КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономический кризис на рубеже XVI – XVII вв
Регламентация искусства церковью и государством Декоративно-прикладное искусство Центром прикладного творчества была Москва, где в царских и митрополичьих мастерских собирались лучшие ремесленники страны. Поразительно разнообразие ремесел того времени: резьба по дереву, художественное шитье (серебром и золотом с драгоценными камнями), медное литье, серебряное дело, чеканка, эмаль, литье колоколов. Особенно прославились русские оружейные мастера успехами в изготовлении тяжелых пушек весом в несколько тонн. Такие орудия использовались при взятии крепостей и стреляли чугунными или свинцовыми «пулями». Каждая тяжелая пушка имела свое имя – Медведь, Свиток, Онагр, Аспид, Лев и т.д. Но самым известным оружейником XVI в. стал мастер Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, весящую 40 т и имеющую внутренний диаметр ствола около метра. Русская православная церковь всегда стремилась к регламентации творчества и в первую очередь к подчинению определенным канонам живописи. Подавляющее большинство людей средневековой Руси не знало грамоты, поэтому «вольномыслие» в книге было обращено к небольшому кругу грамотных, а в иконе — к массам людей. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о создании специальных трафаретов для изображения отдельных святых и композиций. Художники обязаны были создавать свои произведения, используя как образец старинные изображения, в частности творения Андрея Рублева. Разумеется, это исключало практически всякое творчество, что отрицательно сказалось на развитии живописи. Однако процесс накопления новых элементов полностью остановить было нельзя, и в творчестве посадских мастеров Среднего Поволжья заметны свежие веяния, отчетливо проявившиеся в следующем веке. Социально–экономический кризис, поразивший Россию на рубеже XVI — XVII вв., был вызван целым рядом причин. Опричное разорение и террор, 25-летняя Ливонская война и спровоцированный ею рост налогов и повинностей, набеги крымских татар, эпидемии опустошили Россию, особенно ее центральные и северо-западные области. Так, в Новгороде Великом в конце XVI в. проживало только 20% от населения середины века; Новгородские земли запустели более чем на 80%. В Тверском уезде осталось только 30% жителей, а в Московском уезде обрабатывалось лишь 17% пахотных земель. В целом по стране цены на хлеб выросли в 4 раза. Большинство выживших крестьян и многие горожане уходили в южные уезды (Тульский, Орловский, Курский, Епифанский и др.), а также записывались в казаки на Дону и Урале. Некоторые бежали даже в Сибирь или Литву. Многие помещики разоренных территорий полностью лишились крестьян. Они либо пытались сами обрабатывать землю, либо становились боевыми холопами у бояр или вынуждены были становиться казаками. Так как дворянское ополчение составляло основу русской армии, тяжелое положение помещиков серьезно подрывало обороноспособность государства. Чтобы спасти ситуацию, правительство пошло на дальнейшее закрепощение крестьян. В начале 1580-х гг. началась перепись пахотных земель, а в 1581 г. Иван IV Грозный издал указ о «заповедных летах». «Заповедными» называли годы, в которые крестьянам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Поначалу эта мера рассматривалась как временная, но постепенно превратилась в постоянную. В 1592 г. были составлены писцовые книги, фиксировавшие, к какой земле и какому хозяину приписаны крестьяне. Несмотря на эти меры, бегство крестьян продолжалось. С 1597 г. был установлен 5-летний срок розыска беглых, получивший название «урочные лета». Впоследствии этот срок был увеличен до 10, затем до 15 лет, а по условиям Соборного Уложения 1649 г. розыск беглых стал бессрочным, что означало окончательное прикрепление крестьян к земле. Лекция 7. Часть 2. (Европа)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |