КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.Деспотии Востока
Время, начавшееся с возникновения первых государств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода. В IV—II тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период раннего Древнего мира). В конце II—I тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних государств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти государства вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших на периферии Древнего мира — античной Греции и Древнего Рима.
Предпосылки возникновения государства В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались непосредственно его членами. При возникновении споров выход находили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользовалось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с другими племенами за оружие брались все мужчины, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была ограниченной. Их власть распространялась на узкий круг вопросов и опиралась на силу авторитета, а не принуждения. Возникновение государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к специально созданным для этого институтам. Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение которого обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому признаку — на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей — чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени. Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы содержать аппаратвласти и подавления. Существуют различные объяснения причин возникновения государства. Среди них выделяются следующие: заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена, обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен. Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необходимо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние государства развивались, с течением времени у них возникали новые функции. Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ. Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наиболее крупные поселения стали центрами не только ремесла, торговли, но и административного управления. Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала ценностью. В результате развернулась ожесточенная борьба между первыми государствами за контроль над всем течением реки. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства — Нижний и Верхний Египет. В 3118 г. до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним. Столицей нового государства стал город Мемфис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем I династии фараонов (царей) Египта. В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата (его иногда называют также Двуречьем), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Ла-гаш, Ум, Эриду и др.). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2316—2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, царствовавшую полтора столетия. На рубеже III—II тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (находилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.
Рабовладение и общественные отношения в древних государствах В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, где они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большого значения для жизни племен. С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Верхнего Египта с Нижним было захвачено 120 тыс. человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Использование их труда приобретало большое значение для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в «говорящее орудие», которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регулярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину, Сирию. Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им своим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Они зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел. Большую хозяйственную роль играло сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ). Принадлежность к общине давала определенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменного строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки. Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, его воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и рабов. Наместниками фараона чаще всего назначались его родственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер. В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной. Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имуществом фараона и его приближенных, отвечающие за строительство Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считалось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок. Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принадлежала особая роль в жизни государства.
Культура и верования в Древнем Египте Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов — пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в XXVII веке до н.э. при фараоне Джосере. Самая крупная из пирамид—Хеопса — считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны — 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, — около 5 млн. 750 тыс. тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, ведущих к гробнице фараона. После его смерти тело бальзамировали, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и помещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами. Пирамиды столь велики, что даже в XX веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового фараона и должна была завершиться ко времени его смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупного государства, создание пирамид не представляется невозможным. Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей XXI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безграничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам. Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян. Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погубил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира. Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме того, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования. В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе /К(Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей. Широко была распространена грамотность. Египтяне использовали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова). Французский ученый Ж. Шампольон (1790—1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей. Значительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства. Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии. Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега. Во II—I тысячелетиях до н.э. первые государства Древнего мира вступили в полосу упадка. В то же время в этот период возникли новые государственные образования, возросло многообразие социальной, духовной, культурной жизни народов. Истоки слабости деспотий древности Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время представляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь цивилизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения техники изготовления посуды, инструментов не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись новые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влияния своих храмов. Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого положения. Пленные из других земель понимали, что протест или побег не вернет их в родное племя, отдаленное сотнями километров пустынных земель. Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил. Притеснения со стороны власть имущих были типичным явлением. Значительную часть переписки в Древнем Египте и Шумере составляли жалобы на поборы и произвол чиновников. В то же время в государствах древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали определенную защиту всем слоям населения, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племенные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности. Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792—1750до н.э.), создавшего в Месопотамии мощную державу. Они делили население Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном (царском) хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления устанавливались разные наказания, наиболее суровые—для рабов. При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость своего хозяина. Им дозволялось иметь свой дом и свою семью. Рабы не платили податей. Обеспечение их едой, жильем, одеждой было обязанностью их собственника (храма, вельможи или государства). Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях. В XVIII веке до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов, разгромивших войска фараона и поселившихся в плодородной долине Нила. Единое государство распалось на соперничающие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена. В XII веке до н.э. в Египет вторглись ливийские племена и так называемые «народы моря», живущие на Балканском полуострове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовления оружия из железа и были грозным противником. Египту удалось отбить это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства — Нижний и Верхний Египет, которые были завоеваны более сильными соседями. С наступлением железного века — появлением первых орудий из железа — производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить соседние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись. Новые государственные образования представляли собой военные деспотии. Они обеспечивали земледельческим общинам, ремесленникам и торговцам городов защиту от внешних врагов. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная деспотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно. Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серьезных военных поражениях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ассирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV—XIII вв. до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Ассирия. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В X—VII вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен. В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений. В VI веке до н.э. началось возвышение Персидской державы. Персы, при царе Кире II (правил в 558—530 до н.э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарий / (правил в 522—486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Его империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торговли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве платежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра. Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с городами-государствами Греции, в IV веке до н.э., она рухнула под ударами войск Македонии.
Древняя Индия В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III—II вв. до н.э. большую часть ее территории
контролировала империя Мауръев. После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Гуптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств. Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы. Большую роль играла здесь уникальная система общественных отношений. Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделилось на варны — замкнутые группы людей. К высшим относились варны брахманов (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная варна вайшьи объединяла рядовыхобщинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну — шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другую были невозможны. Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Европа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современного Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию, подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели — вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть наследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе. Варновая система, зародившаяся в долине Ганга, постепенно распространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д. Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в XX веке), делила общество на множество мелких сегментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности. Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки. Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль играла местная духовная и светская знать — брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй. Китай в эпоху древности Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории современного Китая. В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II—I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава которого, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих государств. Самое могущественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это время по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота — от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части — 6,5 м, в верхней — 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась. Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Ханъ. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь). Особенность Китая состояла в том, что главную опасность его целостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство. Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена. К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники награждались не землей, а получали регулярное жалованье. Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, выступая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки ограничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей государству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в I веке были отменены все наследственные титулы, запрещена купля и продажа земли. Государство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, ограничивались. Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 га, затем он был урезан до 2 га. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время государственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы. Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в I веке к восстанию, вошедшему в историю как движение «красных бровей». Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась. Новый этап духовной жизни С наступлением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий — зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как своего рода испытание, и тот, кто достойно проходил его, получал вознаграждение после смерти. Распространение зороастризма связывается с учением Зо-роастра (Заратуштры), (VII—VI вв. до н.э.), жившего в Иране. Согласно его взглядам, в мире идет борьба двух сил — Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который его толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеального царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III—VII вв. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623—544 до н.э.). По его учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма которого определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях. Грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник — в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване — прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в 1-11 вв. широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии. Конфуцианство — это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551—479до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали строгое соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Государство рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е. власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет его права, прибегает к произволу. Иудаизм утвердился в древнееврейском государстве Палестине в X—VII вв. до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах. Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь. В отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые религии ставили судьбу человека в зависимость от его действий, в том числе и по отношению к окружающим. Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.
Вопросы и задания o Укажите, в чем отличия государственной власти от родопле-менного устройства. Перечислите признаки государства. o В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры. o Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства. o Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте? · Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта · Укажите причины слабости деспотических государств древности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины его упадка? · Какие отношения регулировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона? · Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории велись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро? · Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты? · Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований. Заполните таблицу
Тема 4. Античная эпоха в истории человечества. Города-государства Греции и Италии
История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.
Античная Греция На рубеже III—II тысячелетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы — сплава меди и олова. В этот период на острове Крит складывается первое в Европе государственное образование. Археологи нашли на острове руины дворцов, доказательства существования развитой системы письменности. В 1450 г. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результате извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же время на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тогда в Греции. Они переняли критскую систему письма, стали играть заметную роль в торговле Восточного Средиземноморья. Однако в XII веке до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разрушена союзами греко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионийских племен Балканского полуострова и Малой Азии (они были известны египтянам как «народы моря»). Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их. Происшедшие тогда события нашли отражение в эпосе. В частности, существует гипотеза, что Платон под погибшей Атлантидой имел в виду цивилизацию Крита. Не исключено, что Гомер, описывая Троянскую войну, обратился к эпосу времен войн ахейцев с «народами моря». После завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко сократилась численность населения. Лишь с VIII века до н.э. началось возвышение греческих городов-государств. Особенности ихразвития во многом определялись природными условиями, геополитическим положением Греции. Относительно небольшая, гористая территория была благоприятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь большую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V века до н.э. возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населения, они снабжали Грецию недостающей продукцией. Первая греческая колония, город Кум, была основана в 750 г. до н.э. на побережье Италии. Особая роль мореплавания, требовавшая от людей смелости и выносливости, содействовала распространению в Греции культа физической силы и красоты тела. Начиная с 776 г. до н.э. в области Олимпия, считавшейся местом пребывания богов, каждые четыре года проводились соревнования атлетов городов-государств Греции. Олимпийские игры рассматривались как священные, на время их проведения прекращались войны, их победители пользовались величайшим уважением. Игры включали соревнования по бегу, скачки, пятиборье, кулачный бой и борьбу. Города-государства Греции В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Постепенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных государств — полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов племени, за которыми признавались права граждан. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни. Земля рассматривалась как общая собственность полиса, его достояние. С развитием товарно-денежных отношений стали возможными купля и продажа участков земли (правда, в некоторых полисах она ограничивалась), но только гражданами данного полиса. Античную Грецию принято считать родиной демократии. Действительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах, которые избежали дорийского завоевания, в общественной жизни произошли существенные изменения. Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введен принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции и обычая постепенно заменили законы (первые из них, устанавливающие общие нормы поведения для всех граждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г. до н.э.). В начале VI века до н.э. по инициативе архонта Солона (635 — 559 до нз.) все население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило позиции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники уравнялись с нею в правах. В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За ареопагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дела в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек. Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании. На общем собрании граждан округа ставился вопрос: «Есть ли в государстве человек, угрожающий существующим порядкам?» Присутствующие писали на черепках битой глиняной посуды (остраках) имя того политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию). Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия. Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное население в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели — подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат. В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была ограничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, деньги ими не признавались. Спартанское государство вело постоянные войны против соседних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.
Города-государства Италии. Основание Рима В развитии городов Италии и Греции проявилось много сходных черт. В VIII—VI вв. до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования. На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население. Письменность этрусков до сих пор не расшифрована. Судя по остаткам захоронений, это была довольно развитая цивилизация, включавшая не менее 12 городов, торговавших со всем Средиземноморьем. Особую роль у этрусков играла племенная знать. Существует гипотеза, что устройство их городов-государств (спур) напоминало спартанское. В 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан город Рим. Согласно легендам, Рим был построен потомком троянского героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и поселился с друзьями на холме Палатин. Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом управления был сенат (от лат. «senex» — «старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль верховного правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей сената. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии. Потомки основателей города называли себя патрициями («patres» — «отцы»), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жесткий принцип патриархата: глава семьи владел всем имуществом, мог казнить или продать в рабство ее провинившегося члена. В то же время земли считались общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны против соседних племен и городов-государств, количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало. Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни города, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Они могли просить покровительства у патрициев, становясь их «клиентами», и получать работу в их хозяйствах, быть ремесленниками, торговцами. Родоплеменные традиции ограничивали царскую власть. При Сервии Туллии (правил в 578—534 до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанесшие серьезный удар по привилегиям родовой знати. Все мужское население, включая плебеев, было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и соответственно способности приобрести легкое или более дорогое тяжелое вооружение. Каждый разряд делился на центурии (сотни), которые в случае войны выступали на поле боя. Всего было 193 центурии, патриции выставляли 19 центурий всадников. (Для оснащения конных воинов требовались наибольшие расходы.) В мирное время члены каждой центурии получали право обсуждать текущие дела города, становясь органом управления. Беднейшие римляне, неспособные купить оружие, объединялись, вне зависимости от их числа, в центурию «пролетариев» (от лат. «proles» — «потомство»). Подразумевалось, что они годны только на его воспроизводство. Ущемление интересов родовой знати вызвало сопротивление. Туллий был убит, новый царь, Тарквиний Гордый, отменил проведенные реформы. Однако тиранический характер его правления также вызвал гнев сената. В 509 г. до н.э. он был изгнан. В Риме устано- вилась республика. Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались сенатом из числа патрициев сроком на год. В начавшейся войне с этрусками римлянам удалось отстоять независимость. В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказались участвовать в очередном военном походе и в полном вооружении покинули Рим. Патриции вынуждены были восстановить порядки, введенные Туллием. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. В частности, трибуны могли приостанавливать выполнение принятых им решений. В 451—450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались на основе племенных обычаев и традиций). С 445 г. до н. э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Еще через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счет. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам. Происшедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи. Эти перемены содействовали превращению городов-государств в крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |