КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура научного познания
Философию нельзя полностью относить только к науке. Философский компонент является существенным для любой науки, он пронизывает в той или иной мере научное познание на всех его этапах. Известно, что важнейшим разделом в системе философского знания является гносеология. Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις - «знание» и λόγος - «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη - «умение, знание», и λόγος - «учение, наука») - теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX века. В русской философии в XIX и первой половине XX века преобладал первый термин, а со второй половины XX века начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание. Существует две противоположные позиции в оценке роли науки и научного познания - сциентизм и антисциентизм. Сторонники сциентизма (от лат. scientia - наука): · утверждают, что «наука превыше всего»; · отождествляют науку с естественно-математическим и техническим знанием; · считают, что только с помощью т.н. «понимающей науки» можно решить все социальные проблемы; · принижают или вовсе отрицают социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения. Представители антисциентизма: · утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. · наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру. Одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин: · история и логика науки, · психология научного творчества, · социология знания и науки, · науковедение, · философия науки (исследует общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты т.д.). Основные особенности научного познания и критерии научности: 1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда - ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. 2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания – объективность (конструктивно-критическое и самокритическое отношение к действительности, исключающее косность, догматизм, апологетику, субъективизм, монополизм на истину). 3. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, компьютеры, ракетно-космическая техника и др.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие общенаучные приемы и методы. 4. Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы. 5. Наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Структура научного познания может быть представлена в совокупности специфических элементов: Ø объект (предметная область познания); Ø субъект познания; Ø средства, методы познания - его орудия (материальные и духовные) и условия осуществления. При ином срезе в структуре научного познания выделяют следующие элементы: · фактический материал; · результаты первоначального его обобщения в понятиях; · основанные на фактах научные предположения (гипотезы); · законы, принципы и теории; · философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; · социокультурные основания и некоторые другте элементы. Уровни научного познания: · эмпирический (сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных их систематизация, классификация); · теоретический (установление сущностных характеристик предметов и процессов, выявление закономерностей их развития). На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |