Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная система и принципы ее функционирования




 

Рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений, которая сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов отдельных товаров и услуг. Рыночная система не является изобретением какого-либо народа или группы людей; она исторически сложилась повсеместно во многих странах в процессе эволюции экономических отношений.

Основа рынка – обмен. Адам Смит считал, что обмен, наряду с даром речи и способностью рассуждать, присущи только человеку. «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой, – пишет Смит. – Никому никогда не приходилось видеть, чтобы какое-либо животное жестами или криком показывало другому: это – мое, то – твое, я отдам тебе одно в обмен на другое». Произведенный продукт каждый производитель меняет на нужный ему товар, производя сделку обмена в определенной пропорции. Если государство или третьи лица не вмешиваются в процедуру обмена (торга) и сделка заключается по обоюдному согласию сторон, то тогда мы имеем дело с рынком.

Рынок базируется на следующих принципах:

  • Частная собственность;
  • Свобода предпринимательства и выбора;
  • Личный интерес – как главный мотив поведения;
  • Конкуренция;
  • Опора на систему цен;
  • Ограниченная роль правительства.

В рыночной системе каждый получает деньги за то, что он продает, и на эти деньги покупает то, что хочет. Если нужно большее количество какого-либо товара, например, обуви, на него возникает поток новых заказов. Это вызывает повышение цены товара и увеличение его производства. Аналогично этому, если какого-либо товара имеется больше, чем люди хотят купить по последней рыночной цене, то цена в результате конкуренции понизится.

То, что верно в отношении рынка потребительских товаров, верно также и в отношении рынка таких факторов производства, как труд, земля и затраты капитала. Цена труда торговых работников, их почасовая оплата будет выше, чем у преподавателей вузов, если спрос на продавцов или мерчендайзеров в данный момент выше. При прочих равных условиях это приведет к переливу труда из одной отрасли в другую. Таким образом, рыночная система стремится к равновесию цен и производства, а противопоставление спроса и предложения, цен и издержек помогает решить три следующие проблемы:

  • Что именно будет производиться? Это определяется потребителями, которые покупают только тот товар, который им нужен; деньги потраченные потребителями поступают только к тем производителям, которые производят необходимый обществу товар.
  • Как производятся товары? Производители выбирают только те технологии, которые наиболее дешевы и обеспечивают необходимое качество товара.
  • Для кого производятся товары? Это определяется спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, которые увеличивают доход каждого лица в определенном соотношении с доходами других лиц и со всем доходом общества. Характер итогового распределения сильно зависит от первоначального распределения собственности, от приобретенных или унаследованных прав.

Так работает рыночный механизм, когда люди и предприятия, стремясь получить прибыль, вынуждены удовлетворять потребности других лиц. Тот, кто не в состоянии удовлетворить потребителей своей продукцией, не получает необходимых доходов и в конце концов покидает рынок.


 

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1. Как степень состязательности на рынке;

2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.