Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенная (свободная) конкуренция




Характеристика разных видов конкуренции

 

Параметры состояния рынка Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополия
Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество фирм, поставляющих товары на рынок Много независимых фирм, нет контроля над рынком Много фирм, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги Один продукт и одна крупная фирма
Участие в контроле над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние «ценового лидера» Практически полный контроль
Товарная дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков Существенна для отдельных продуктов (например, автомобилей); мала для стандартизированных товаров (например, бензин) Нет
Свобода входа на рынок и выхода из него Относительно легкий Относительно легкий Трудный. Часто требуются большие инвестиции Очень трудный
           

 

 

Свободная конкуренция означает, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.

Свободная конкуренция имеет дополнительные определения. В западной экономической литературе ее часто называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также «чист» от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок имеют полный доступ к информации (о качестве товаров, цене, применяемых технологиях и т.д.). Все сказанное дало основание называть такую конкуренцию совершенной.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продает стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цены.

Свободная конкуренция естественно соответствует периоду классического капитализма. В современных условиях – это весьма редкое явление. Так, в западных странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Конкуренция охватывает всю систему рынков. На каждом рынке она часто выливается в ″войну всех против всех″. Причем сражение ведется на трех фронтах:

1) среди продавцов за право продать свой товар подороже. Однако когда конкуренция обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос;

2) среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной;

3) главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены.

Непрерывное противоборство выступает в качестве силы, направляющей деятельность всех агентов рынка. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления: а) на изменение цен покупателей и продавцов; б) на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ; в) на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Закон конкуренции оказывает на поведение субъектов рынка более сильное воздействие, чем законы спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет, в конечном счете, к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной "игры" (поведения).

Первое правило. Фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования. Если фирма нарушает это правило, устанавливая, например, очень высокую цену на свой товар, то она неизбежно сталкивается с затовариванием своей продукции, не находящей сбыта.

Второе правило. Чтобы добиться преимущества, фирма продает свои товары по общей равновесной цене, но при этом старается снизить издержки на единицу продукции и создать товары по более низкой индивидуальной цене. Смелые и дальновидные предприниматели находят более эффективные формы организации труда и производства, экономного использования ресурсов, внедряют новинки техники и технологии.

Третье правило. Если обнаружится, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены, то нужно принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам можно отнести модернизацию техники и технологии, реконструкцию производства. Если у фирмы нет для этого средств, то придется закрывать предприятие.

Четвертое правило. При обострении борьбы соперники прибегают к ценовой конкуренции. Например, если позволяют средства, они могут временно снизить свои цены до очень низкого уровня (демпинговые цены), переключить на себя весь объем покупательского спроса, чтобы разорить конкурентов.

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, она прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, с рыночной арены устраняются все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие этого в обществе происходит расслоение на преуспевающие фирмы и тех, кто терпит крах, не выдержав конкурентной борьбы.

К сказанному выше следует добавить, что на свободном рынке исключены инфляция, безработица, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия. Однако в действительности все условия, необходимые для функционирования рынка совершенной конкуренции, никогда не выполняются, поэтому эта модель рынка имеет в основном теоретическое значение, она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.

 

 

11.3. Монополия: место и роль на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.