Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3: Социально-исторические условия возникновения и существования мифологии

Так как мифологическое мировоззрение возникло и существовало в первобытном обществе, то для понимания его особенностей необходимо рассмотреть особенности самого этого общества, важнейшие из которых состоят в следующем:

1)Это общество характеризовалось очень низким уровнем развития производительных сил человека. На протяжении первых 30 тысяч лет своей истории, люди вели присваивающее хозяйство, то есть при помощи простейших деревянных, каменных и костяных орудий, посредством охоты, собирательства и рыбной ловли брали из природы то, что существовало в ней в готовом виде. Это обуславливало рабскую зависимость людей от природных сил, которые в следствии этого становились объектами поклонения и обожествлялись.

2)В этом обществе существовало экономическое равенство, выражающееся в том, что все члены того или иного родоплеменного объединения были СОСОБСТВЕННИКАМИ ТЕРРИТОРИИ, на которой находилось(проживало) племя и всё добытое и произведённое распределялось между ними ПОРОВНУ. Отсутствие вследствие низкой производительности труда излишков материальных благ экономически исключало возможность эксплуатации человека человеком, кроме того экономические отношения сливались с кровно-родственными.

3)Из двух видов производства непосредственной жизни, -производства материальных благ и производства человека, как биологического и социального существа, -в первобытном обществе доминировал второй тип, что объяснялось, с одной стороны низким уровнем развития производства, а с другой стороны тем, что от численности и сплоченности племени в решающей степени зависла его жизнеспособность, как в борьбе с природой, так и в борьбе с другими племенами.

4) В этом обществе существовал именной способ трансляции социального опыта, выражающийся в том, что человек по достижении совершеннолетия (13 ЛЕТ), получал взрослое имя, а вместе с ним и определенную совокупность профессиональных обязанностей и социальных ролей, которые он должен был осуществлять и исполнять всю свою жизнь. Это обусловливала господство старших над младшими, прошлого над настоящим и будущим, а также присущие этому обществу ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ, благодаря которым оно просуществовало около 35.000 лет.

5) В этом обществе отдельные индивиды ещё не были личностями со своими особыми потребностями и интересами, с пониманием уникальности каждого отдельного человека, поэтому перед отдельным человеком не возникало проблемы ВЫБОРА своего особого жизненного пути и не тяготило его и бремя ответственности за сделанный им выбор. Ответ на вопрос о том, как следует жить человеку в этом мире, к чему стремится, какими нормами и ценностями руководствоваться, был изначально ясен и ОДИНАКОВ ДЛЯ ВСЕХ.: надо жить так, как жили до нас наши предки, неукоснительно руководствуясь выработанными их жизненным опытом нормами и ценностями. Такая жизнь гарантирует ПОРЯДОК И СТАБИЛЬНОСТЬ не только в племени, но и в окружающем человека мире, из которого первобытные люди СЕБЯ ЕЩЁ НЕ ВЫДЕЛЯЛИ.

6) Хотя жизнь первобытных людей основывалась на строжайшем соблюдении ими племенных ценностей и норм, но "радиус их действия был ОГРАНИЧЕННЫМ", поскольку у каждого племени или объединении родственных племён имелась своя особая нормативно-ценностная система, которая с одной стороны объединяла, консолидировала членов данного племени, а с другой стороны противопоставляла их всем другим племенам. С этим связано наличие пронизывающей всю историю первобытности оппозиции между "мы, они": "МЫ"-люди, а "они"-не люди, поскольку не соблюдают наших ценностей и норм, а поэтому к ним можно относиться как к животным – убивать и поедать. С этим связано такое широко распространённое в этом обществе явление, как "каннибализм".

7) Поскольку первобытное общество было исторически первой формой организации общественной жизни вообще, которой предшествовало стадо формирующихся людей, то в этой связи перед ним стояла проблема ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ, состоящая в том, чтобы не вернуться назад в животное состояние. Для её решения необходимо было подавить биологический индивидуализм и придать основным биологическим инстинктам - пищевому, половому и самосохранения-социально приемлемую форму проявления.

И вот в решении этой фундаментальной задачи главную роль сыграло мифологическое сознание.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2: Понятие «мировоззрение». Роль мировоззрения в жизни общества и личности | Вопрос 4: Мифологическое мировоззрение, его особенности и роль в жизни первобытного общества и человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.