Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение доходов. Неравенство доходов. Внешние эффекты и общественные блага




 

Общее равновесие, даже в условиях чистой конкуренции, обеспечивающей эф­фективное использование ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоря­жении общества, не создает справедливого распределения заработной платы и других доходов по отраслям при нарушении и восстановлении общего рыночного равно­весия. В результате распределение доходов может быть неравномерным.

Кроме того, в условиях рыночной системы доходы представляют собой плату за пользование ресурсами, которыми разные люди могут быть наделены в разной степени, что создает дополнительные причины неравенства распределения доходов.

Рыночный механизм не сглаживает неравномерности распределения доходов. Рыноч­ная система представляет собой бесстрастный механизм, она «не имеет совести» и не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть «справедливое» рас­пределение доходов.

Неравенство доходов среди населения может быть существенным. Например, от­ношение дохода 10% населения с наибольшими доходами и 10% населения с наимень­шими доходами в стране может составлять и 7 раз (Германия), и 14 раз (Россия).

Причины неравенства доходов:

• различия в способностях, присущих людям;

• различия в уровне образования;

• профессиональные пристрастия и степень склонности к риску создают предпосылки к неравенству, поскольку любовь к определенной профессии определяет возможный уровень дохода, а боязнь риска ограничивает возможность занятия предприниматель­ской деятельностью;

• владение собственностью, поскольку большая собственность приносит больший до­ход;

• господство на рынке, поскольку монополия обеспечивает наиболее высокие доходы;

• удача, связи, несчастья также играют большую роль.

Высокая степень неравенства распределения доходов создает социальное напряжение в обществе и отрицательно сказывается на развитии экономики, поэтому экономическая политика государства должна быть направлена на ограничение степени неравенства.

Внешние эффекты представляют собой побочные издержки и выгоды, которые при­ходятся на долю третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

Существуют издержки, которых производители стараются избегать. Например, про­изводители могут загрязнять окружающую среду при производстве продукции для своих покупателей. Издержки, связанные с этим загрязнением, несет третья сторона, т.е. об­щество. Эти издержки называют побочными, или внешними.

Некоторые блага, например прививки, предотвращающие эпидемии, приносят выго­ды всему обществу. Они называются внешними, или побочными, выгодами.

Рыночная система игнорирует внешние эффекты. Но если стоимость внешних эффектов в сравнении со стоимостью товаров и услуг, производство которых порождает эти эффек­ты, невелика, то эти внешние эффекты в условиях рыночной системы могут постепенно сгла­живаться. В противном случае их регулированием должно заниматься государство.

Общественные товары неделимы, и на них не распространяется принцип исключения, позволяющий их покупать. Это, к примеру, национальная оборона, общественный порядок. Когда товар произведен, государство не может никому помешать им пользоваться.

Спрос на общественные товары граждан и фирм в стране не выявляется на рын­ке, он складывается как совокупность, определяющая некоторые кривые спроса, которые могут быть получены путем анкетирования потребителей. Цена, которую готовы зап­латить граждане за получение этих благ, — это сумма цен, которые готов заплатить каждый из них, коллективная цена. Таким образом, может быть получена кривая коллек­тивного спроса на общественный товар, она образована путем сложения цен на кривых индивидуального спроса. Она имеет, как и в случае индивидуальных товаров, нисходящий ' характер.

Оптимальное количество общественного товара. Кривая предложения обще­ственного товара является восходящей. Для коротких периодов времени действует за­кон убывающей отдачи, который определяет восходящий характер кривой предложения.

Оптимальное количество общественного товара определяется сопоставлением спроса и предложения — равенством спроса и предложения. Равенство предельной выгоды пре­дельным издержкам определяет оптимальное количество общественного товара — ана­логично правилу равенства предельных издержек и предельного дохода, которые необходимо для максимизации прибыли.

Издержки и выгоды. Наилучший объем производства общественного товара опре­деляется следующим образом. Общие издержки по вариантам объемов производства определяются путем калькуляции, т.е. суммирования по отдельным элементам с учетом рыночных цен ресурсов.

Сравниваются дополнительные, или предельные, выгоды с дополнительными, или пре­дельными, издержками, которые связаны с каждой дополнительной единицей товара. Их равенство определяет наибольшую выгоду для общества и оптимальный объем произ­водства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.