КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соглашения о графических обозначениях
Сейчас можно полностью объяснить графические символы, использованные на рис. 14.8. Звездочкой отмечаются отложенные компоненты или классы:
FIGURE* display* perimeter* -- На уровне класса OPEN_FIGURE на рис. 14.8
Знак плюс означает "эффективный" и им отмечается эффективизация компонента:
perimeter+ -- На уровне POLYGON на рис. 14.8
Чтобы указать, что класс эффективный, можно отметить его знаком +. По умолчанию, неотмеченный класс считается эффективным, так же как в текстовом виде объявление class C без ключевого слова deferred означает, что класс эффективный. Можно присоединять одиночный плюс к компоненту для указания того, что он стал эффективным. Например, компонент perimeter появляется как отложенный и, следовательно, имеет вид perimeter* в классе CLOSED_FIGURE. Затем на уровне POLYGON для этого компонента дается реализация и он отмечается в этом классе как perimeter+. Наконец, два знака плюс отмечают переопределение:
perimeter++ -- На уровне RECTANGLE и SQUARE на рис.14.8
Что делать с отложенными классами?
Присутствие отложенных элементов в системе вызывает вопрос: "что случится, если компонент rotate применить к объекту типа FIGURE?" или в общем виде - "можно ли применить отложенный компонент к прямому экземпляру отложенного класса?" Ответ может обескуражить: такой вещи как объект типа FIGURE не существует - прямых экземпляров отложенных классов не бывает. Правило отсутствия экземпляров отложенных классов Тип создания в процедуре создания не может быть отложенным. Напомним, что тип создания - это тип x, для формы create x, и U для формы create U x. Тип считается отложенным, если таков его базовый класс. Поэтому вызов конструктора create f некорректен и будет отвергнут компилятором, если типом f будет один из отложенных классов: FIGURE, OPEN_FIGURE, CLOSED_FIGURE. Это правило устраняет опасность ошибочных вызовов компонентов. Отметим однако, что даже, если тип сущности f отложенный, то допустима явная форма процедуры создания - createRECTANGLE f, поскольку здесь типом создания является эффективный потомок FIGURE - класс RECTANGLE. Мы уже видели, как этот прием используется в многовариантной процедуре создания для объектов класса FIGURE, которые, в зависимости от контекста, будут экземплярами эффективных классов RECTANGLE, CIRCLE и др.Может показаться, что это правило ограничивает полезность отложенных классов, делая их просто синтаксической уловкой для обмана системы статических типов. Это было бы верно, если бы не полиморфизм и динамическое связывание. Нельзя создать объект типа FIGURE, но можно объявить полиморфную сущность этого типа, а затем использовать ее, не зная точно, к объекту какого типа она присоединена в конкретном вычислении:
f: FIGURE ... f:= "Некоторое выражение эффективного типа, такого как CIRCLE или POLYGON" ... f.rotate (some_point, some_angle) f.display ...
Такие примеры являются комбинацией и кульминацией уникальных средств абстракции ОО-метода таких, как классы, скрытие информации, единственный выбор, наследование, полиморфизм, динамическое связывание, отложенные классы (и, как будет видно дальше, утверждения). Вы манипулируете объектами, не зная точно их типов, задавая только минимум информации, необходимой для требуемых операций. Имея надежный штамп контролера типов, удостоверяющий согласованность вызовов этих операций с их объявлениями, можно рассчитывать на большую силу - динамическое связывание, которая позволяет применять корректную версию каждой операции, не зная точно, что это за версия.
Задание семантики отложенных компонентов и классов
Хотя у отложенного компонента нет реализации, а у отложенного класса либо нет реализации, либо он реализован частично, часто требуется задать их абстрактные семантические свойства. Для этой цели можно использовать утверждения. Как и другие классы, отложенный класс может иметь инвариант, а у отложенного компонента может быть предусловие, постусловие или оба эти утверждения. Рассмотрим пример линейных списков, описанных независимо от конкретной реализации. Как и для многих других структур такого рода, удобно связать с каждым списком курсор, указывающий на текущий активный элемент. Рис. 14.9. Список с курсором Этот класс является отложенным:
indexing description: "Линейные списки" deferred class LIST [G] feature -- Access count: INTEGER is -- Число элементов deferred end index: INTEGER is -- Положение курсора deferred end item: G is -- Элемент в позиции курсора deferred end feature - Отчет о статусе after: BOOLEAN is -- Курсор за последним элементом? deferred end before: BOOLEAN is -- Курсор перед первым элементом? deferred end feature - Сдвиг курсора forth is -- Передвинуть курсор на одну позицию вперед. require not after deferred ensure index = old index + 1 end ... Другие компоненты... invariant non_negative_count: count >= 0 offleft_by_at_most_one: index >= 0 offright_by_at_most_one: index <= count + 1 after_definition: after = (index = count + 1) before_definition: before = (index = 0) end
Здесь инвариант выражает соотношения между разными запросами. Первые два предложения утверждают, что курсор может выйти за границы множества элементов не более чем на одну позицию слева или справа. Рис. 14.10. Позиции курсора Два последних предложения инварианта можно также представить в виде постусловий: ensure Result = (index = count + 1) для after и ensure Result = (index = 0) для before. Такой выбор всегда возникает при выражении свойств, включающих только запросы без аргументов. Я предпочитаю использовать предложения инварианта, рассматривая такие свойства как глобальные свойства класса, а не прикреплять их к конкретному компоненту.Утверждения о forth точно выражают то, что должна делать эта процедура: передвигать курсор на одну позицию. Поскольку курсор должен оставаться в пределах списка элементов плюс две позиции "меток" слева и справа, то применение forth требует выполнения условия not after, а результатом будет, как сказано в постусловии, увеличение index на один. Вот другой пример - наш старый друг стек. Нашей библиотеке потребуется общий класс STACK [G], который будет отложенным, так как он должен покрывать всевозможные реализации. Его собственные потомки, такие как FIXED_STACK и LINKED_STACK, будут описывать конкретные реализации. Одной из отложенных процедур класса STACK является put:
put (x: G) is -- Поместить x на вершину. require not full deferred ensure not_empty: not empty pushed_is_top: item = x one_more: count = old count + 1 end
Булевские функции empty и full (также отложенные на уровне STACK) выражают свойство стека быть пустым и заполненным. Только с помощью утверждений отложенные классы достигают своей полной силы. Как уже отмечалось (хотя детали появятся через две лекции), предусловия и постусловия применимы ко всем переопределениям процедуры. Это особенно важно в отложенном случае: в нем такие утверждения будут ограничивать все допустимые реализации. Таким образом, приведенная спецификация ограничивает все варианты put в потомках класса STACK. Благодаря использованию утверждений, можно сделать отложенные классы достаточно информативными и семантически богатыми, несмотря на отсутствие у них реализаций. В конце этой лекции мы вновь обратимся к отложенным классам и исследуем глубже их роль в процессе ОО-анализа, проектирования и реализации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |