КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Система современных международных отношений
Вопросы для самопроверки 1. Какова природа политической идеологии? 2. Что является определяющим в идеологии: - Либерализма; - Консерватизма; - Марксизма; - Демократического социализма; - Религии. 3. Какие идеологии распространены в РБ? Цель: дать понятие международных отношений, раскрыть функции и место их в международной политике План: 1. Международные отношения: понятие сущность, современные тенденции. 2. Международная власть, ее институты. 3. Внешняя политика: сущность, средства, функции. Литература: 1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 587-630. 2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 375-389. 3. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 512-570. 4. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 397-424. 5. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 571-685.
1. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей между основными субъектами мирового сообщества.
Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности международных отношений: - биологический, когда сторонники исходят из «инстинктивной агрессивности», вытекающего и прирожденного эгоизма людей; - психологический, объясняющий международные отношения эмоциональным состоянием людей, лидеров, военных; жаждой стресса; - объективистский подход, когда в основу международных отношений кладутся «объективные интересы» стран, народов. Система международных отношений начинает складываться в 17 в. (1648г.). В результате окончания тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира. Главный смысл его заключался в том, что европейские государства, осознав сходство своих интересов, решили объединиться в международное сообщество для обсуждения политических намерений каждого из них и всех вместе. Было санкционировано отделение протестансткой церкви от католической. Была признана самостоятельность германских княжеств. В результате сложилась государственно-центристкая модель мира. В 19 веке после разгрома наполеоновской Франции сложилась Венская система международных отношений (Европейский Концерт). После 1 мировой войны сформировалась Версальско-Вашингтонская система международных отношений. В результате 2 мировой войны – Ялтинско-Потсдамская. Теоретические школы в международных исследованиях: - реализм (неореализм), либерализм (неолиберализм) неомарксизм и постмодернизм. Основные позиции: - реализм (неореализм) исследуют проблемы вооруженного противостояния и безопасности, баланс сил; - борьба за власть и лидерство в международных отношениях; - баланс сдерживания (устрашения), роль международного права и организации, демократизация, марксизм (неомарксизм), создает мир - системную теорию, опирающуюся на идею о противоречиях между империализмом и другими странами (страны золотого миллиарда и остальной мир). Постмодернизм исходит из сложности и противоречивости мира и что прежние модели не работают. Если представители других теорий стремятся объяснять действительность, то постмодернисты активно пытаются изменить ее.
Международные отношения отличаются от других тем, что: § они охватывают широкую и сложную область жизни международного сообщества; § в них нет центрального ядра власти и управления, а существует полицентризм и полииерархия; § в них преобладание разъединяющих факторов над объединяющими; § одновременность многих взаимодействий и случайных событий, влияющих на международные отношения.
Главными субъектами международных отношений являются государства; Международные (межправительственные и правительственные) организации; многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных и других отношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений. Международные отношения различаются по типам, формам, уровням. Выделяются традиционный и современный тип М.О., отношения противостояния и сотрудничества, равноправные и неравноправные. На основании других критериев можно выделить иные типы: § гомогенные (феодальные, капиталистические), т.е. однородные; § итерогенные (смешанные); § соперничества и сотрудничества, приводящие к различным состояниям этих отношений враждебность, конфликт, спор, сотрудничество, дружба, союз.
Политологи выделяют виды международных отношений: § политические, военно-стратегические; § экономические, социальные (общественные); § культурные, идеологические, научно-технические. Важнейшим их них являются политические и военно-стратегические. Они реализуются в виде военно-политических союзов, блоков. Формы международных отношений различных организаций: § глобальные; § региональные; § отраслевые. Уровни международных отношений: § глобальный; § надрегиональный; § региональный; § двусторонний.
В международных отношениях выделяют международную (интернациональную) политику – это деятельность всех международных организаций, а так же все отношения и действия политических систем на международной арене. § Международная политика отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел, а также организации Мирового сообщества). § Наднациональная (супранациональную) политика, политика, возникающая в результате интеграции и передачи некоторых функций наднациональным органам. § Мультинациональная политика – совместная деятельность нескольких субъектов или государства (ОБСЕ, ОАЕ), ее субъекты, действующие согласованно национальные государства. § Транснациональная политика – это деятельность негосударственных субъектов (партий, профсоюзов, различных организаций). § Внешняя политика – это деятельность или бездеятельность государства по отношению к другим странам.
Субъекты, действующие на международной арене, находятся в сложном взаимодействии и образуют систему международной политики. Основные тенденции современных М.О.: § переходный характер современного состояния М.О., становление нового международного порядка; § рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов; § возрастание роли НТП и НТР на взаимодействие государства.
Итак, Международные отношения – это сложная система, охватывающая все международные явления, события, процессы. Это – механизм корректировки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.
Для осуществления внешнеполитической деятельности создается специальный механизм. Система органов внешних отношений: § внутригосударственные органы (президент, парламент, правительство, МИД); § зарубежные органы: а.) постоянные (посольства, консульства, постоянные представительства, миссии); б.) временные (делегации, участие в различных международных конференциях, совещаниях и наблюдатели). 2. Международные отношения и международная политика осуществляются с помощью специального механизма в виде международной власти, которая воплощает волю мирового сообщества. Она опирается на военный, экономический, социальный, информационный, идеологический потенциал, объединившихся государств. Она способна влиять на поведение участников, а также принуждать их к соблюдению выработанных совместно норм, контролировать динамику международных отношений.
Институты международной власти: § правительственные общественно-политические организации, способные принимать решения обязательные для всех членов Сообщества. Это ООН, Совет Безопасности и т.д.; § неправительственные организации.
В основе реализации Международных отношений лежат принципы: § принуждения; § консенсуса.
Международная власть легитимна, т.к. она опирается на принципы и нормы признанные мировым сообществом, на цивилизованность взаимоотношений и т.д. Эта сторона международной власти еще оспаривается некоторыми субъектами М.О.
Международные организации соответствуют уровню М.О. и в связи с этим делятся на глобальные (ООН, Совет Безопасности, Юнеско, МОТ, ВОЗ и т.д.). - надрегиональные – Движения неприсоединения, зеленых (Гринпис); - региональные (ЕЭС, ЕС, НАТО, СНГ и др.). В основе деятельности международных организаций лежит международное право, Международные соглашения, пакты, декларации.
3. В деятельности государства различают внутреннюю и внешнюю политику, находящиеся в сложном взаимодействии, но их цели совпадают, т.е. они призваны решать одну задачу – обеспечивать сохранение и упрочнение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется в иных условиях. Итак, внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации. В основе внешней политики лежат национальные интересы.
Виды внешней политики: § пассивная внешняя политика, она присуща слабым государствами, вынужденным приспосабливаться; § агрессивная внешняя политика, заключающаяся в стремлении приспособить или принудить к изменению политики других государств; § активная внешняя политика заключается в поиске равновесия между внутренней и внешней политикой; § консервативная внешняя политика, заключается в защите любыми средствами достигнутого равновесия. Цели внешней политики обусловлены общественно-политическим режимом, формой правления, историей, традицией, геополитическим положением. Они заключаются в: § обеспечении благоприятных внешних условий проводимого внутреннего политического курса; § наращивании политического и экономического могущества государства; § обеспечении национальной безопасности; § реализации внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений. Функции внешней политики: § охранительная; § представительно-информационная; § идеологическая; § координация усилий государств по решению глобальных проблем; § торгово-организаторская.
Средства и методы: § информационно-пропагандистские (СМИ); § политические; § экономические; § военные; § устойчивые (территория, климат, геополитическое положение, ресурсы); § переменные (направления и концепции внешней политики).
Субъекты внешней политики: § государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов; § должностные лица – глава государства, парламента, правительства.
Смотри Приложение 13.
Вопросы для самопроверки: 1. Обознаться вехи в становлении системы международных отношений? 2. Каковы особенности современных отношений? 3. Каковы особенности внешней политики? 4. Назовите функции, средства и методы внешней политики?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |