Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура научного познания




Философию нельзя полностью относить только к науке. Философский компонент является существенным для любой науки, он пронизывает в той или иной мере научное познание на всех его этапах.

Известно, что важнейшим разделом в системе философского знания является гносеология.

Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις - «знание» и λόγος - «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη - «умение, знание», и λόγος - «учение, наука») - теория познания, раздел философии.

Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX века. В русской философии в XIX и первой половине XX века преобладал первый термин, а со второй половины XX века начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание.

Существует две противоположные позиции в оценке роли науки и научного познания - сциентизм и антисциентизм.

Сторонники сциентизма (от лат. scientia - наука):

· утверждают, что «наука превыше всего»;

· отождествляют науку с естественно-математическим и техническим знанием;

· считают, что только с помощью т.н. «понимающей науки» можно решить все социальные проблемы;

· принижают или вовсе отрицают социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения.

Представители антисциентизма:

· утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены.

· наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.

Одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин:

· история и логика науки,

· психология научного творчества,

· социология знания и науки,

· науковедение,

· философия науки (исследует общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты т.д.).

Основные особенности научного познания и критерии научности:

1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда - ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания – объективность (конструктивно-критическое и самокритическое отношение к действительности, исключающее косность, догматизм, апологетику, субъективизм, монополизм на истину).

3. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, компьютеры, ракетно-космическая техника и др.).

Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие общенаучные приемы и методы.

4. Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

5. Наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

Структура научного познания может быть представлена в совокупности специфических элементов:

Ø объект (предметная область познания);

Ø субъект познания;

Ø средства, методы познания - его орудия (материальные и духовные) и условия осуществления.

При ином срезе в структуре научного познания выделяют следующие элементы:

· фактический материал;

· результаты первоначального его обобщения в понятиях;

· основанные на фактах научные предположения (гипотезы);

· законы, принципы и теории;

· философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания;

· социокультурные основания и некоторые другте элементы.

Уровни научного познания:

· эмпирический (сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных их систематизация, классификация);

· теоретический (установление сущностных характеристик предметов и процессов, выявление закономерностей их развития).

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.