КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Почта в Западной Европе
В связи с этим создание письменности можно рассматривать как вторую информационную революцию, которая имела своим следствием ускорение развития культуры, а вместе с нею всего общества. План 1. Письменность. 2. Зарождение почты 3. Почта в Западной Европе 4. Почта в России. 5. Промышленный переворот и его последствия 6. Почта в эпоху индустриализации
ЛИТЕРАТУРА А) Обязательная Островский А.В. История средств связи. Учебное пособие. СПб., 2009. С.20-40. Б) Дополнительная Вигилев А.Н. История отечественной почты. М., 1990. Гоголь А.А., Никодимов И.Ю. Очерки истории развития связи в России. СПб., 1999.
1. Письменность Долгое время информацию передавали непосредственно от одного человека к другому и могли хранить ее только в человеческой памяти. Из этого вытекали два очень важных следствия: во-первых, накопление обществом знаний об окружающем мире было ограничено возможностями человеческой памяти, во-вторых, объем этих знаний во многом зависел от продолжительности жизни отдельных людей. Неслучайно в первобытном обществе люди старшего возраста пользовались особым почетом и уважением. Они были не только воплощением житейской мудрости, но и хранителями жизненного опыта, знаний об окружающем мире. Поэтому именно из их среды прежде всего выбирали главу рода, который у многих народов назывался старейшиной. Когда «старейшина» умирал, вместе с ним «умирали» накопленные им знания. И если он не успевал передать их окружающим, после его смерти многое приходилось начинать сначала. Яркое художественное выражение подобное явление получило в кинофильме немецкого режиссера Вернера Герцига «Стеклянное сердце». Сюжет фильма таков. Где-то глубоко в горах находился и процветал небольшой городок, центром которого являлся стекольный завод. Завод производил чудную посуду. Но секретом ее производства обладал только один мастер, который ни с кем не желал им делиться. И вот мастер умер. Вместе с ним погибли все его знания. Завод пришел в упадок, вслед за ним пришел в запустение весь городок. Поскольку продолжительность жизни в первобытном обществе была невелика, и люди часто становились жертвами диких животных, болезней и стихийных бедствий, подобное происходило неоднократно. И хотя на стадии присваивающего хозяйства, когда человечество было раздроблено на множество рассеянных по планете и изолированных друг от друга племен, периодически происходившая утрата накопленных знаний отдельными коллективами не имела катастрофического влияния на все общества, однако она несомненно сдерживало его развитие. Негативная роль этого фактора начала возрастать, когда на смену племенам пришли государства, объединявшие десятки и сотни тысяч, миллионы людей. Переход от присваивающего хозяйства к производящему и связанное с этим возникновение государства означали переход человеческого общества к новой стадии развития, получившей название цивилизации. Первоначально главную роль в производящем хозяйстве играло сельскохозяйственное производство (животноводство, земледелие), затем – промышленность. Исходя из этого, можно выделить два типа цивилизации: аграрную и индустриальную. Переход к производящему хозяйству сопровождался усложнением хозяйственной и общественной жизни и вел к расширению объема циркулирующей среди людей информации, возрастанию ее значения в жизни общества. Это породило потребность в закреплении, сохранении и накоплении информации, в результате чего возникает письменность. Письмо – фиксация речи, служащая для передачи ее на расстояние и закрепления ее во времени и осуществляемая с помощью начертательных обозначений, выражающих те или иные элементы речи. Самым древним было узелковое письмо, с которым европейцы познакомились в XVI в. в Америке у инков. В древности оно существовало и у других народов, например, в Азии и Африке. Более распространенным являлось рисуночное письмо, на основании которого возникло письмо иероглифическое. На заре цивилизации им пользовались в Африке (египтяне), в Азии (китайцы), в Латинской Америке (майя). Сейчас оно широко распространено в Юго-Восточной Азии. Как и рисунки, иероглифы могут означать целые слова и даже предложения, но в отличие от рисунков имеют лишь условный, символический характер. Рисуночное письмо развивалось по принципу копилки, т.е. чем больше становился объем информации, тем больше требовалось для ее выражения рисунков. Первоначально подобным же образом развивалось и иероглифическое письмо. Именно это явилось одной из причин появления иероглифов, обозначающих отдельные слоги, с помощью которых можно составлять слова. Подобная слоговая система письма использовалась в Микенах II тыс. до н.э., в III - I вв. до н.э. получила распространение в Индии. От нее произошли почти все виды письма, существующие сейчас в Индии и Индокитае. В II тысячелетии до н.э. был изобретен алфавит. Слово «алфавит» происходит от названия двух первых греческих букв «альфа» и «вита» (или бета). В справочной литературе понятие «алфавит» характеризуется как «совокупность графем (букв)», а «графема» как «мельчайшая смыслоразличительная единица письменной речи, соответствующая фонеме в устной речи». Суть этого изобретения заключалась в том, что для каждого произносимого человеком звука было придумано специальное обозначение - буква, которая сама по себе, как и этот звук, ничего не значит, но, используя буквы, можно обозначать произносимые человеком слова. В результате появилась возможность с помощью нескольких десятков знаков записывать любую информацию. Вопрос о возникновении алфавита является дискуссионным. Чаще всего его создателями называют финикийцев. У финикийцев алфавит заимствовали евреи и греки. Греческий алфавит лег в основу латиницы, арабской письменности и славянской азбуки. Если появление языка открыло возможность хранить знания об окружающем мире в объеме человеческой памяти, а также передавать их из поколения в поколение посредством личного, непосредственного общения, то письменность позволила не просто сохранять и накапливать информацию, а делать это в возрастающих в объемах, превышающих возможности человеческой памяти. С этого момента объем накапливаемой обществом информации был поставлен в зависимость не от продолжительности жизни отдельных людей, а от продолжительности существования всего общества. Вместе с тем открылись совершенно новые возможности для передачи, а значит и распространения знаний. Письменность, государство и производящее хозяйство – основные черты той стадии развития общества, которая получила название «цивилизация». Развитие письменности, а значит, накопление и распространение информации, во многом было связано с использованием писчего материала. В Древнем Египте такую роль играл папирус – водное травянистое растение, пригодное не только для изготовления ткани, но и писчего материала. Папирус появился в Египте в конце III тыс. до н.э., затем получил распространение в Средиземноморье и использовался здесь до нашей эры. На Ближнем Востоке долгое время писали на глиняных дощечках. Но поскольку они отличались хрупкостью, их тоже со временем вытеснил папирус. В поисках его заменителя было обращено внимание на шкуры животных. Так появился пергамен или пергамент – особым способом выделанная телячья кожа. Свое название он получил по малоазийскому городу Пергаму, который славился когда-то производством этого писчего материала. Для письма использовали также деревянные дощечки. В Китае на них писали краской, на Руси их покрывали воском и «писали» палочками. Кроме того, на Руси в качестве писчего материала служила береста. Более широкое распространение письменность получила после того, как появилась бумага. Бумагу изобрели в Китае на рубеже нашей эры не позднее II в. н.э. В VI-VIII вв. ее производство получило распространение в Средней Азии, Корее и Японии. В VIII она появилась у арабов. В XI-XII вв. арабы познакомили с ней европейцев. В XII в. ее стали производить итальянцы, в XIII в – немцы, в XIV в – англичане. В XIV-XV вв. ее начали использовать на Руси. И.Гутенберг (ок.1399-1468)
Важную роль в распространении знаний сыграло книгопечатание. Оно тоже было изобретено в Китае, еще в VII в. В XV в. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию в Западной Европе. Распространение знаний привело к появлению и развитию периодической печати, прежде всего газет. Слово «газета» происходит от итальянского слова «gazzetta» – первоначально монета мелкого достоинства. Первая рукописная газета «Куранты» появилась в России в 1621 г., первая печатная – «Ведомости» - в 1702 г. Поскольку долгое время писчий материал был дорог, а население в своей массе являлось неграмотным, возникшая переписка имела главным образом официальный характер, затем появляется деловая и, наконец, личная переписка. По мере того, как расширялся поток корреспонденции, происходило формирование и развитие такого средства связи как почта.
2. Зарождение почты
Что отличает почту от других видов связи? Как считают специалисты, слово «почта» происходит от позднелатинского слова «posita», что когда-то означало остановку или станцию. Следовательно, под почтой первоначально понимали передачу информации из рук в руки как эстафету. Можно принять на веру, что греческие гемеродромы передвигались со скоростью 10 км/час. Однако если это и было так, то скорость их передвижения находилась в обратно пропорциональной зависимости от расстояния, иначе говоря, чем большее расстояние им требовалось преодолеть, тем с меньшей скоростью они могли передвигаться. Чтобы обеспечить их передвижение с максимальной скоростью, необходимо было разделить преодолеваемое ими расстояние на короткие дистанции и организовать передачу информации от одного гонца к другому. В связи с этим следует обратить внимание на то, что в древности (например, в Индии и Китае) одним из атрибутов гонцов были бубенчики, т.е. небольшие колокольчики. Некоторые авторы считают, что с их помощью гонцы давали знать о том, чтобы им уступали дорогу. Однако маловероятно, чтобы в Древней Индии и в Древнем Китае улицы были так запружены людьми, что существовала необходимость в подобной сигнализации. Вероятнее другое. Таким образом гонцы сообщали о своем приближении к эстафетным или почтовым станциям, чтобы те, кому необходимо было передать информацию, к моменту их прибытия были готовы сразу же последовать дальше. Позднее, когда пеших концов заменили конные, колокольчики стали подвешивать к дуге. Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Слово «почта» означает не только учреждение связи, но и пересылаемую корреспонденцию. Поэтому формирование почты как средства связи завершается тогда, когда устная передача информации заменяется письменной, т.е. когда пересылка корреспонденции становится главной функцией почты. Самые ранние сведения о существовании почты датируются концом III тысячелетия до н.э. К этому времени относятся упоминания о существовании службы царских курьеров в Древнем Египте. «Около 2000 г. до н.э., - пишут П. Джеймс и Н. Торп, - египетские фараоны учредили царскую службу курьеров, доставлявшую корреспонденцию сначала по реке, а затем и по суше», причем «приблизительно в 1900 г. до н.э. были установлены эстафетные станции». Во время раскопок в Эль-Амарне были обнаружены остатки архива середины XIV в. до н.э. Среди сохранившихся документов удалось прочитать письма к Тутанхамону. Более ранние следы почтовой корреспонденции сохранились на территории турецкого города Культепе. Здесь археологи раскопали около 16 тысяч глиняных табличек, относящихся к XIX в. до н.э.. Одно из этих самых древних писем гласит: «Я получил твои указания и в тот же день, когда пришла табличка с твоим письмом, дал твоим агентам три мины серебра для покупки свинца. Так что, если ты еще брат мне, верни мои деньги с курьером». Не позднее 1000 г. до н.э. почта возникла в Китае. Судя по всему, первоначально она тоже была пешей. Несмотря на это, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) писал: «…Справедливые деяния распространяются быстрее, чем императорские приказы, передаваемые по эстафете или с курьером». Из этого явствует, что в середине I тыс. до н.э. в Китае тоже существовали эстафетные или почтовые станции. Как уже отмечалось, когда в 490 г. до н.э. грекам понадобилось сообщить о разгроме персов в Марофонской долине, они направили в Афины гонца. Из этого явствует, что в V в. до н.э. греки использовали пеших гонцов даже для передачи экстренной информации. Увеличить скорость передвижения гонца могла только лошадь. Дикая лошадь обитала в индоевропейских степях и была приручена примерно в IV-III тысячелетии до н.э. Однако самые ранние сведения о ее использовании в упряжке относятся к XVI-XIV вв. до н.э., для верховой езды ее стали использовать не ранее XIV в. до н.э.. Но «даже в конце II тысячелетия до н.э., - пишет В. А. Шнирельман, - такие индоевропейские народы как фракийцы, иллирийцы, дорийцы и ахейцы либо вообще не знали верховой езды, либо ездили на лошадях очень редко». Верховая езда получает распространение лишь в I тысячелетии до н.э. Одним из тех народов, которые первыми начали использовать ее для почтовых целей, были персы. Рассказывая о персидском правителе Дарии II, греческий историк Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) писал: «После того, как он установил, какой путь может проделать лошадь днем до того, как ее потребуется кормить, он устроил на соответствующих расстояниях специальные станции, на которых находились лошади и конюхи. Помимо этого, он назначил на каждую из таких станций смотрителя, в обязанности которого входил прием и дальнейшая отправка писем, приют уставших лошадей и людей и отправка свежих. Рассказывают, что доставка не прерывалась также и ночью». «Ничто в мире не передвигается так быстро, как персидские курьеры, - писал другой греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., - ничто не может сбить их скорости на дистанции, которую они должны пройти, - ни снег, ни дождь, ни жара, ни темнота. Первый всадник передает депешу второму, второй-третьему, и та далее, из рук в руки, по всей линии, подобно огню при греческом факельном беге». В результате этого 1600-мильный путь от столицы Персидской империи города Сузы до побережья Эгейского моря они преодолевали за 9 суток. Если учесть, что древнегреческая миля была равна 1,4 км, получается, что скорость доставки персидской почты составляла около 250 км в день. Когда в 330 г. до н.э. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) разгромил Персию, он сохранил ее почту. Через семь лет Александр Македонский умер, его империя распалась, и унаследованная ею от персов почта пришла в упадок. Прошло время и в Средиземноморье возникла новая крупная держава – Римская империя. Она превзошла по своим размерам Персидскую, а поэтому нуждалась в еще более совершенных средствах связи. На Апенинском полуострове сложилась настолько разветвленная транспортная система, что родилась поговорка: «Все пути ведут в Рим». По некоторым данным, в период расцвета Римской империи их общая протяженность превышала 100 тыс. км. Упорядоченный характер почтовая служба приобрела в правление императора Августа (27 г. до н.э.- 14 г. н.э.). При нем на дорогах появились почтовые станции, где можно было отдохнуть и поменять лошадей. Это обеспечивало доставку почты со скоростью 10–15 км/час.. В VII в. в Передней Азии на обломках империи династии Сасанидов, возникло новое государство, в котором получили власть последователи пророка Мухаммеда - Арабский халифат. От столицы халифата Багдада в разные концы империи протянулись дороги, на которых было открыто более 900 почтовых станций. Халиф Абу Джафар Мансур утверждал: «Мой трон держится на четырех столбах и мое владычество на четырех лицах, а именно: безупречном кади (судье), энергичном управляющем полицией, честном министре финансов и преданном почтмейстере, осведомляющем меня обо всем». Существует мнение, что почтовая служба продолжала существовать и после распада Арабского халифата в XI в., пока не была разрушена в результате завоевания Тимура 1400 г. К тому времени была создана другая более разветвленная почтовая связь. В середине XIII в. возникла Монгольская империя, границы которой протянулись от Центральной Европы до Тихого океана. Посетивший ее во второй половине этого столетия итальянец Марко Поло в своих записках сравнил монгольскую почту с персидской и привел поражающие наше воображение цифры. Если верить ему, по всей империи было создано около 10 тысяч почтовых станций, которые обслуживало 200-300 тыс. лошадей. Среднее расстояние между почтовыми станциями составляло около 25 миль, 40 км. Это значит, что длина почтовых дорог достигала 400 тыс. км. Факт представляющийся невероятным. В XIV в. Монгольская империя вступила в период раздробленности. Как следствие этого распалась прежняя почтовая служба. Но не везде. В Китае она продолжала существовать и после изгнания завоевателей. Наряду с пешей и конной почтой в древности возник еще один вид почтовой связи. Было замечено, что голуби обязательно возвращаются в свои гнезда, куда бы их не занесли. К этому следует добавить, что голубь способен развивать скорость до 60-70, а по некоторым данным, и более 100 км/час, что намного превосходит скорость передвижения не только пешего гонца, но и всадника. Эти качества голубей человек стал использовать для передачи с их помощью экстренной корреспонденции. Наиболее ранние упоминания о прирученных голубях относятся примерно к 2000 г. до н.э. (шумеры), а первый известный факт использования почтовых голубей - к XII в. до н.э. (егитяне). Почтовых голубей использовали древние греки и древние римляне, арабы, китайцы, турки, китайцы и европейцы. Во время Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. с помощью голубей осажденный Париж поддерживал связь с внешним миром. В годы Второй мировой войны Великобритания имела почти полмиллиона почтовых голубей. Имеются сведения, что в экстренных случаях в Японии голубиная почта использовалась даже в конце XX в.
В годы кризиса Римской империи III-V вв. ее почта пришла в упадок. Прекратили действовать почтовые станции, травой заросли многие дороги. Франкский король Хлодвиг I (465-511) попытался хотя бы частично сохранить римскую почту, но после того как в IX в. при Карле Великом созданная его потомками империя распалась, единая почта на ее территории окончательно прекратила свое существование. С этого времени самой разветвленной становится папская почта, поскольку Ватикан поддерживал связи со всеми епархиями в Европе. Своя почта существовала у монастырей и рыцарских орденов. Возникает и получает распространение почтовая связь между университетами. В XII-XIII вв. по Западной Европе прокатилась волна городских революций. Почти все более или менее крупные города получили независимость от феодалов и учредили самоуправление. Для общения между собою они создали свою, городскую или муниципальную почту. Особой подвижностью в средние века отличались скупщики скота, которые находились в постоянных разъездах. Некоторые горожане стали использовать их для пересылки почтовой корреспонденции. Так возникла «почта мясников», просуществовавшая до XVII в.. В XV в. во Франции была учреждена королевская почта. Она начала оказывать услуги частным лицам и с 1598 г. стала общедоступной. В связи с этим монастырская, рыцарская, муниципальная, университетская почта и «почта мясников» утратили прежнее значение. А в 1719 г. Людовиг XV ввел государственную монополию на почтовые услуги. Самым обширным западноевропейским государственным образованием на протяжении всего средневековья была Священная Римская империя. Она включала в себя десятки крупных и мелких государств Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Испании и Италии. Поэтому здесь проблема почтового сообщения имела гораздо большее значение, чем в других частях Европы. Франц I Таксис
В конце XV – начале XVI в. возникла почтовая компания «Турн и Таксис», которая просуществовала два с половиной века и постепенно связала между собою все государства, входившие в состав Священной Римской империи. Королевская власть в Пруссии выкупила у Таксисов их почтовую службу только в 1867 г. В Испании королевская власть взяла в свои руки почтовую службу в начале XVIII в., в Голландии – в середине XVIII в., в Швейцарии – в конце XVIII в. В Северной Америке до революции почта подчинялась генеральному почтамту в Лондоне, после возникновения Соединенных Штатов Америки - федеральному правительству. В Англии долгое время почта принадлежала семейству Р. Аллана и его потомкам. В конце XVIII в. она тоже перешла в руки государства В средние века почта в основном обслуживалась конными гонцами. И только в XV-XVI вв. их заменили специальные почтовые кареты. Слово карета произошло от слова «каруцци». Так в Древнем Риме называли крытые повозки Возрастание количества адресатов привело к появлению почтовых ящиков. По некоторым данным, привилегия на устройство первых почтовых ящиков была выдана во Франции в 1653 г. рэкетмейстеру или сборщику податей Людовика XIV Ренуару де Виллайе. В 1771 г. почтовые ящики появились в Вене, в 1776 г. в Берлине, в 1829 г. – в Копенгагене, 1848 г. в Москве и Петербурге, в 1855 г. – в Швеции. Существует мнение, будто бы уже в середине XV в. во Франции скорость доставки корреспонденции достигала 150 км в сутки, а в Германии конца XVII в. – 200 км. Однако, вероятнее всего, приведенные цифры характеризуют скорость экстренной доставки корреспонденции. Как только появилась переписка, возникло стремление скрыть или засекретить сообщаемую информацию. «Уже в исторических документах древних цивилизаций – Индии, Египта, Месопотамии – пишет автор книги «История шифровального дела в России» Т. Соболева, - имеются сведения о системах и способах составления шифровального письма». В 855 г. появилась первый известный нам труд, посвященной шифровальному искусству - «Книга о большом стремлении человека разгадать загадки древней письменности». Кодируя или же шифруя свою собственную корреспонденцию, государство начинает проявлять интерес к личной переписке. Так возникла перлюстрация. Отдельные случаи перехвата и вскрытия чужих писем имели место всегда. В XVII в. знаменитый А. Ж. Ришелье учредил во Франции первые «черные кабинеты», т.е. специальные государственные учреждения, на которые была возложена обязанность следить за личной перепиской. У Франции это нововведение заимствовали другие государства. 4. Почта в России Когда и как возникла почта в нашей стране, мы не знаем. А.Н. Вигилев считает, что она появилась «в последней четверти IX» вместе с возникновением Киевской Руси. Поэтому называет ее «одной из древнейших в Европе» и утверждает, что «в один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании». Если иметь в виду использование гонцов, то, как уже отмечалось, этот способ связи у всех народов существовал еще в древности. Если же иметь в виду пересылку корреспонденции, то она могла возникнуть не раньше появление письменности. И хотя некоторые авторы утверждают, что у восточных славян существовала письменность, это - не более чем гипотеза, доказать которую до сих пор не удалось. Более убедительным представляется мнение, согласно которому письменность на Руси получила распространение вместе с христианством. Не случайно в ее основе лежит тот алфавит, который был составлен около 863 г. христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. А поскольку крещение Руси произошло 988 г., то распространение древнеславянской письменности и пересылку корреспонденции на Руси можно датировать не ранее конца X – начала XI в. Первоначально в качестве писчего материала служили вощеные дощечки, береста и пергамент. Но вощеные дощечки не могли использоваться для переписки, а пергамент для этой цели был очень дорог. Поэтому, вероятнее всего, в Киевской Руси почта находилась в самом зачаточном состоянии. Ситуация начинает меняться с XIII в., когда русские земли были захвачены татаро-монголами, которые попытались распространить на Русь свою почтовую систему. Именно в это время появилась такая повинность, как ямская гоньба.
Видимо, тогда возникло слово «ямщик». Как считал В. Радлов, слово «ям» пришло на Русь из тюрского языка и его наречий, где слово «jam» означает «почтовая станция». Это же мнение разделял М. Фасмер, который вслед за В. Радловым обратил внимание на то, что «ямщик» по турецки – это «jamcy». По другим данным, слово «ям» происходит от монгольского «дзям» - дорога. Впервые ямская повинность на Руси упоминается в летописях под 1267 г.. Однако пересылка корреспонденции могла получить сколько-нибудь значительное распространение только в XIV-XV в., когда в русских княжествах появилась бумага. Постепенно она вытеснила пергамент и к началу XVI в. превратилась в основной писчий материал. Именно к этому времени относятся все виды переписки: официальная, деловая и личная. Развитие почты происходило одновременно с ликвидацией феодальной раздробленности и объединением русских земель вокруг Москвы. Первоначально руководство ямской гоньбой находилось в руках казначея великого князя, затем для руководства ею была создана специальная «ямская избы», переименованная позднее в Ямской приказ. В 1618-1619 и в 1625-1328 гг. его возглавлял князь Дмитрий Пожарский, прославившийся как руководитель ополчения, изгнавшего в 1612 г. из Москвы польских захватчиков. К XVII в. ямами были соединены с Москвою все главнейшие города: Архангельск, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Смоленск и т.д. Заслуга создания регулярной почты принадлежит руководителю Посольского приказа А.Л. Ордин – Нащокину. В 1665 г. для пересылки государственных бумаг и частной корреспонденции за границу был открыт почтовый маршрут Москва – Рига. В 1667 г. начала действовать почтовая линия: Москва, Смоленск, Вильно, в 1696 г. была установлена регулярная почтовая связь между Москвой и Архангельском, в 1700 между столицей и Воронежом. Г.К. Котошихин сообщает, что к середине XVII в. ямщики жили целыми слободами: «А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40, и по 50, и по 80, и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40, и по 60, и по 60, и по 90, и по 100 верст и больше». В 1703 г. был заложен новый город Санкт-Петербург. После того, как в 1712 г. он стал столицей, между Москвой и Петербургом тоже начала действовать регулярная почтовая связь. В 1714 г. в столице на большом лугу (Марсово поле) появилось здание первого Петербургского почтамта. В 1716 г. было построено новое здание почтамта - на месте нынешнего Мраморного дворца. Третье здание со времен Анны Иоановны находилось недалеко от Дворцовой площади. Наконец, в 1782-1789 гг. почтамт возвели в переулке, который сейчас называется Почтамтским. 1717 г. подводная повинность была разделена на почтовую и ямскую. За ямщиками закрепили пассажирские перевозки, перевозка почтовой корреспонденции превратилась в самостоятельную службу. В 1719 г. почтовые станции были устроены во всех «знатных городах» России. В 1722 гг. Петр I ввел должность генерал-почт-директора. О том, какое тогда ей придавалось значение, свидетельствует тот факт, что первым генерал-почт-директором стал вице-канцлер П.П. Шафиров (1669-1739).
(1669-1739)
Уже на следующий год П.П. Шафиров создал центральное почтовое управление и четыре местные конторы, которые позднее на немецкий манер стали именоваться почтамтами. Была установлена единообразная поверстная такса на письма и посылки. В 1740 г. появился указ об учреждении почты во всех губерниях и провинциях. К середине XVIII в. протяженность почтовых дорог достигла 16,5 тыс. верст. Если учесть, что к этому времени Россия протянулась с Запада на Восток более чем на 10 тыс. км., станет очевидно, что протяженность почтовых дорог была не велика. В 1758 г. Елизавета I учредила Почтовый департамент. Первоначально он входил в состав Коллегии иностранных дел, в 1781 г. был передан Сенату, в 1802 – Министерству внутренних дел. В 1830 г. Почтовый департамент преобразовали в Главное управление почт, на основании которого в 1865 г. возникло Министерство почт и телеграфов. Однако в 1868 г. его снова «разжаловали» в департамент и вернули в Министерство внутренних дел, в составе которого он находился вплоть до 1917 г.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |