КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность. Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Теория деятельности в отечественной психологии разрабатывалась Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я Гальпериным. 1.7.1. Основные понятия деятельности. Импульсивное поведение – активность без осознаваемой цели, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей. Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Потребность – исходная форма активности живых организмов. Мотив – осознания потребность. 1.7.2. Структура действия.
. Цель – образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Мотив (от лат. moveo – двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Способ -действие или система действий, применяемые при выполнение какой-нибудь работы. Результат - конечный итог, завершающий собой что-нибудь[9].
1.7.3. Виды действий. 1.7.3.1. Сенсорные - действия по восприятию объекта). 1.7.3.2. Моторные - двигательные действия. 1.7.3.3. Волевые. 1.7.3.4. Мыслительные. 1.7.3.5. Мнемические - действия памяти. 1.7.3.6. Внешние предметные - направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. 1.7.3.7. Умственные - выполняемые во внутреннем плане сознания.
1.7.4. Особенности действий. 1. Действие включается в качестве необходимого компонента акта сознания в виде постановки и утверждения цели. 2. Действие это одновременно и акт поведения, т.е. неразрывное единство сознания и поведения. 3. Деятельность – активный, целенаправленный процесс. 4. Действия человека предметны, они реализуют социальные, производственные и культурные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). 1.7.5. Виды деятельности Выделяют следующие основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. 1. Общение - процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга; 2. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей 3. Учение – освоение обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Основная цель учения подготовка к будущей самостоятельной жизни. 4. Труд - целесообразная, материальная и нематериальная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества
1.7.6. Уровни деятельности - Особенность деятельности - совокупность действий, которые вызываются одним мотивом. - Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата, который должен быть, достигнут в ходе выполнения действия. - Операция – способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия – внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства самого действующего субъекта. - Психофизиологические функции – физиологические обеспечения психических процессов. К ним относят способность к ощущению, образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность, а также относят врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те которые созревают в течение первых месяцев жизни.
1.7.7. Основные характеристики деятельности: Предметность - проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значением, фиксированным в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах. Субъектность - значит быть носителем идеи Я, выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами, определяющими направленность и избирательность личности. Продуктивность - то есть ее результатом являются какие-либо преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке.
1.8. Деятельность и поведение. Деятельность – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления потребностей и мотивов. Поведение – комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды; внешнее проявление психической активности.
1.8.1. Различия деятельности и поведения.
1.8.2. Характеристики деятельности. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность. Виды мотивов следующие: - органические, - материальные, - социальные, - духовные. Цель – это продукт деятельности. Виды целей: - реальный физический предмет, - знания, - умения и навыки, - результат творчества (произведение искусства, мысль, теория). Предмет – то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности. Например, для летчика – самолет, повара – пищевые продукты, предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки. Средства – те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности.
1.9. Различия деятельности человека и активности животных.
1.10. Особенности высшей нервной деятельности. Нервная система делится на: Центральную – мозг головной и спинной. Периферическую – нервы (пучки волокон) Опосредствованная реакция организма на раздражитель – рефлекс.
1.10.1. Виды рефлексов: Безусловные – постоянные стереотипные врождённые реакции организма возникающие непроизвольно, если на организм действует раздражитель; Условные – индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно-рефлекторным актом.
1.10.2. Рефлекс включает ряд этапов. 1.10.2.1. Возбуждение внешним раздражителем, идущих от чувств в мозг (афферентная система); 1.10.2.2. Переработка поступившего возбуждения; 1.10.2.3. «Приказ» в виде импульса, посылаемого из мозга в мышцы, выполняющие движение (рефлекторная система); 1.10.2.4. Сигнал о результате действия, используется принцип обратной связи, позволяющий оценить полученный результат и скорректировать реакцию организма. 1.10.3. Процессы, протекающие в нервной системе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |