

1.10.2. Рефлекс включает ряд этапов.

1.10.2.1. Возбуждение внешним раздражителем, идущих от чувств в мозг (афферентная система);

1.10.2.2. Переработка поступившего возбуждения;

1.10.2.3. «Приказ» в виде импульса, посылаемого из мозга в мышцы, выполняющие движение (рефлекторная система);

1.10.2.4. Сигнал о результате действия, используется принцип обратной связи, позволяющий оценить полученный результат и скорректировать реакцию организма.

1.10.3. Процессы, протекающие в нервной системе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура психики человека | Познавательные процессы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.