Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 9: Отличия спекулятивной философии от мифологии




Вопрос 8: Материализм, идеализм и дуализм как философские направления.

В зависимости от того, какие ответы давались философами на первый подвопрос основного вопроса философии, между ними произошло размежевание на 3 направления: материалистическое,идеалистическое и дуалистическое.

Представители материалистического направления первичным определяющим считали бытие (= материю, =природу), а сознание рассматривали как функцию, присущую либо всем предметам природы, либо только людям, как наиболее развитым природным существам.

Представители идеалистического направления наоборот первичным и определяющим считали сознание, а природу и людей рассматривали в качестве результата творческой активности сознания.

Представители дуалистического направления считали, что бытие и сознание являются двумя независимыми друг от друга образованиями, которые существуют подобно двум параллельным или плоскостям. Вот почему дуализм иначе называется психофизический параллелизм.

Основными причинами существования, на протяжении 2,5 тысячелетий истории философии, идеализма и дуализма являются:

1. Неискоренимо субъективный характер человеческих знаний о мире, вследствие которого между нашим знанием о мире и тем, каков мир сам по себе, никогда не существует полного стопроцентного совпадения, а всегда имеется определенное (большее или меньшее) несовпадение;

2. Способность людей создавать в своем сознании такие чувственные и мыслительные образы, которые не имеют своих предметных аналогов в объективном мире, что свидетельствует о присущей сознанию творческой активности;

3. Практически изменяя мир, люди создают идеальные образы-цели, которые всегда предшествуют во времени и определяют материальные результаты;

4. У людей, которые профессионально занимаются духовной деятельностью, т.е. производством и распространением идей, возникает устойчивая иллюзия, что идеям принадлежит определяющая роль не только в общественной и личной жизни но и в мире в целом;

5. В системе общественных отношений имеются такие виды отношений - политические, правовые, нравственные и другие, - которые формируются на основе политических, правовых и нравственных идей;

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что идеализм и дуализм возникают на почве преувеличения, абсолютизации, относительной самостоятельности и творческой активности сознания и той действительно важной роли, которую сознание играет в общественной и личной жизни людей.

 

 


 

Сравнение спекулятивной философии с исторически предшествовавшей ей мифологией позволяет обнаружить следующие отличия между ними:

1) И философия и мифология исходят из представления о наличии порождающих мир первоначал. Но если в мифологии эти первоначала выступали в облике зооморфных, а затем антропоморфных существ, то в философии они имеют вид безличных сущностей- "вода"(у Фалеса), "воздух"(у Анаксимена),"атомы и пустота"(у Демокрита) и т.д.

2)Поскольку мифология возникла и существовала в экономически однородном первобытном обществе, то содержание мифов, мифологические образы и сюжеты усваивались первобытными людьми без возражения, без критического отношения к себе, как дети усваивают содержание сказок. Философия же возникает и существует в экономически дифференцированном обществе, в котором появляются люди способные мыслить самостоятельно и критично, и поэтому философы ВЫНУЖДЕНЫ обосновывать, доказывать содержащиеся в их учениях положения и выводы.

3)Для духовной жизни первобытного общества характерна ситуация, при которой у одного племени или объединения родственных племён могла бы ТОЛЬКО ОДНА мифология. Философия, поскольку она существует в экономически дифференцированном обществе, всегда представлена МНОЖЕСТВОМ различных философских учений, между создателями и сторонниками которых идёт зачастую весьма острая ИДЕЙНАЯ БОРЬБА. Последняя является лишь отражением и выражением той борьбы, которая происходит между различными социальными группами экономически дифференцированного общества, в экономической и политической сферах.

Сказанное позволяет считать различные философские учения ИДЕАЛОГИЯМИ, выражающими и защищающими интересы различных социальных групп.

4)Мифология была продуктом стихийного, осуществлявшегося на протяжении тысячелетий и сотен поколений людей духовного творчества, причём осуществлявшегося в обществе, в котором умственный труд ЕЩЁ НЕ ОТДЕЛИЛСЯ от физического. Философия же возникает в обществе, в котором это разделение УЖЕ ПРОИЗОШЛО, и умственный труд уже превратился в особую профессию.

С появлением философии, отдельные люди-философы-берут на себя смелость устанавливать первоначала мира и формулировать СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ОСНОВНЫЕ мировоззренческие вопросы. Вот почему философские учения, подобно произведениям искусства, несут на себе отпечаток личностных особенностей своих создателей, в связи с чем справедливо утверждать, что если бы данное философское учение не создал именно этот философ, ТО ВМЕСТО НЕГО этого бы не сделал никто другой, то есть если мифологическое творчество анонимно, то философское творчество всегда АВТОРИЗОВАННО.

5) Поскольку мифология призывала первобытных людей к неукоснительному соблюдения родоплеменных ценностей и норм, то в этой связи она выступала в качестве духовного фактора, способствовавшего УКРЕПЛЕНИЮ И УВЕКОВЕЧЕНИВАЮ первобытной формы организации общественной жизни.

Философия же, поскольку в различных философских учениях формулируются ВСЁ НОВЫЕ И НОВЫЕ социальные идеалы, то есть модели, проекты нового, лучшего общественного устройства, выступая тем самым в качестве духовного фактора СОЦИАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ. Претензия философов на то, что только они знают, каким должно быть наилучшее общественное устройство, даёт им моральное право претендовать на РУКОВОДЯЩУЮ РОЛЬ в обществе, НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО.

Эту претензию впервые ясно и откровенно сформулировал Платон, который писал: "Пока в государстве не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это, то есть государственная власть и философия не соединятся во едино-до тех пор государствам не избавиться от зла!!" Иначе говоря, по убеждению Платона философы будучи "социальными архитекторами" должны быть вместе с тем и "социальными прорабами".

6)Поскольку в мифологии действительность отражалась в наглядных конкретных ЧУВСТВЕННЫХ образах, то это позволяет считать её ПРОДУКТОМ СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ. Философия же, поскольку в ней действительность отражается преимущественно в абстрактных понятиях и поскольку она содержит в себе процедуры доказательства, то это позволяет считать её продуктом СПОСОБНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

7)Мифология была неразрывно связана с обрядово-ритуальными действиями, то есть с такими СИМФОЛИЧЕСКИМИ действиями, которые представляли собой ИНСЦЕНИРОВКИ различных мифологических сюжетов, и это увеличивало силу её влияния на сознание и поведение людей. Философия же не предполагает такого рода действий. Этот свой недостаток она пытается компенсировать за счёт масштабности, грандиозности, доказательности философских учений. Кроме того, если мифология обращалась к чувственно-эмоциональной сфере человеческой психики, то философия обращается, прежде всего, К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ, видя в каждом человеке разумное существо, способное разбираться в мировоззренческой проблематике и осуществлять свой собственный, ОСМЫСЛЕННЫЙ, мировоззренческий выбор.

Однако, трезво смотря на реальных людей, следует признать, что эта оценка является, к сожалению, явно завышенной. Подавляющее большинство людей не имеет ни желания, а главное возможности самостоятельно мыслить и предпочитает руководствоваться в своей жизни теми мировоззренческими установками, которые усвоены не критически в процессе воспитания и образования.

8)Для самих спекулятивных философов занятие философией, философствование является наилучшим образом жизни, единственно достойным свободного человека. Это убеждение прекрасно выразил Аристотель, сказав:" Все люди чувствуют себя дома в философии и стремятся проводить жизнь в изучении её, оставив все другие заботы".

Подводя итог всему вышесказанному, можно дать следующее определение спекулятивной философии: это представленный множеством различных философских учений, исторически определённый вид духовного производства и мировоззрения, в каждом из которых из некоторых умозрительно постигаемых первоначал мира развертывается систематизированная совокупность взглядов о мире и человеке, включающих в себя определённые социальные идеалы, которыми люди руководствуются в своей общественной и личной жизни.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.