КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Возникновение ислама
Аравийские племена в начале новой эры Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существовать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у которых к VII веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис — совет, состоящий из глав семей или родовых общин. Заметную роль играли военные вожди. Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды. Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения — иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святыне — черному камню Кааба (его происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одного из крупнейших городов Аравии — Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств. Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию. К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов. Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом. По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, одетых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласивший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха. Проповедь нового учения, ислама (это слово означает «покорный»), вызвала раздражение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсчета нового летоисчисления. Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Аравия была объединена сторонниками ислама. Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну. Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусульмане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства. Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни. Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось носить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным. К числу различий относились следующие. Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко регламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг правоверного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единственным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд. Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозглашении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рассматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что погибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убеждении, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека решается волей единого Бога — Аллаха. В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.
Арабские завоевания Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Под их руководством арабские войска нанесли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно (в 668, 673—678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Индии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, где в 732 г. в битве при Пуатье они потерпели поражение от франков. Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причинами. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их военные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных территорий.Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византийского христианства и иранского зороастризма, быстро усваивались широкими массами населения в покоряемых землях. В исламе еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчинения суровым законам шариата нередко воспринималась как меньшее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чиновников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично переходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошенные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обрабатывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов. Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было традиций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах, некоторые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Месопотамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось. Утверждению ислама на завоеванных территориях способствовала гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в лучшем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Приверженцы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало распространению ислама.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |