Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Срок действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Правила взимания пошлин за поддержание патента в силе

Патент на изобретение действует в течение 20 лет. Может продлеваться патентным органом по ходатайству патентообладателя, но не боле чем на 5 лет.

Патент на полезную модель действует в течение 5 лет с возможным продлением срока действия не более чем на 3 года.

Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет с возможным продление срока действия не более чем на 5 лет.

Важнейшей обязанностью патентообладателя является обязанность платить ежегодные пошлины за поддержание патента в силе. Размер патентных пошлин и правила их взимания за поддержание действующего патента в силе определены Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006 г. № 513 «О патентных пошлинах». За патентование одного изобретения, включая подачу заявки, проведение патентного поиска и экспертизы, регистрацию в Госреестре и выдачу патента взимается 4,5 базовые величины. За подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак взимается 4БВ.

Следует помнить, что пошлина за каждый последующий год действия патента увеличивается в течение текущего оплачиваемого года действия патента. Пошлина за любой год действия патента может быть уплачена в течение шести месяцев со дня наступления очередного оплаченного года действия патента. Но в этом случае размер пошлины увеличивается на 50 процентов.

Если пошлина за поддержание патента в силе и дополнительная пошлина не внесены в течение указанного льготного срока, то исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец утрачивается, а патент аннулируется со дня неуплаты в установленный срок пошлины.

Таким образом, действие патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец может быть прекращено досрочно:

1) при неуплате в установленный срок годовой пошлины за поддержание патента в силе;

2) на основании заявления патентообладателя, поданного в патентное ведомство. Основания подачи такого заявления могут быть различными, например, изобретение устарело, нет перспективы продать лицензию;

3) при признании патента недействительным в связи с неправомерной выдачей патента.

Тема 5-ой лекции. НЕРАСКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

1) Информация как объект гражданского права. Критерии отнесения информации к нераскрытой, ее разновидность (техническая, организационная, коммерческая информация и ноу-хау).

2) Ноу-хау как объект интеллектуальной собственности.

3) Коммерческая тайна. Методика определения перечня сведений, составляющих коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Организация защиты коммерческой тайны. Особенности организации доступа к конфиденциальной информации. Принципы осуществления правовой охраны нераскрытой информации.

1) Нераскрытая информация – техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау). Нераскрытая информация является объектом промышленной собственности, если она:

1) неизвестная третьим лицам;

2) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценности;

3) к ней нет свободного доступа на законном основании;

4) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее регистрация, получение свидетельств и т.п.). Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые не могут составлять коммерческую либо служебную тайну (сведения о правах на имущество и сделок с ним, подлежащие государственной регистрации, сведения, подлежащие представлению в качестве государственной статистической отчетности и др.). Лицо, обладающее нераскрытой информацией, может передать все или часть сведений, составляющих содержание этой информации, другому лицу по лицензионному договору.

Правовое регулирование: Гражданский кодекс Республики Беларусь (Глава 66); Положение о коммерческой тайне (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670).

Исключительное право на нераскрытую информацию формально не ограничено каким-либо сроком и действует, пока сохраняются названные условия.

Как нераскрытая информация, ноу-хау могут охраняться незапатентованные технологии, устройства, важная организационная информация, практический опыт и знания в области маркетинга, списки клиентов и т.д. То есть:

1) нераскрытая информация может выступать альтернативой патентованию;

2) правообладатель может защитить существенное решение патентом, а в качестве нераскрытой информации охранять сведения, полезные для его реализации, то есть комбинировать два объекта;

3) правообладатель может избрать нераскрытую информацию как форму охраны любых решений и сведений, в том числе и непатентуемых, которые имеют для него коммерческую ценность.

2) Ноу-хау – как объект интеллектуальной собственности.

Ноу-хау. Прежде всего рассмотрим ноу-хау, как объект ПС, который встречается наиболее часто. Специалисты в области коммерческой реализации ОПС под ноу-хау понимают сведения, которые характеризуются следующими критериями:

1) это технические, управленческие, экономические, финансовые и другие сведения, опыт и навыки, связанные с разработкой, освоением, производством, реализацией, эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом, совершенствованием техники, технологии, материалов;

2) они представляют ценность;

3) они используются или могут быть использованы (применены);

4) они (сведения) носят конфиденциальный характер, не были опубликованы и известны ограниченному кругу лиц;

5) они не имеют правовой защиты на национальном или международном уровне;

6) для их использования необходимо обладать специальными знаниями и/или опытом;

7) не имеет значения способ фиксации или заимствования ноу-хау: письменная форма, устная или зрительная.

Использование ноу-хау имеет ряд специфических особенностей. Во всех странах мира, и у нас тоже, практика предотвращения использования изобретений конкурентами прямо противоречит патентным законам, принятым как во всем мире, так и в нашей стране.

Дело в том, что в абсолютном большинстве стран мира (в Республике Беларусь и в Российской Федерации тоже) в патентных законах предусматривается, что изобретение в патентном описании должно быть описано настолько полно и подробно, чтобы оно могло быть осуществлено (воспроизведено) промышленным путем специалистами в данной области техники или технологии. Именно поэтому государственные органы США систематически ужесточают контроль за передачей американских ноу-хау в другие страны. Ноу-хау из США не может быть передано за рубеж, если нет разрешения американского правительства.

Во внутренней и внешней торговле развитых стран мира торговля ноу-хау является очень прибыльным делом, цены на его покупку измеряются тысячами долларов. По данным статистики США, из всех фирм, торгующих лицензиями, почти 98% торгуют и ноу-хау. Международная торговля лицен-зиями на сегодняшний день приняла глобальный характер и во многом предопределяет современное развитие производительных сил в странах мирового сообщества, их экономический и научно-технический потенциал.

В Республике Беларусь имеет место преимущественно несанкционированное заимствование ноу-хау.

3) Коммерческая тайна. Методика определения перечня сведений, составляющих коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Организация защиты коммерческой тайны. Особенности организации доступа к конфиденциальной информации. Принципы осуществления правовой охраны нераскрытой информации.

Под коммерческой тайной понимается и конфиденциальная информация в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Положение о коммерческой тайне утверждено Постановлением Совмина РБ от 06.11.1992 г. № 670, которое определяет экономические и правовые основы коммерческой тайны.

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Данная информация является собственностью субъекта хоз-ия либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законом.

Информация, составляющая коммерческую тайну должна соответствовать требованиям:

- Иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

- Не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству РБ;

- Обозначаться соответствующим образом через систему классификации инф-ии как коммерческой тайны, введением соответствующей маркировки док-ов;

- Не являтся государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;

- Не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.

Работники субъекта хозяйствования, имеющие доступ к коммерческой тайне принимают обязательства (дают его в письменной форме при приёме на работу) по её не разглашению, при условии что информация не была известна ранее, либо не была получена от третьей стороны без обязательства соблюдать в отношении её конфиденциальность.

Госорганы, наделённые контролирующими функциями, имеют право в пределах своей компетенции, знакомиться с информацией, составляющей коммерческую тайну.

Иные органы, организации, СМИ не обладают правом истребования коммерческой тайны у субъекта хозяйствования.

Защита коммерческой тайны осуществляется в судебном порядке.

Не допускается несанкционированный доступ к коммерческой тайне, и классифицируется как коммерческий (промышленный шпионаж),осуществлённый с целью получения материальной выгоды или иных коммерческих преимуществ путём:

- хищения носителей информации,

- прослушивания напрямую или через средства связи разговоров,

- прямого выхода на источник информации с использованием оптических средств,

- перехвата сообщений (электронная почта, факс, телекс, и др. средства),

- через компьютерные сети,

- иным умышленным целенаправленным способом.

 

Тема 4(5) лекций СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

1) Товарные знаки и знаки обслуживания: их сущность и разновидности, особенности их создания и использования.

2) Фирменное наименование: особенности его создания и использования.

3) Географические указания: особенности правопользования.

4) Правовая охрана средств индивидуализации.

1) Согласно п. 1 ст. 1017 ГК РБ и п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 05.02.1993 г. в редакции Закона от 27.10.2000 г., товарный знак и знак обслуживания – это обозначение, способствующее отличию товаров (товарный знак) или услуг (знак обслуживания) одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других субъектов хозяйствования.

Това́рный знак (англ. Trademark) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Товарные знаки широко используют во всем мире и игра­ют важную экономическую роль в маркетинге и торговле. Ценность товарного знака состоит в том, что он способствует завоеванию репутации производителя товара, стимулирует спрос на соответствующие товары и позволяет конкурировать с анало­гичными товарами других производителей. Использование то­варных знаков дает возможность быстрее ориентироваться от­носительно происхождения товара, содействует борьбе произво­дителей за его качество. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране. Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов. Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников. Эффективная система охраны товар­ных знаков способствует защите потребителей от различных форм недобросовестной торговли и в определенных условиях может явится единственным средством защиты прав потребителя.

Торговая марка — словесная калька с английского «trade mark», используется как синоним понятия «товарный знак». Хотя этот термин активно используется на бытовом уровне, белорусской правовой системе известны только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания». Именно они подлежат правовой охране.

Маркетинговое понятие бренд иногда на бытовом уровне используется в качестве синонима понятия «товарный знак» или «знак обслуживания», что является совершенно неверным, хотя товарный знак или знак обслуживания часто и являются основополагающей составляющей понятия бренда.

Бренд (англ. brand, [brænd] — марка) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге. Существует два подхода к определению бренда:

миссия и также индивидуальные атрибуты: название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, дизайны, цветовые схемы и символы), позволяющие выделить компанию или продукт по сравнению с конкурентами;

образ, имидж, репутация компании, продукта или услуги в глазах клиентов, партнёров, общественности.

Слово «бренд» произошло от древнескандинавского «brandr», которое переводится, как «жечь, огонь». Так называлось тавро, которым владельцы скота помечали своих животных.

Одновременно с товарами в сфере торговли обращаются и услуги. Их предоставляют туристические фирмы, рекламные агентства, транспортные и страховые компании, гостиницы, рестора­ны, авиалинии, прачечные, химчистки и т.п. Эти предприятия ис­пользуют в качестве отличительного знака «знаки обслуживания».

С помощью товарных знаков и знаков обслуживания воз­можно опознать товары и услуги, не отвечающие требованиям стандартов, что весьма важно для контролирующих государственных органов, которые отвечают за проверку качества. Ре­гистрация товарных знаков является полезным источником ста­тистической и экономической информации для органов государ­ственного управления.

Различают обычные и общеизвестные товарные знаки. В отличие от обычных товарных знаков общеизвестные товарные знаки охраняются независимо от их регистрации (ст. 6 Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Общеизвестным признается товарный знак, хорошо известный широкому кругу потребителей товаров, обозначенных таким знаком. Примером такого знака может быть обозначение Coca-Cola, Marlboro, Казбек, Беломорканал.

В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словес­ные («Элема», «Фея», «CASIO»), буквенные («IВМ», «ВР»), цифровые («777», «88», «555»), изобразительные например, изображение льва для автомобилей французской фирмы «Пежо», трехмерные (коробки для сигарет, флаконы духов), вклю­чая форму товара или его упаковку, другие обозначения и их комбинации (сочетания словесных и изобразительных элементов). Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Товарные знаки выполняют следующие основные функции:

а) отличительная, служащая для обозначения производителя товара или организации по оказанию услуг;

б) средства индивидуализации товаров и услуг. С помощью товарного знака различают также однородные товары, например сигареты «ВТ» и «Орбита»;

в) стимулирующая или качественная. Товарный знак свиде­тельствует о качестве продукции, выпускаемой конкретным предприятием или фирмой. Так, например, мировой известностью пользуется спортивная одежда фирмы «Adidas», обувь фирмы «Salamandra», напитки фирмы «Coca-Cola», корсетные изделия фирмы «Milavitza» и т.д.;

г) рекламная. Обеспечение прав на товарный знак позволя­ет осуществлять необходимую рекламную работу. Не случайно поэтому фирмы платят крупные денежные суммы за изображе­ния их товарных знаков в местах проведения спортивных и зре­лищных мероприятий;

д) культурно-просветительная, способствующая эстетичес­кому воспитанию, распространению знаний.

Товарный знак регистрируется на имя юридического лица, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На имя объединения юридических лиц может быть зарегистрирован коллективный знак, предназначенный для выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками.

Используя товарный знак, его владелец может проставлять рядом с наименованием товарного знака предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или ® в окружности, что означает о регистрации товарного знака.

Право на товарный знак и знак обслуживания охраняется государством на основании его государственной регистрации в патентном ведомстве, на товарный знак выдается свидетельство. Срок действия, которого составляет 10 лет. Этот срок может быть продлен по заявлению владельца знака, поданному в течение последнего года ее действия. Продление этого срока может быть неоднократно, каждый раз на 10 лет.

За подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак, продление срока действия регистрации товарного знака, взимается государственная пошлина, ее размер зафиксирован в Указе Президента Республики Беларусь от 24 августа 2006г. № 513 «О патентных пошлинах».

Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака (п. 3 ст. 1018 ГК РБ). Его владелец имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца (ст. 1019 ГК РБ), а последний не только имеет исключительное право использовать, но и обязан использовать товарный знак.

Прекращается действие регистрации товарного знака и аннулируется свидетельство на него по следующим причинам:

1) по истечении срока ее действия, если срок не был продлен по заявлению владельца товарного знака;

2) в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации;

3) в связи с использованием коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;

4) по письменному заявлению об отказе от регистрации владельца товарного знака;

5) в случае ликвидации юридического лица или смерти физического лица – владельца товарного знака.

Владелец товарного знака (лицензиар) может по лицензионному договору предоставить право на использование товарного знака другому лицу (лицензиату). Лицензионный договор регистрируются в патентном ведомстве и являются действительными для третьих лиц с даты их регистрации.

Сегодня в мире действует около 15 млн товарных знаков. И соответственно возникают коллизии в виде столкновения прав. Например, в ФРГ одна из белорусских фирм зарегистрировала товар­ный знак "Беларусь" в 12-м классе МКТУ. И когда МТЗ "Беларусь" поставило в ФРГ свои трактора, эта фирма потребовала от МТЗ компенсацию за право использования товарного знака. В результате Минскому тракторному заводу пришлось отозвать все свои рекламные объявления, убрать именно этот то­варный знак со всех своих проспектов и прейскурантов, а также приостано­вить продажу тракторов вплоть до урегулирования конфликта.

2) Парижская конвенция по охране промышленной собственности относит фирменные наименования к одному из охраняемых объектов промышленной собственности. Причём фирменное наименование может охраняться без обязательной подачи заявки или регистрации. В РБ пока не принят закон о фирменных наименованиях и их правовая охрана осуществляется на основании ГК.

Фирменное наименование – это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в тождественной или сходной области предпринимательства или в других областях деятельности.

Фирменное наименование может состоят из слова, сочетания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота. В то время как товарные знаки предназначены для отличия товаров и услуг одного производителя от товаров и услуг другого, наименование фирмы идентифицируют все фирмы безотносительно к товарам и услугам, реализуемым ими на рынке, и является символом репутации фирмы.

Фирменное наименование является ценным активом фирмы и в то же время носителем полезной информации для потребителей.

Фирменное наименование является гарантией качества продукции и услуг предприятия. По мере его использования фирма или предприниматель начинают выделяться среди своих конкурентов, приобретают большую известность среди потребителей. Фирменное наименование становится мощным рекламным средством предприятия.

В фирменном наименовании выделяют две части: «корпус» фирмы и добавления[10].

«Корпус» фирмы – обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме организации.

Под «добавлением» к «корпусу» фирмы понимается дополнительная информация, которая позволяет отличить одного субъекта хозяйствования от другого, например, киностудия «Беларусьфильм», иностранное торговое унитарное предприятие «Бритиш Американ Тобакко», ЗАО «Серж».

Использованием фирменного наименования (ФН) могут являться:

1) воспроизведение ФН на официальных бланках предприятия, его печатях, штампах, товарах, на упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, печатных изданиях и т.д.

2) отражение ФН в вывеске.

3) указание ФН в подписи, употребляемых в документах владельца, исходящих от предприятия.

4) применение в качестве элемента товарного знака на продукции.

5) применение в рекламных средствах, на ярмарках, производимых владельцем.

Право на фирменное наименование действует бессрочно и согласно п. 2 ст. 1015 ГК РБ его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования через процедуру регистрации нового.

Согласно ст. 1013, 1014 и 1016 ГК РБ, юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, официальных бланках и т.д. Оно может разрешить другому лицу использование своего наименования, выдав при этом ему специальную лицензию и заключив лицензионный договор.

Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и достоинство учредителей (участников) юридического лица.

Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица (п. 1 ст. 1016 ГК РБ).

3) В соответствии с законом Республики Беларусь, «О географических указаниях», принятым 17 июля 2002 года, под географическим указанием понимается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.

Географическое указание как объект промышленной собственности включает в себя понятия «указание происхождения товара» и «наименование места происхождения товара».

Указание происхождения - это наименование, выражениеилизнак, указывающие, что изделие или услуга имеют свое происхождение в стране, регионе или конкретном месте (например, таджикские лимоны, русские меха, русская водка, французские духи). В законе дано следующее определение: «указание происхождения товара - обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара».

Указание места происхождения товара это обозначение, связанное с местом, которое должно быть географически определено, т.е. реально существовать и быть обозначенным.

Указание места происхождения товара является объектом промышленной собственности (т.е. подлежит регистрации или предусматривается иной вид охраны) только в том случае, если у потребителя уже сложилось определенное представление о товаре, его свойствах во взаимосвязи с конкретным географическим местом производства данного товара.

Иными словами, без репутации (в положительном смысле этого слова), закрепившейся за конкретным товаром и обусловленным местом его происхождения, географическое наименование является не чем иным, как просто указанием на место нахождения какого–либо изготовителя или продавца, его адресом, служебной информацией более общего характера.

Местонахождение предприятия это только место, где расположено предприятие, выпускающее определенный товар. Оно никоим образом не должно восприниматься, как указание места происхождения товара.

В соответствии с законом указание происхождения не подлежит государственной регистрации.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности, которые указаны где был изготовлен товар и определяющие его качественные характеристики, например, «Боржоми», «Ессентуки», «Бордо», Минеральная вода «Минская» и т.д.

Из этого следует, что наименование места происхождения товара можно использовать для обозначения товара, особые свойства которого зависят от природных условий данной местности (климатических условий, состава почвы, минеральных ресурсов, используемых для изготовления товара и т. п.) или их сочетания с другими факторами (людским фактором – мастерством работников и секретами производства, передаваемыми от поколения к поколению и т. п.), например, технология изготовления оренбургских пуховых платков.

Наиболее известными в мире НМПТ являются Шампанское и Бургундское вино, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др. В России в качестве примера можно назвать такие НМПТ как вологодское масло, нарзан.

Укажем также, что значительная часть наименований мест происхождения имеет отношение к товарам, свойства которых находятся одновременно в зависимости от природных условий и технологических особенностей изготовления. К этой группе товаров следует отнести вина, сыры, меха, изделия художественных промыслов и многое другое.

Применение на продукции такого обозначения, как наименования места происхождения товаров, способствует её эффективной реализации, поскольку это обозначение приобретает значение сертификата качества, причем, очень высокого и специфического качества товара.

Основанием правовой охраны наименования места происхождения товара является его регистрация патентным ведомством, на основании которой выдается свидетельство о праве пользования указанным наименованием. Оно действует в течение 10 лет, по заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства в патентное ведомство, оно может продляться сроком на 10 лет неограниченное число раз (ст. 1027 ГК РБ).

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами, как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно или главным образом определяются характерными для этого места природными условиями или иными факторами либо их сочетанием.

На основании п.п. 1 и 4 ст. 1025 ГК РБ лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать это наименование на товаре, его упаковке, рекламе и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот. Однако оно не имеет права отчуждать и совершать иные сделки об уступке этого права и предоставлении пользования им на основании лицензии другим физическим или юридическим лицам.

4) Учитывая специфику средств индивидуализации как объектов промышленной собственности, их правовая охрана в основном базируется на применении норм административного и уголовного права. Так, на основании ст. 11.26. Кодекса Республики Беларусь об Административных правонарушениях умышленное использование индивидуальным предпринимателем или сотрудником коммерческой организации товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товаров или услуг с применением предупредительной маркировки о товарном знаке, знаке обслуживания, не зарегистрированном в Республике Беларусь, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься предпринимательской деятельностью.

Более жесткие меры наказания за такие же нарушения предусмотрены ст. 248 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которые предполагают не только штрафные санкции, лишение права занимать определенные должности, а также предусматривают систему наказаний исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, которые определяются исходя из степени вины и объемов причиненного ущерба правообладателям средств индивидуализации.

Статья 1018. Правовая охрана товарного знака

1. Правовая охрана товарного знака на территории Республики Беларусь осуществляется на основании его регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания, или в силу международных договоров Республики Беларусь.

2. Право на товарный знак охраняется государством и удостоверяется свидетельством.

3. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

Статья 1019. Исключительное право на товарный знак

1. Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам.

2. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца.

Статья 1020. Срок действия регистрации

1. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты поступления заявки в патентный орган.

2. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.

Статья 1021. Коллективный знак

1. Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

2. Коллективный знак и право его использования не могут быть переданы.

Статья 1022. Уступка права на товарный знак

Права на товарный знак могут быть уступлены владельцем по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Уступка прав на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Статья 1023. Предоставление лицензии на использование товарного знака

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар осуществит контроль за выполнением этого условия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента | Тема 2. 1 патентная информация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.