Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и сущность познавательной деятельности

Познавательная деятельность предполагает раздвоенность мира на субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. В роли субъекта познания выступают:

• индивид (отдельный человек);

• социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского института, академии наук и другое научное сообщество целом);

• человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необходимым уровнем жизнедеятельности которых являются познавательные процессы);

• человечество (совокупность ныне живущих и живших ранее поколений людей чьи знания используются в настоящее время).

Под объектом познания понимается природная, социальная и духовная реальность, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное.

Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: напр., психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.

В социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом.

Познание человеком объектной реальности происходит в различных видах и определенных формах:

- обыденное или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания.

По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет информационно самую емкую форму знания.

- научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т.е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.

- философское, которое тоже является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т.е. существенная универсальность; философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого — это обязательный элемент данного вида познания.

- художественное познание (по форме - образное и наглядное).

Все эти виды познания тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частнонаучном, и, наконец, художественное творчество, художественное познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. В основе всех лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание.

В сложном познавательном процессе выделяют 2 уровня: чувственное и рациональное (логическое) познание.

Проблема соотношения чувственного и рационального, роли каждого из них в познании объективного мира на протяжении ряда веков была одним из полей серьезной конфронтации в философии.

В ходе этого противоборства выделились две исключающие друг друга концепции решения этой проблемы.

Сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение) - абсолютизирует роль органов чувств в познании. Все, что мы познаем, считают сенсуалисты, познается только при помощи органов чувств, мышление же в лучшем случае только суммирует эти знания.

Сенсуализм в подавляющем большинстве случаев представлен материалистами (Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты ХVIII в., Л. Фейербах), в естествознании и других конкретных науках.

К нему тяготеет эмпиризм (от греч. empieiria — опыт), считающий, что содержание нашего знания может быть сведено к описанию чувственного опыта, чувственного познания.

Сенсуализму в истории философии противостоит рационализм (от лат. ratio - разум), который абсолютизирует роль мышления, рационального познания и сводит к нулю познавательные возможности и способности органов чувств. К нему принадлежали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Г. Гегель).

Чувственное познание - это процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Чувственное познание называют «живым созерцанием», оно протекает в трех формах - ощущений, восприятий, представлений.

Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Восприятие - это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.

Представление есть воспроизведение в сознании чувственного образа ранее воспринимавшегося предмета.

Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Рациональное познание включает в себя два типа логического мышления - рассудок и разум.

Рассудок - тип логического мышления, который оперирует данными опыта в пределах сложившихся знаний в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач. Ему свойственна негибкость, категоричность. Неспособность выйти за рамки четко определенной задачи.

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нетривиальных, нестандартных творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и подвергать суду критики собственные решения. Основное отличие разума - выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов. Важно, однако, подчеркнуть, что рассудок дополняет разум, выполняя рутинную нетворческую работу мышления.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - процесс познавательной деятельности, для которого характерны создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Мышление осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию его инструмента, и речью, в которой мысль воплощается.

Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.

Эти формы мышления имеют несколько общих характеристик:

• присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений);

• связанное с этим отвлечение от их единичных свойств;

• опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации);

• непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).

Напр., в определении «человек есть животное, делающее орудия труда», выражен такой существенный признак человека, который отличает его от всех других представителей животного мира, выступает фундаментальным законом существования и развития человека как родового существа.

Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира.

Наиболее общие понятия - это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов («самолет», «автомобиль», «восстание» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.).

Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения.

Таким образом, если понятия отражают совокупность существенных признаков предмета, то суждения отражают отношение между предметами (или их признаками). Суждение придает человеческой мысли законченную форму. Грамматически суждение выражается в повествовательном предложении.

Как бы ни различались суждения по своему содержанию, им присуща общая структура, т.е. они одинаково построены по форме. Возьмем для примера три суждения: «Россия - страна богатых культурных традиций», «Байкал - крупнейшее в мире хранилище пресной воды», «студенты обязаны сдавать экзамены». Каждое из них состоит из субъекта суждения (Россия, Байкал, студенты), предиката суждения, включающего в себя то, что говорится о субъекте (страна, крупнейшее хранилище, обязаны сдавать экзамены) и связки (есть, суть, является), причем связка нередко опускается и выражается посредством тире.

Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании.

Умозаключение есть форма мышления, позволяющая из известных нам суждений вывести новое суждение.

Напр., из двух суждений: «все студенты ходят на занятия» и «Пирогов - студент». Можно сделать вывод, что Пирогов ходит на занятия.

Благодаря умозаключению нам нет необходимости каждое свое суждение основывать непосредственно на данных фактах. Если бы умозаключение не давало возможности получить новое знание, то человек, например, никогда не смог бы проникнуть в мир атома. Вспомним, что вывод о неделимости атома был получен не на основе опытного наблюдения, а в порядке умозаключения.

Процессу познания свойственен творческий характер.

Творчество - эта человеческая деятельность, приносящая новые материальные и духовные ценности, отличающиеся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Разновидностью творчества выступает техническое творчество. Разновидностями технического творчества являются изобретательство, рационализаторство, проектирование, конструирование, дизайн.

Если конечным продуктом, венцом творческой деятельности в науке является открытие, то в технике - изобретение.

Открытиекасается явления, закона, живого существа, которое уже существовало, но которое раньше не было известно. Колумб открыл Америку, но она существовала и до него. Франклин изобрел громоотвод, который ранее не существовал.

Объектами изобретений могут быть устройства, способ (включая микробиологический, а также способы лечения, диагностики и профилактики), вещество (включая химическое и лечебное), штамм микроорганизма, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма микроорганизма по новому назначению.

Не признаются изобретениями научные теории, методы организации и управления хозяйством, условные обозначения, расписания, правила, схемы и методы выполнения умственных действий, алгоритмы и программы для вычислительных машин, проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий, предложения, касающиеся лишь внешнего вида зданий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Особой разновидностью технического творчества является рационализаторская деятельность. Смысл рационализации - в усовершенствовании, введении более целесообразной организации производственного процесса в соответствие с общественными запросами. Потребность в рационализации возникает, как правило, при недостаточном использовании возможностей технического объекта.

Проектирование - инженерная деятельность по созданию проекта, т.е. прообраза предполагаемого технического объекта (системы). В процессе проектирования происходит предварительное исследование и разработка будущего технического объекта на уровне и других проектных знаковых средств без непосредственного обращения к изготовлению изделия в материале и испытания его опытных образцов.

Конструирование - инженерная деятельность, заключающаяся в создании, испытании и отработке опытных образцов различных вариантов будущего технического объекта (системы). На основе опытного образца конструктор, подключающийся к проектированию на его заключительной стадии, рассчитывает конкретные характеристики, учитывающие специфику изготовления объекта на данном производстве.

Дизайн - проектно-художественная деятельность по созданию технических объектов, обладающих эстетическими свойствами. В дизайне интегрируются художественное конструирование изделий, моделирование жизнедеятельности пользователя этими изделиями и моделирование связей «человек - культура» (мода, стиль, потребительские ценности и пр.). В силу этого деятельность дизайнера непосредственно связана с широким использованием достижений технических, естественных и гуманитарных наук.

В настоящее время рождается новая научная дисциплина - техническая эврилогия, которая занимается разработкой и обоснованием методов поискового проектирования и конструирования.

Выводы:

1. Проблемы познания исследуют многие науки (логика, психология, социология и т.д.). Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности.

2. Познание - это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Как вид человеческой деятельности познание включает в себянеобходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка.

Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Что такое знание и познание?

2. Что мыслится под понятиями «субъект познания» и «объект познания»?

3. Какими познавательными способностями наделен человек? Какие виды познания вам известны?

4. Какие формы чувственного и рационального познания вам известны?


«Будь внимателен к своим мыслям - они - начало поступков».

Лао-цзы –древнекит. философ

«Так как не может быть ничего более прекрасного, чем достижение истины, то, очевидно, стоит заниматься философией, которая и есть поиск истины».

Пьер Гассенди (1592–1655) - фр. философ-материалист

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гносеология - учение о познании | Платон понимал под истиной определенные неизменные качества идеальных объектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.