Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 10. Философское учение о бытии (онтология)

Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Феноменологическая установка достигается с помощью метода редукции, который включает в себя: 1) эйдетическую редукцию, т. е. отказ от любых утверждений об объективном существовании бытия, о пространственно-временной его организации, воздержание от любых суждений о реальном бытии и сознании (эпохе), и 2) трансцендентальную редукцию, т.е. исключение всех антропологических, психологических трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущностей.

С помощью метода феноменологии выявляются априорные структуры человеческого существования – такие, как страх, забота (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, К.Ясперс, М.Мерло-Понти). Феноменологическая школа, пытавшаяся применить методы феноменология в этике (М.Шелер), эстетике (Р.Ингарден), праве (Х.Конрад-Мартиус), психиатрии (Л. Бинсвангер), социологии (М.Натансон, А.Шютц, А.Фиркандт), педагогике (Т.Литт), идейно распалась в середине 20 в.; её представители сохранили лишь приверженность к некоторым средствам феноменологического анализа сознания.

Персонали́зм (от лат. persona - личность) - экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - Бога.

Персонализм сформировался в конце XIX века в России и США, затем в 30-х гг. XX века во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, отчасти Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков, А.Белый, Вяч.Иванов и другие. Основоположниками американского персонализма явились Б.Боун, Ройс; их последовател - Э.У.Хокинг, Калкинс, Брайтмеп, Э.Кент, Д.Райт, П.Шиллинг, Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала «Personalist» (основан в 1920 г.). Французские персоналисты (П.Ландберг, М.Недонсель, Г.Мадинье, П.Рикёр и др.) группировались во главе с Э.Мунье и Ж.Лакруа вокруг журнала «Esprit» (основан в 1932 г.). В Англии персонализм нашёл последователя в лице Б.Коутса, в Германии - Штерна и др.

Средоточие интереса персоналистов - личность в ее отношении к Богу и к другим личностям; ресурсы свободы и творчества; проблемы коммуникации. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Истоки личности коренятся не в ней самой, а в бесконечном едином начале, Боге и являются достаточным основанием любой активности.

Назначение философии не в том, чтобы исследовать мир; её пафос в нахождении смысла существующего с точки зрения свободы человека, его волеизъявления в соотнесенности с высшим началом, Богом.

Наука с её понятийным аппаратом и дискурсивным мышлением не могут с точки зрения персонализма претендовать на постижение всего богатства мира. Задача ориентации человека в мире возлагается на религиозную философию, как на нечто принципиально отличное от науки.

Н.Бердяеев: «Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его. Поэтому проблема человека во всей глубине ставится лишь в религиозном сознании».

Более того, согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества суть индивид. О таком человеке - биологическом или социальном атоме - ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) - лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли.

В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма - утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Н.Бердяеев: «… Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства…».

(Бердяев Н. Судьба человека в современном мире. - Париж, 1934. С. 25).

Брайтмен (США): «Личный мир есть мир конфликта и внутреннего, и внешнего. Личности и общества находятся в смертельном конфликте друг с другом».

Мунье (Фр.): «Жизнь личности начинается со способности ломать контакт со средой, с нового овладения самой собой, с нового самоовладения, для того, чтобы сосредоточиться».

Лакруа (Фр.), рассматривая личность как жизненный порыв или спиритуальную энергию, стремящуюся к Богу, утверждает, что личность «существует лишь ценой потери. Её богатство, это то, что ей остаётся, когда она лишается всего, чем она обладает, то, что ей остаётся в час смерти». Отсюда, смерть есть «просветление», путь к истинному существованию души и её обогащению. Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование, саморазвитие.

Выводы

1. Философия Запада - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Они обогатили философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. И, конечно, современный специалист, интеллигент должен иметь о них представления.

2. Современная западная философская мысль находится в состоянии постоянного изменения. Она накопила немалые методологические и мировоззренческие ценности, которые могут быть использованы наряду с диалектико-материалистической философией в практической и теоретической деятельности.

Вопросы для самоконтроля уровня знаний студентов:

1.Какие основные черты характерны для современной западной философии?

2. Какие факторы влияют на эволюцию современной западной философии?

3. Какие направления, развивающиеся, в современной западной философии. Вы могли бы назвать?

4. Раскройте значение слов «прагматизм» к «экзистенциализм».

5. Что такое сциентизм и антисциентизм?

6. Что такое иррационализм?

7. В чем состоит сходство и своеобразие философских взглядов логических позитивистов и постпозитивистов?

8. Чем, на Ваш взгляд, учение З.Фрейда оказалось интересным для философии?

9. Какая разница между фрейдизмом и неофрейдизмом?

10. Что предполагает «постмодерн» в философии?


Раздел III. Философское учение о бытии (онтология)

Содержание раздела в дидактических единицах. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

 

Проблема бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она касается наиболее существенных параметров человеческой жизни, а следовательно, и мировоззрения человека.

Проблемы бытия и небытия, выявления сущности всего того, что обладает этим качеством, составляют область философских знаний, получившую название онтологии. Этот термин, хотя и употребляется в философии только с XYII в.[12], но имеет греческие корни (ontos - сущее, logos - слово, учение) и означает – учение о сущем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сартр: «Если даже Бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек» | Философская категория «бытие» и ее роль в формировании научной картины мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.