Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная психология. Лекция №3: Младенчество и кризис одного года




Стадия младенческого возраста.

Комплекс оживления – та граница, котоая разделяет критический и стабильный возраст. Социальная ситуация развития ребенка младенческого возраста – ситуация единства ребенка и взрослого (мы). Ребенок еще не различает, что относится к нему, а что принадлежит к взрослому миру. Ребенок максимально нуждается во взрослом человеке, и у ребенка нет ни одного специфически человеческого средства воздействия на взрослого. У него появляется улыбка, плач, но улыбка и плач свидетельствуют о состоянии ребенка (плохо/хорого) и не обозначают объекты внешнего мира, которые обозначает слово. Это противоречие составляет задачу развития. Задача эта решается в ведущем типа деятельности ребенка это возраста.

Задача: найти средство общения со взрослым.

Ведущий тип деятельности: эмоционально-непосредственное общение между ребенком и взрослым (мимика).

Н.М. Щелованов руководил в 20-е годы центром развития здорового ребенка в институте мозга в Петербурге. В этой лаборатории работали многие выдающиеся исследователи раннего возраста: Фигурин, Денисова (написали книгу, посвященную первому году жизни ребенка).

Щелованов придумал манеж, который имел длинные ножки так, что доходил до уровня груди взрослого человека, где взрослый человек вел уроки общения со многими детьми. Каждый ребенок имел возможность иметь с учителем зрительный контакт. Воспитательница должна учитывать активность ребенка, ничего не делать насильно. Кормление ребенка – воспитательница поднимает ложку до уровня глаз ребенка, так чтобы ребенок мог на неё посмотреть. У ребенка открывается рот, и тогда она свободно может его кормить. За этим способом воспитания скрывается золотое правило – сначала нужно сориентироваться, а потом действовать. Из самого простого действия нужно формировать способность ребенка к ориентировке.

Схема структуры возраста в психоанализе и в культурно-исторической психологии.

Психоаналитика прежде всего интересует, как в каждом возрасте происходит дифференциация личности. На первом месте в психоанализе стоят психологические новообразования возраста. Результатом является выделением из «оно» субстанции «я». «Я» ребенка связано с отношением ребенка к его матери. Между ребенком и матерью должны быть установлены отношения привязанности. На втором месте в структуре возраста находится психосексуальное развитие – 2 либидонозных действия (сосание, кусание во втором полугодии) и в зависимости от того, как эти желания удовлетворяются, так и развивается характер. Ну и на третьем месте отношения между ребенком и взрослым.

Выготский относился с большим интересом к психоанализу, но, анализируя работы современных ему авторов, он изменил парадигму, взгляд на развитие ребенка. Для него на первом месте стоит социальная ситуация развития – специфическая неповторимая система отношений между ребенком и взрослым. В младенческом возрасте это ситуация «мы». Согласно идеям последователей Выготского, эта социальная ситуация содержит в себе внутренние противоречия, которые составляют задачу развития соответствующего возраста. Каждый возраст содержит определенную задачу развития. Ребенок максимально нуждается во взрослом человеке. Лисина писала: ребенок беспомощен, когда он один, но ребенок и мать – великая сила. Нуждаясь во взрослом, ребенок не имеет ни одного специфического средства воздействия на человека. Единственное, что у него есть – это мимика, но мимика свидетельствует о состоянии ребенка и не имеет предметной отнесенности, и в развитии ребенка в этом возрасте как раз должно и появиться первое слово. Задача решается в деятельности. Та деятельность, в которой решается задача является ведущей.

Понятие деятельности было введено А.Н. Леонтьевым, но в последующем этот термин дополнялся. Ведущая деятельность – та, в которой формируются психологические новообразования.

Эту схему возраста мы будем использовать каждый раз, когда будем изучать каждый возраст. Если сравнивать анализ в психоанализе и в культурно-исторической психологии, анализ поставлен с головы на ноги

Доказательством тому, что общение является ведущим видом деятельности в этом возрасте, является госпитализм (если общение ограничено, ребенок отстает в развитии).

Э. Пиклер в 1946 году сразу после войны создала методолгический центр домов ребенка по собственной системе. Основным принципом воспитания ребенка является эмоциональное, неторопливое, нежное общение с ребенком во время ухода за ним.

Новообразования. Сенсорные процессы опережают развитие моторной сферы. Здесь важно соблюдение основного правило воспитания и развития ребенка: ориентировка всегда опережает исполнение. Котята слепые, но они могут двигаться, а человеческий младенец – наоборот. Золотое правило, заложенное природой – сначала сориентироваться, потом действовать.

В первые часы и дни своей жизни ребенок способен к различению довольно сложных стимулов. Ребенок, рождаясь на свет, смотрит в разные стороны, но затем взгляд начинает конвергировать на воспринимаемом объекте, затем он уже может полностью сосредотачиваться на нем, и, наконец, третье достижение – реакция на новизну.

В этом возрасте интенсивно начинают развиваться голосовые реакции – движения голосового аппарата. Они вплетены в общение между ребенком и взрослом: гуканье, гуленье и лепет. Лепет всегда привлекал внимание исследований. Было замечено, что фонематический состав лепета соответствует фонематическому составу звуков родного языка, потому что лепет развивается благодаря общению со взрослым человеком.

В возрасте около 5 месяцев в развитии ребенка происходят революционные изменения – акт взятия и удержания предмета (акт хватания). У истоков развития находится действие, акт хватания это действие, а любое действие всегда состоит из двух частей (ориентировочной и исполнительной части). Для того чтобы акт хватания возник, надо чтобы рука ребенка превратилась в орган восприятия. Для того, чтобы акт хватания возник, необходимо чтобы рука раскрылась. Когда это происходит, ребенок начинает ощупывать свои ручки, следить за этим процессом взглядом. Как только акт хватания появляется, то в развитии ребенка происходят существенные изменения. Суперпозиция большого пальца – противопоставление большого пальца остальным – очень важная приспособленность руки человека к труду. Обезьяна цепляется, а ребенок берет предмет благодаря суперпозиции большого пальца.

Второе достижение – предметность восприятия. Это свойство восприятия. Она возникает тогда, когда есть непосредственный контакт органа с воспринимаемым предметом.

Когда появляется акт хватания, меняется пространство, появляется его глубина, которая пока что измеряется размером вытянутой руки.

Развитие предметных манипуляций. Манипуляции нужно отличать от предметных действий. Предметные манипуляции – ориентации на физические свойства предмета, а предметные действия – ориентация на человеческий способ использования предметов. Ребенок в младенческом возрасте живет в мире человеческих предметов, но действует с ними в соответствии с их физическими свойствами. Предметные манипуляции были изучены в институте мозга.

Абрамович-Лехтман изучала развитие предметных действий, и в книге Эльконина «детская психология» есть рассказ о ее экспериментах. Она, совершенно независимо от Пиаже делала наблюдения, сопоставимые с ним. Она показала, что в развитии ребенка от 5 до 7 месяцев можно наблюдать т.н. результативные действия (похожие на вторичные круговые реакции). Ребенок, размахивая игрушкой, получает удовольствие от того, как она звучит или исследует игрушку ртом. От 7 до 9 месяцев – действия двумя руками. Чтобы положить один предмет в другой, нужно его от себя отдалить. После 9 месяцев появляется функциональное действие (третичные круговые реакции). Ребенок с одним и тем же предметом действует по разному в соответствии с физическими свойствами предмета. Абрамович-Лехтман и Пиаже видели одно и тоже, но называли разными терминами.

Является ли развитие предметных действий – спонтанным процессом, или же это обучение? Этот вопрос имеет принципиальное значение, и был поставлен Элькониным. Он же дает ответ на этот вопрос. Он говорит о том, что ребенка этого возраста специально научить ничему нельзя, но человечество оказалось хитрее, и оно придумало для детей этого возраста т.н. программированное изучение (гораздо раньше, чем его разработал Скиннер для школьников). Это обучение заключается в конструировании игрушек для ребенка. Взрослый окрасил игрушку в разные цвета, положил горошек в игрушку, чтоб она гремела. В конструкции игрушки заключены действия, которые ребенок может совершать с ней. Это открывает проблему участия психологов в конструировании игрушек для детей. В нашем университете проводятся экспертизы игрушек, разрабатываются требования, имеется музей игрушек.

Итак, в развитии принимает участие и обучение, но опосредованно.

Когда предметные манипуляции развиваются, они способствуют развитию поз ребенка. Даже если родители стараются раньше посадить своего ребенка. Ребенок тянется к предмету, который хочет получить, и возникает сидение, которое расширяет поле зрения ребенка. Он хотел бы достать предмет, но у него не получается. Выготский обратил на это внимание и показал, что из неудавшегося хватательного движения ребенка рождается указательный жест.

Развитие указательного жеста. На помощь ребенку приходит мать, которая интерпретирует его движение, как указание. И после это движение становится указанием для самого ребенка. Здесь рождается новая высшая психическая функция. Сначала она разделена между ребенком и матерью. Указательный жест восполняет то недостающее звено, которое обеспечивает ситуативно-деловое общение (общение по поводу предмета). Оно не может осуществляться только при помощи мимических средств.

Как только указательный жест появился, мы вспоминаем Хайнса Вернера. Он говорил о принципе дифференциации как о указателе развития. Когда появляется что-то очень важное, новое, оно обрастает новыми явлениями, сопровождающими его. Например, когда ребенок тянется к предмету, он кряхтит (появление согласных звуков). Этот жест в сочетании со звуковыми реакциями приводит к возникновению слова. Эту речь называют автономной, ситуативной – она изобретается самим ребенком, понятна по ситуации. Но слово указывает на предмет. Слово отличается от лепета, т.к. имеет предметную отнесенность.

В библии сказано: в начале было слово, а Выготский говорит: в начале было слово, но слово было делом (указательным жестом.)

Рождение слова из жеста – главное новообразование. К основным психологическим новообразованием так же относят предметную манипуляцию и ходьбу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.