Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чередование видов деятельности по Эльконину




Теория деятельности.

После того, как Выготский высказал свою гипотезу о системном и смысловом строении сознания, был проведен эксперимент психологами Харьковской психологической школы. А.В. Запорожец, работая с глухими детьми в Харькове, показал, что у глухого ребенка, для которого речевое общение затруднено, возможно сформировать настоящие понятия, и в основе формирования понятий лежит предметно-практическая деятельность ребенка. Так, в начале 30-х годов вошло понятие «деятельность».

А.Н. Леонтьев выдвинул концепцию ведущей деятельности, согласно которой в каждой возрастной ступени есть своя ведущая деятельность.

Концепция учебной деятельности была подробно разработана Элькониным и Давыдовым.

Лисина изучала развитие ребенка в младенческом возрасте. Он выделила свою ведущую деятельность на этом этапе – эмоционально-непосредственное общение. В первое полугодии общение носит ситуативно-личностных характер, а во втором – ситуативно-деловой.

Последователи Леонтьева так же ввели Интимно-личностное общение, как ведущую деятельность в подростковом возрасте.

Но как переходит переход от одного вида к деятельности к другому? На этот вопрос А.Н. Леонтьевым была высказана гипотеза. Деятельность имеет мотив. Мотивы бывают знаемые и реально действующие. Например ребенок приходит в школу и знает, что ему надо учиться, а на самом деле он хочет играть. Когда знаемый мотив становится реально действующим, происходит переход ведущей деятельности.

Эльконин, изучая тот же вопрос, пришел к выводу, что есть виды деятельности, которые преимущественно формируют систему мотивов и потребностей, а есть те, которые формируют непосредственно знания и навыки. Он ввел гипотезу о чередовании видов деятельности: мотивационно-потребностные и операционально-технические.

Например, в игре формируется мотивационно-потребностные структуры, и у ребенка появляется желание стать учеником, а в учебной деятельности ребенок осваивает знания, умения навыки, формируется операционально-техническая сфера личности. Эльконин показал, что в младенческом возрасте у ребенка формируется мотивационно-потребностная сфера, которая реализуется в раннем возрасте, когда формируется операционально-техническая сфера личности при помощи орудийно-предметной деятельности.

Границы чередования этих видов деятельности делят детство на 3 большие группы: раннее детство, детство и отрочество. И каждая их этих групп содержит 2 стадии. Каждая стадия, в свою очередь состоит из фаз развития, которые изучены в меньшей степени. Например, в младенчестве фазы – первое и второе полугодие жизни.

Как происходит переход от одной стадии к другой в рамках периодах? Эльконин высказал гипотезу о больших и малых кризисах развития. Большим кризисом развития является: кризис новорожденности, кризис 3 лет и кризис подросткового возраста. Малые кризисы – кризис одного года, кризис 7 лет и кризис 15 лет. Большие кризисы он назвал кризисами отношений, а малые – кризисами мировоззрений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.