КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. Государственная политика и управление
В начале ХХ века М. Вебер определил сущность политики как сферу отношений и деятельности по руководству обществом. И действительно, роль государства в политике невозможно переоценить. Государство в политике выступает как выразитель всеобщих интересов населения, а потому играя в политике интегрирующую роль. Этим она объективно способствует поддержанию и воспроизведению социально-политической целостности общества. Для выполнения этой функции государство создает соответствующую систему органов и учреждений власти, осуществляющих разработку и реализацию государственной политики. Такое понимание роли государство хорошо сочетается с общепринятым пониманием политики как властного способа организации общества, достижения и поддержания его целостности на основе согласования разнообразных интересов. В этом смысле государственное управление – ключевой элемент политики как таковой, но будучи более широкой сферой, чем политика, которая занимается вопросами распределения власти, она включает в себя все сферы жизни общества – экономику, социальную сферу, культуру, образование и т.д. – отсюда образуется экономическая политика, социальная, культурная, образовательное и т.д. В этой связи государственная политика определяется как политический процесс управленческого влияния главным образом институтов ИВ государства на основные сферы жизни общества, опирающейся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики организующего и регулирующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер. Система государственной политики образует четкую, интегральную, внутренне связанную систему, которая состоит из следующих компонентов: субстанциональный, человеческий, институциональный, процессуальный. Субстанциональный компонент системы государственной политики является власть. Она носит императивный характер, а потому её предписания обязательны для исполнения всеми социальными субъектами и институтами, вплоть до организованного насилия. Человеческий компонент системы государственной политики составляют народ, являющийся источником власти, осуществляя её непосредственно или опосредованно, и назначаемые профессиональные управленцы-чиновники, а также центральные, региональные и местные политические элиты. Опосредованно на систему государственной политики влияют экономические и финансовые элиты, группы влияния и интересов. Институциональный компонент, главный из которых – институт главы государства, осуществляющий общегосударственные управленческие функции во всех сферах государственного управления, прежде всего в социально-экономической и политической сферах. Государственные институты общей компетенции – правительство страны, администрации регионов и муниципий, которые решают совокупность вопросов, касающихся всех сфер жизни общества. Государственные институты узкой специализации – министерство экономики, налогов и сборов и т.д., специализированные комитеты и комиссии в парламенте. Партии, хотя в саму систему не входят, но могут оказывать влияние на принятие той или иной политики. Сюда входят различные юридические нормы, регулирующие государственное управление. Процессуальный компонент – сюда входят взаимоотношения субъектов по поводу осуществления государственной политики. Это стадии – выработки и принятия того или иного решения, организации и выполнения принятого решения, регулирование и контролирование объекта управления, учет и контроль за исполнением политического решения, обобщение итогов реализации той или иной политики. Практика политического управления подчиняется определенным регулирующим её принципам. Они бывают общие и отраслевые. Общие (универсальные) принципы –для всей сферы государственного управления. Отраслевые – только для конкретных сфер управления. Особенно важны принципы, применяемые к социально-экономической сферы жизни общества, как самой важной. Мы рассмотрим наиболее общие принципы: прежде всего, принцип демократической ответственности, основанной на обратной связи, неприкосновенность личности и собственности, социальная справедливость, разделение задач административного управления на функционально определенные сферы. Принципы конституционности правительства (правительство должно руководствоваться интересами народа), народовластия (правительство служит интересам народа и привлекает к участию в управлении), подотчетности, эффективности, открытости, адекватной реакции на внешнюю среду (на потребности общества, отражать в своем составе структуру населения страны), соответствия процессуальным нормам, разделения властей. Отраслевые (в социальной политике) – приоритет прав человека и его свобод, солидарность, социальную поддержку, социальных гарантий и т.п. Методы государственного управления – это способы, при помощи которых осуществляется государственная политика. Они также подразделяются на общие и отраслевые. К первым относятся универсальные способы воздействия – организационно-административные (директивные) (использование материального принуждения) и экономические (материального стимулирования), социально-психологические морального стимулирования. Ко вторым – программно-целевой метод, позволяющий аккумулировать все ресурсы и средства для точечного решения различных задач. Он проявляется, в частности, в создании различных федеральных программ по тем или иным отраслям экономики, социальной или культурной сферы. Менеджериальные методы, например, метод социального трипартизма - генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами об условиях охраны труда или двупартизма – двусторонних соглашений между работодателями и профсоюзами, ваучерный метод – перечисление на специальные счета социальных трасфертов из бюджета, возможных для использования только на определенные цели через определенные уполномоченные на это фирмы с соответствующими лицензиями, социальный контракт – обязательное заключение контракта между получателем и фирмой, оказывающей социальные услуги, который накладывает жесткие обязательства на последнюю. Духовные компоненты системы государственного управления – интересы, потребности, ценности, которые находят воплощение в целевых установках, программах, оно происходит через артикулирование (преобразование в ясные и четкие положения) и агрегирование (согласование частных целей в общезначимые). Виды государственной политики. Они могут выделяться по-разному: в соответствии с характером объекта (экономическая, социальная, культурная и пр.), в соответствии с функционально-отраслевым делением (промышленная политика, жилищно-коммунальная и т.д.), с уровневым делением (центральная, региональная, местная).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |