КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соглашения по товарным знакам
Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах. Данное соглашение предусматривает арест при ввозе в каждую из стран, принявших условия этого соглашения, изделий, снабженных ложным обозначением страны или места происхождения. Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. Охрана осуществляется в рамках стран-участниц, принявших данное соглашение, против присвоения либо имитации мест происхождения товаров В настоящее время отношения в сфере охраны объектов права интеллектуальной собственности регулируются нормами, сосредоточенными в Гражданском кодексе Республики Беларусь, специальных законодательных актах и иных актах законодательства. Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»; Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О географических указаниях»; Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах»; Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995 года «О патентах на сорта растений»; Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года «О товарных знаках и знаках обслуживания». Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием таких объектов патентного права, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы. В целом нормы названного Закона следует признать эффективными. Однако имеются некоторые пробелы и коллизии, которые требуют устранения. В том числе это касается вопросов предоставления правовой охраны и последующего использования результатов генной инженерии, создания и использования служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, установления презумпции авторства в отношении указанных объектов патентного права, допустимости использования выставочного приоритета и др. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О географических указаниях» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением правовой охраны и использованием географических указаний: наименований мест происхождения товаров и указаний происхождения товаров. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О правовой охране топологий интегральных микросхем» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием топологий интегральных микросхем – объектов, необходимость охраны которых в настоящее время вызывает определенные сомнения. Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В то же время, действующая редакция названного законодательного акта не обеспечивает регулирование отношений в сфере научного и художественного творчества в полной мере, она не учитывает особенности охраны и использования объектов авторского права и смежных прав в цифровой среде, не предусматривает эффективных механизмов защиты соответствующих прав. Закон Республики Беларусь; от 13 апреля 1995 года «О патентах на сорта растений» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением правовой охраны и использованием одного из видов селекционных достижений – сортов растений. В то же время отношения по поводу создания и использования второго вида селекционных достижений – пород животных – специальным законодательным актом не урегулированы. Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года «О товарных знаках и знаках обслуживания» определяет порядок регистрации, использования и защиты товарных знаков (знаков обслуживания). В то же время, названный законодательный акт не разрешает вопросы, возникающие при столкновении исключительных прав на товарные знаки (знаки обслуживания) и иные объекты права интеллектуальной собственности (например, фирменные наименования, объекты авторского права), а также фактически используемые в качестве средств индивидуализации доменные имена. ТЕМА 2-ой ЛЕКЦИИ: Авторское право и смежные права. 1) Объекты и субъекты авторского права и смежных прав. 2) Принципы и условия возникновения, реализации и защиты авторских и смежных прав. Имущественные и личные неимущественные права авторов и правообладателей. 3) Коллективное управление имущественными правами авторов. 4) Авторский договор: особенности его составления и оформления. 1) В международных договорах отсутствуют определение понятий «авторское право» и «смежные права». Строгое определение авторского права в законах ряда стран с переходной экономикой отсутствует, а значит соответствующее законодательство не имеет предмета правового регулирования. Авторское право представляет собой правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства. Правовое положение авторов обеспечивается законодательно закреплённой совокупностью личных неимущественных и имущественных прав на созданные ими произведения искусства, науки или литературы. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений является важнейшим международным договором в области авторского права. Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах» изменён в соответствии с новыми международными нормами и вступил в силу 19 августа 1998 г. Произведение становится объектом авторского права только при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. Произведение – совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. Пока мысли, и образы автора существуют только в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, нет потребности в их правовой охране (на практике это и не возможно). Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные. На основании ст. 992 ГК РБ общественную значимость приобретают творческие результаты, которые воплощены в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.), звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, фотокадр), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение) и в других формах. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям, указанным выше, и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных законом. Объектами авторского права, согласно ст. 993 ГК являются: -литературные произведения (книги, брошюры, статьи, лекции, речи, выступления, проповеди, произведения личного характера – письма, дневники и т.д.); -драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии, пантомимы и другие сценарные произведения (предназначенные для исполнения на сцене); -музыкальные произведения с текстом и без текста; -аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); -произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и др. произведения изоискусства; -произведения прикладного искусства; -произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; -фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; -карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и др. наукам; -компьютерные программы, -производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, муз. аранжировки и др. переработки произведений науки, литературы и искусства), -сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и др. составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда, Не являются объектами авторского права: -официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а так же их официальные переводы, -гос. символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные знаки), -произведения народного творчества. Субъектами авторского права являются: 1) авторы (граждане Республики Беларусь и иностранцы), их наследники и иные правопреемники; 2) само государство-Республика Беларусь. Республика Беларусь является субъектом авторского права только на те произведения, которые перешли к государству в соответствии с Гражданским кодексом БССР, действующим в 1964 году. (На основании его авторское право переходило в собственность государства в следующих случаях: 1) при объявлении произведения, в отношении которого истек срок авторского права, достоянием государства; 2) выкупа у автора или его наследников. Положения ГК БССР, были отменены Законом от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах»). Согласно части 2 статьи 4 Закона «Об Авторском праве и смежных правах» под автором понимается физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение. Исключением может быть только предусмотренное законодательством право нанимателя, а не автора быть владельцем авторского права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания. При этом личные неимущественные права принадлежат автору. Термин «автор» не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным правопреемникам автора. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. На основании пункта 2 ст.9 Закона «Об авторском праве и смежных правах» обладателю авторского права представляется охрана его исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре своего произведения знак охраны, который состоит из следующих элементов: 1) латинской буквы «с» в окружности - ©; 2) имени (наименования) обладателя исключительных прав; 3) года первого опубликования произведения. Знак охраны авторского права служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора исключительных имущественных прав на произведение. Авторское право может принадлежать нескольким лицам - соавторам. Соавторство может заключатся как в выполнении соавторами однородного по своему характеру труда, например, в совместном написании учебника, так и в выполнении несколькими лицами труда, различного по своему творческому характеру (например, музыку балета пишет композитор, а постановку осуществляет хореограф). К смежным правам относятся права исполнителей на исполняемые произведения, права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного или кабельного вещания. Объекты смежных прав: -исполнения (это действия, с помощью которых произведения литературы, искусства, народного творчества доводится до восприятия публики через пение, игру на музыкальном инструменте, танец и т.д.); - фонограммы (это любая звуковая запись (исключительно) звуков либо исполнений); -передачи эфирного и кабельного вещания (это передачи, созданные организацией эфирного или кабельного вещания либо по их заказу и за счет их финансовых средств другой организацией). Субъекты смежных прав: - К субъектам исполнительских прав относят актеров, певцов, музыкантов, танцоров и иных лиц, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества по средствам игры, пения, чтения, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. - К субъектам прав производителей фонограмм относятся физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или отображения звуков. - К субъектам права передачи эфирного и кабельного вещания относятся организации эфирного и кабельного вещания. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах в праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из следующих элементов: 1) латинской буквы «R» в окружности - ®; 2) имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав; 3) года первого опубликования фонограммы. 2) Личные неимущественные права: - признаваться автором произведения (право авторства); - использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); - обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; - право на защиту произведения, включая его название, от всякого рода искажений или любого иного посягательства, способных нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения. Неимущественные права бессрочны и неотделимы от личности автора. Бернская конвенция признаёт 2 личных неимущественных права авторов: 1) право авторства - это право автора требовать признания авторства за своё произведение. 2) право на защиту репутации – это право автора противодействовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на своё произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Имущественное авторское право – это право автора или иного правообладателя на использование созданного автором произведения. Имущественные права ограничены сроком действия и могут быть переданы иным лицам полностью или в части исключительным и неисключительным способом. В законодательстве стран с переходной экономикой признаются имущественные права на: - Воспроизведения произведения, - Переработку произведения, - Распространение произведения, - Импорт произведения, - Прокат произведения, - Публичный показ произведения (представление и демонстрация произведения в публичных местах – реклама для автора и его произведения), - Публичное использование произведения (танец, чтение, декламирование, пение в публичных местах), - Сообщение произведения для всеобщего сведения (передача произведения в эфир, воспроизведение передач вещания, фонограмм и аудиовизуальных исполнений), - Доведение произведения до всеобщего сведения (размещение произведения в цифровой форме в цифровой среде, доступ к размещенным в компьютерной сети объектам с возможностью копирования пользователями). Три категории произведений, не охраняемых авторским правом 1) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); 3) произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Закон устанавливает сроки охраны авторских прав [3]: 1) право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора произведения (т.е. личные неимущественные права) охраняются бессрочно; 2) имущественные права на произведение, созданное одним автором, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти; 3) имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни авторов и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. По истечения срока действия имущественных прав на объекты авторского права эти объекты становятся общественным достоянием и могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения автору создавшего его[4], но при условии соблюдения всех личных неимущественных прав. Таким образом, личные неимущественные права принадлежат и сохраняются за автором произведения, не зависимо от того, если он передал (уступил) свои имущественные права на использование произведения. Под использованием произведения понимается его воспроизведение, распространение, которым, как правило, сам автор не занимается, а с этой целью обращается к специальным организациям- киностудиям, издательствам, театрам, галереям и т.д. Основанием для передачи имущественных прав от автора к лицам, использующим его произведение (пользователям), является авторский договор. Сроки охраны смежных прав: Личные неимущественные права характерно только для исполнителей, является неотчуждаемым правом и охраняется бессрочно. Такими правами не обладают производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, так как их работа носит организационно-технический характер, а не творческий. Имущественные права всех субъектов смежных прав охраняются в течение 50 лет с момента их первого исполнения, записи, передачи в эфир. Защита авторских и смежных прав. Право на защиту имеют субъекты авторских и смежных прав (сами авторы-создатели), их наследники и иные правопреемники, а также организация, осуществляющая управление имущественными правами правообладателей на коллективной основе. В отечественной практике, как и в мировой, преобладает применение гражданско-правового способа защиты имущественных и неимущественных прав субъектов авторского и смежных прав, независимо от объема вины (т.е. min или max) их нарушителя и независимо от имущественных интересов автора. Более того, исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется. Согласно ст.9.21 Кодекса Республики Беларусь об Административных правонарушениях, изготовление, распространение или незаконное использование объектов (контрафактная продукция) авторского права и смежных прав, приводит к нарушению охраняемых прав. Если их нарушило любое физическое лицо, то оно уплачивает штраф в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации. Если нарушителем авторского права и смежных прав является индивидуальный предприниматель, то штрафные санкции увеличиваются до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, если им оказалось юридическое лицо, то штраф составляет 300 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации[5]. На практике по решению суда вся контрафактная продукция подлежит обязательной конфискации, вместе с ней конфискации подлежит и оборудование, при помощи котором она была создана. Контрафактная продукция по требованию правообладателей может быть передана им. Если она не была востребована обладателями авторского права и смежных прав, то перерабатывается и передается в доход государства либо уничтожается. Наиболее жесткие меры за нарушение авторского права и смежных прав предусмотрены ст. 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Согласно данной статье уголовная ответственность наступает за: 1) присвоение авторства либо принуждение к соавторству- наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет; 2) незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав, совершенное в течение одного календарного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или связанное с получением дохода в крупном размере (крупный размер дохода (ущерба) равен 500 базовых величин и более, установленных на день совершения преступления)[6], - наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до 2 лет. Если, указанные действия, были совершены повторно либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, - наказываются штрафом, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на тот же срок. Таким образом, защита авторского и смежных прав предполагает восстановление нарушенного или оспариваемого права. 3) Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (ст.42) предусматривает, что «в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случае, когда их трудно осуществить в индивидуальном порядке, могут создаваться организации, осуществляющие и охраняющие права указанных лиц на коллективной основе». Суть управления имущественными правами на коллективной основе заключается в том, что осуществление авторских и смежных прав правообладатели возлагают на организации, действующих от их имени и в их интересах. Организация коллективного управления действует на основе договоров с пользователями (дискотеками, кинотеатрами, ресторанами, радиостанциями, вещательными организациями), дает им разрешение на использование произведений, охраняемых авторским правом, из имеющегося у нее репертуара на определенных условиях и за вознаграждение. Главной международной организацией, объединяющей авторско-правовые организации большинства стран мира, является Международная конфедерация авторов и композиторов (СИЗАК). В уставе СИЗАК четко оговорено, что только организации, управляющие правами авторами, могут быть ее членами. В мировой практике существует несколько видов организаций по коллективному управлению имущественными правами. Наиболее развитая система коллективного управления сложилась в сфере музыкальных и музыкально-драматических произведений. В бывшем СССР коллективное управление авторскими правами осуществляло Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), после распада СССР оно было преобразовано вначале в Российское агентство интеллектуальной собственности, а позже – в Российское авторское общество (РАО). В Республике Беларусь, как в суверенном государстве филиал ВААП в 1992 г. был преобразован в управление по авторским и смежным правам при Совете Министров Республики Беларусь, а в последствии в Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции. Вместе с функциями законодательного и консультативного характера на комитет были возложены и функции по коллективному управлению имущественными правами авторов. После ликвидации комитета в 2000 г. функции организации по коллективному управлению авторскими правами осуществляла Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС). В декабре 2002 г. РУПИС как организация, управляющая правами авторов, была принята в члены СИЗАК. В 2004 г. РУПИС была преобразовано в Белорусское авторское общество, которое как организация коллективного управления имущественными правами осуществляет следующие функции: - заключает с авторами, их наследниками и иными правообладателями авторских и смежных прав авторские договоры об управлении принадлежащими им имущественными правами; - заключает соглашение с зарубежными организациями коллективного управления имущественными правами о взаимном представлении интересов обладателей прав; - заключает с пользователями договоры об использовании объектов авторских и смежных прав; - собирает вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав; - распределяет и выплачивает собранное вознаграждение обладателям прав за вычетом комиссионных отчислений, необходимых для покрытия расходов по коллективному управлению правами в соответствии с договорами о взаимном представлении интересов обладателей прав и обычной практикой организаций по коллективному управлению имущественными правами; - защищает права представляемых субъектов авторских и смежных прав в суде. 4) Авторский договор представляет собой самостоятельный вид гражданско-правового договора, который регламентируется нормами, закрепленными в положениях ГК РБ о договорах[7]. Имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы по письменному договору, подписанному автором и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права для использования по авторскому договору. В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и с другими лицами, получившими разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Наиболее распространенные виды авторского договора: - изобретательский, - постановочный, - сценарный, - художественного заказа, - об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства. Сторонами авторского договора являются автор или его правопреемник с одной стороны, и пользователь- с другой стороны. Авторские договоры на использования произведений, созданных коллективом авторов, заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника произведений соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, а и с авторами охраняемых законом произведений, включаемых в сборник. После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками. Другой стороной авторского договора является пользователь. Чаще всего в его роли выступают организации, специализирующиеся на использовании произведений. В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не имеет права без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведения для использования в установленных договором пределах. Пользователь, приобретя права на использование произведения, должен выплатить автору и его правопреемнику вознаграждение. Предметом авторского договора считается произведение, по поводу использования которого стороны заключают договор. Форма договора – письменная, за исключением договоров об использовании произведений в периодической печати, которые могут быть заключены и в устной форме[8]. Авторский договор должен содержать следующие основные положения: 1) способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору); 2) срок, на который передается право. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения. При условии, что пользователь будет письменно уведомлен об этом как минимум за 6 месяцев до расторжения договора. 3) территорию, на которую распространяется действие этого права. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую распространяется действие этого права на указанный срок, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь. 4) размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения, или в виде твердо зафиксированной суммы (в этом случае должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения). При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.[9] 5) другие (дополнительные) условия, которые стороны, заключающие авторский договор, сочтут необходимыми. ТЕМА 3-ей и 4-ой ЛЕКЦИИ: Промышленная собственность.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |