Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы памяти. По характеру психической активности преобладающей в деятельности

Теории памяти.

По характеру психической активности преобладающей в деятельности.

По времени формирования

Генетическая (наследственная)- хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Включает инстинкты и почти не зависит от условий жизнидеятельности человека.

Прижизненная

Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Эмоциональная запоминание воспроизведения эмоций.

Образная – память на представления, картины, запахи, вкусы и т.д.

Словесно-логическая - запоминание и воспроизведение наших мыслей, возникающих у нас в процессе обдумывания, размышления. Например, помним содержание прочитанной книги, разговор с друзьями.

1. Ассоциативная теория (Г. Эббенгауз, Г. Мюллер и др.). Память сложная система кратковременных и долговременных устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту и пр.

2. Гештальт-теория – целостная организация первичных элементов (гештальтов) определяет память. При запоминании материала и его воспроизведения гештальт обычно выступает в виде целостной структуры.

3. Смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер). В этой теории за основу запоминания и воспроизведения материала берется его смысловое содержание.

4. Информационно-кибернетическая – исходящая из технического и алгоритмического моделирования процессов памяти.

5. В рамках теории деятельности. Память особый вид психологической деятельности, основная цель которого – запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразной информации (Алексей Николаевич Леонтьев (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) Пётр Иванович Зинченко (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл., - 17 февраля 1969, Харьков)).

2.5.4. Характеристики памяти:

1. Скоростью запоминания - количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти.

2. Скоростью забывания - время стирания не используемой информации.

3. Объем памяти – количество запомненных единиц информации.

4. Длительность памяти – время удержания в памяти необходимой информации.

5. Быстрота – скорость запоминания информации.

6. Точность – количество ошибок при воспроизведении информации.

К процессам памяти относятся:

2.5.2.1. Запоминание (запечатление) см. ниже.

2.5.2.2. Сохранение – процесс переработки и удержания информации.

2.5.2.3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

2.5.2.4. Узнавание – появление чувства знакомства, при повторном восприятии материала.

2.5.2.5. З абывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

2.5.5.1. Запоминание.

Запоминание (запечатление) – процесс закрепления нового, путем связывания с приобретенным ранее.

2.5.2.1.1. Виды запоминания.

2.5.2.1.1.1.Непреднамеренное запечатление без специальной цели и без использования специальных приемов. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение.

2.5.2.1.1.2.Преднамеренное – характеризуется целью и использованием специальных приемов. В процессе обучения это запоминание принимает форм заучивания (многократное повторение материала до полного и безошибочного запоминания).

2.5.2.1.1.3. Механическое – основанное на многократном повторении материала. Основывается на единичных временных связях, которые отражают лишь последовательность явлений.

2.5.2.1.1.4.Осмысленное – раскрытие в материале существенных связей и отношений. Оно основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, которые отражают наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

 

2.5.2.1.2. Советы для использования осмысленного запоминания.

2.5.2.1.2.1. Прочитать весь материал.

2.5.2.1.2.2. Выделить основные части.

2.5.2.1.2.3. Установить связь между частями.

2.5.2.1.2.4. Отдельным разделам дать название.

2.5.2.1.2.5. Сформулировать содержание в виде тезисов.

 

2.5.2.1.3. Повторение.

Важным условием эффективного запоминания является повторение. Многократное повторение, если оно осуществляется подряд и однообразно, ведет к торможению в нервных клетках. Успех повторения зависит от правильной организации.

2.5.2.1.3.1. Правила организации повторений:

1. Разнообразие – использование концентрированных и распределенных повторений.

2. Сравнение прежнего материала с новым.

3. Чередование разных способов восприятия материала пи повторении.

4. Первые воспроизведения отличаются большой прочностью, поэтому они должны быть безошибочными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По времени хранения информации | Воспроизведение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.