Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение индустриализации

План

Итоги третьей информационной революции

Лекция 8

1. Завершение индустриализации.

2. Итоги и перспективы глобализции

 

Литература

А) Обязательная

Островский А.В. История средств связи. Учебное пособие. СПб., 2009. С.159-167.

Б) Дополнительная

Бокарев Ю.П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе. 1970-1980-е годы. М., 2007.

Белова Л.Г., Стриженко А.А. Информационное общество. Трансформация экономических отношений в мировой экономике. М., 2007.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М,. 1995

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогноза. М., 1999.

Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2,0. СПб., 2002.

Информационное общество: информационная война, информационное управление, информационная безопасность. СПб., 1999

Окинавская хартия Глобального информационного общества. 20 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. №8. С.51-56.

Островский А.В. История цивилизаций. Учебник. СПб., 2000.

Рассматривая основные тенденции развития общества, Д. Рисман еще в 1958 г. сделал вывод о том, что после Второй мировой войны общество вступило в новую фазу развития, которую он назвал постиндустриальной. Развивая эту точку зрения, Д. Белл выступил в 1962 г. с докладом «Постиндустриальное общество: гипотетический взгляд на США в 1985 г. и далее».

Так в 1960-1970-е годы появилась и стала разрабатываться концепция постиндустриального или информационного общества. Согласно этой концепции, развернувшаяся после Второй мировой войны научно-техническая революция привела к тому, что промышленность начала утрачивать в жизни общества свою ведущую роль, а главную роль начала играть сфера услуг и прежде всего средства коммуникации.

Однако создание названной концепции – это пример того, как нельзя обращаться с историческим материалом. Поскольку речь идет об утрате промышленностью своей ведущей роли, прежде всего следует поставить вопрос, а когда она начала играть такую роль?

Как мы видели, процесс индустриализации развернулся под влиянием промышленного переворота, который начался в Англии в конце XVIII в. Поскольку суть индустриализации заключалась в отделении промышленности от сельского хозяйства и превращении ее в ведущую отрасль экономики, то о завершении индустриализации может идти речь только с того момента, когда в сферу промышленного производства оказалось втянуто более половины всего трудоспособного населения.

А поскольку сельское хозяйство в основном было сосредоточено в деревне, а промышленность в городе, о перераспределении населения между двумя этими отраслями экономики можно судить на основании данных о развитии процесса урбанизации.

Долгое время основная масса населения жила в деревне, и именно деревня определяла облик всего общества. К началу XIХ в. в городах проживало лишь 3 % населения планеты, причем не существовало ни одного города с населением более 1 млн чел. Развитие промышленного переворота имело своим следствием перераспределение населения между городом и деревней в пользу города. Через 100 лет, к началу ХХ в. удельный вес городского населения хотя и увеличился почти в 5 раз, но составил всего лишь 15 %. И только к концу XX века соотношение городского и сельского населения выровнялось.

Это дает основание утверждать, что процесс индустриализации завершился только к концу прошлого столетия. Следовательно, два века, истекшие с начала промышленного переворота в Англии, были временем перехода от аграрной экономики к экономике индустриальной, временем, когда в результате разрушения основ старого аграрного общества происходило формирование нового индустриального общества, имеющего иные средства коммуникации, иную систему распределения, другую классовую структуру, поголовную грамотность и т. д.

Откуда же взялась концепция постиндустриального общества?

Она была создана на основе анализа тех перемен, которые к середине XX века обнаружились в США и некоторых других странах так называемого «золотого миллиарда», где численность промышленного населения сначала тоже возрастала, а после Второй мировой войны начала сокращаться.

Одновременно с этим в экономике США и других ведущих стран стала возрастать доля сферы услуг. Когда доля услуг в ВВП США увеличилась с 30 до 70%, «было объявлено о построении «постиндустриального общества».

Но ведь Северная Америка, Западная Европа и Япония – это не все общество.

В то время, как в странах «золотого миллиарда» действительно наметилась тенденция сокращения роли промышленности, в странах третьего мира произошло возрастание ее роли. Поэтому на самом деле мы видим не падение роли промышленного производства, а перемещение его в другие страны и складывание нового территориального разделения труда.

В то же время необходимо иметь в виду, что формирование индустриального общества сопровождалось культурной революцией. Если в конце XVIII в. грамотность вряд ли превышала 5% населения планеты, то к концу XX в. она превысила 80.

Более того, во всех ведущих капиталистических странах во второй половине XX столетия было введено всеобщее среднее образование. Рост образования с одной стороны был связан с возросшим спросом на специалистов разных профессий, а с другой стороны, одной из пружин роста спроса на информацию, в результате чего произошел самый настоящий информационный взрыв.

С 1450 по 1950 г. было издано 300 млн. книг, в среднем около 600 тыс. в год. Следующие 300 млн. книг были изданы уже за 25 лет, что дает в среднем 12 млн. в год. На рубеже 80–90‑х гг. ежегодно издавалось 7 млрд. страниц печатного текста.

В 1800 г. в мире существовало всего лишь 100 наименований различных научных журналов по всем отраслям науки. Через 50 лет, в 1850 г., количество научных журналов увеличилось почти в 10 раз и достигло 1 тыс. наименований. Еще через полвека, к 1900 г., этот показатель увеличился до 10 тыс., к 1950 - до 100 тыс. [Кувалкин2]

О темпах расширения объема научной информации во 2-й половине ХХ в. свидетельствуют следующие данные. К 1960 г. было опубликовано почти 100 млн. научных работ, в том числе 30 млн. книг и 13 млн. патентов.

Это и стало одним из факторов, стимулировавших перемены в средствах связи, в том числе компьютерную революцию. Поэтому революция в средствах связи представляла собою лишь одно из направлений в создании индустриального общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Всемирная паутина | Итоги и перспективы глобализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.